Найти тему
LiveLib

Адюльтер в сельскохозяйственных декорациях

    Адюльтер в сельскохозяйственных декорациях
Адюльтер в сельскохозяйственных декорациях

Небольшое количество прочитанных у Джека Лондона книг едва ли позволит мне назваться знатоком его творчества, и все же сейчас я точно не соглашусь с мнением автора, что «Маленькая хозяйка Большого дома» - его лучшее произведение. Я еще помню, как несколько лет назад «Мартин Иден» одарил меня бурей эмоций. Будучи не всегда на стороне героев, я тем не менее и злилась на них, и горячо сопереживала им. Что же здесь? А здесь все грустно. Так всегда выходит, когда последняя страница приносит облегчение, свободу от читательских обязательств.

Если отринуть в сторону словесную и сюжетную шелуху и не пытаться разглядеть в романе то, чего в нем нет, на поверку окажется, что мы имеем историю, вписывающуюся в небезызвестную геометрическую фигуру. Три героя, три точки опоры - вот вам и любовный треугольник, а то, что случилось с Диком Форрестом, его женой Паолой и Ивэном Грэхемом как-то иначе, нежели адюльтером в сельскохозяйственных декорациях, и не назвать. От книг с подобным сюжетом я бегаю давно, опасаясь получить неудобоваримое месиво из страданий и истерик, но то ли дело классика, ознакомиться с которой никогда не помешает. Очевидно, что целью автора было не воспользоваться известной формулой, а создать на ее основе что-то уникальное, и потому героев Лондона обычными никак не назовешь. Брак Дика Форреста и Паолы Дестен что твой коньяк двенадцатилетней выдержки, всем казался совершенным. Он - хозяин огромного поместья, фермер и животновод, знаток во всех сферах, внимательный и беспощадный. Дик излучает спокойную силу, уверен в своем сердце и уме, в своей жизни и работе, во всем, что ему принадлежит. Не имея особых талантов, он никогда не выказывает при этом слабости или неуверенности. Словом, редкий образец среднего, нормального, уравновешенного и всесторонне развитого человека. Она - женщина-мальчик, вечное дитя и вместе с тем своевольное облачко розовой пыльцы. В ней ослепительно горит огонь жизни, а в каждой мышце, в каждой линии, в каждом жесте чувствуется непоколебимая, настороженная, жгучая гордость. Паола слывет демократкой, открытой, искренней и честной, прямой, без предрассудков, ни в коем случае не безвольной игрушкой при муже. Их союз был прочен как их Большой дом, в котором нестрашно было укрыться от любых бурь… Но, как известно, даже на «Титаник» нашелся свой айсберг. Этим айсбергом, столь некстати объявившимся на горизонте чужой семейной жизни, стал Ивэн Грэхем. И нужно сразу сказать, соблазнителем Ивэн не был. Пережив потерю в прошлом, нового чувства он и не искал, а все же влюбился. Грэхем был светел и легок, в нем таилось неуловимое обаяние, что-то от сказочного принца. Форрест производил впечатление более сильного и сурового человека, чем Грэхем, более опасного для других, более крепкой хватки. И все же именно Ивэн привлек внимание некогда стойкой и безучастной к своим поклонникам Паоле. Сердцу не прикажешь. По названию романа логично предположить, что сюжет упрется в метания маленькой хозяйки Большого дома меж двух огней (и они, конечно же, будут), но вот, сдается мне, основой сюжета они так и не стали. Впрочем, как и Паола, на мой взгляд, не стала здесь главным героем. Тут кстати хочется отметить, что Джек Лондон ну очень долго запрягает, четверть книги мы знакомимся именно с Диком, на трети обнаруживаем, что на адюльтер еще и намека нет. Муж роковой красотки ощутимо перетянет сюжетное одеяло на себя. Читатель познакомится с его прошлым и настоящим, познает трудности ведения столь большого хозяйства. Прошлое Паолы же не будет раскрыто читателю в той же мере, что у Форреста. История Грэхема и вовсе будет подана общими крупными мазками. В книге о небанальном любовном треугольнике ожидаешь все-таки несколько иного подхода к изображению персонажей. Зато будет много лошадей, овец и прочего скота. Помните, была передача «В мире животных?» Так вот здесь читатель очутится в мире фермерства, и посему будет обстоятельно посвящен в тонкости животноводства, разведения лошадей разных пород и целей, познает, независимо от своего желания, особенности сохранения плодородной почвы, осушения болот, высадки люцерны… Вот пишу и только не зеваю. Роман соткан из диалогов и напоминает непринужденную беседу, что ведется то в полях Дика, то в его гостиной. Разговоров в романе предостаточно. Неиссякаемые, они льются рекой на читателя, подчас не имея к основной линии сюжета какого-то отношения (тут вам и искусство, и философия), и уж если на то пошло, подчас уводят от внутренних переживаний и размышлений героев, попавших в затруднительное положение, - того, что действительно было бы интересно узнать. Да и сами герои не показались мне совсем уж незаурядными. Порой неслабо бесили… Дик Форрест любит свою жену, уважает каждую гостью Большого дома, но при этом на раз-два выдает вот такую мысль с душком мизогонии: «И для наших женщин в большинстве случаев самое главное - любовь к мужчине и материнство, к которому они предназначены природой. В биологии нет никаких оснований для всей этой современной женской кутерьмы из-за работы и политических прав». Его позиция в сложившейся с Паолой и Ивэном ситуации и вовсе кажется мне странной. Я могу понять нежелание Дика как-то повлиять на выбор Паолы, но не знаю, как расценивать его неспособность (?) хотя бы чуточку больше уделять внимание жене, когда ее очарование Ивэном становится все более очевидным. Хэллоу, так ли ведут себя, когда любят, дорожат и не хотят потерять? Ему не хватает утренних поцелуев жены, и все же он будет сидеть и ждать их, не сдвинется с места ни на йоту. Порой кажется, что он даже упивается своей ролью покинутого благородного рыцаря. А уж как хороша Паола! В тексте не раз подчеркивается ее идеальность во всем. Вот только чем это подтверждается? Какими словами или поступками? Паола играет на двух фронтах и свою неспособность решить с кем остаться перекладывает на плечи открытого и прямолинейного мужа. От подобного поведения, честно, подташнивает. И да, по мне так в ее финальном поступке благородства и большого ума не обнаружить. Это просто побег от ответственности в духе подростка пубертатного возраста! Рассуждать об Ивэне не особо хочется, ибо о нем и сказано в тексте меньше всего. Единственное, в чем я уверена: достойной платой за годы дружбы с Диком был бы все-таки своевременный отъезд из Большого дома.

Чтение этого небольшого романа Джека Лондона у меня по многим причинам затянулось. Подробностей ведения большого хозяйства здесь было немало, и каюсь, они порядком меня утомили. Столь ожидаемый финал кроме досады и облегчения ничего и не вызвал, так что можете смело упрекнуть меня в черствости. И все же значительно занижать оценку данной истории не хочется. По крайней мере, было бы просто глупо оценивать высоко только те книги, что вызывают исключительно положительные эмоции и держат в напряжении от первой до последней страницы. Никто из героев не сумел меня в полной мере очаровать (даже замечательный Дик!), но все же каждый по-своему произвел впечатление. Поведение всех участников этого несчастливого треугольника хотелось обсудить, нередко - осудить. И вот в этом, пожалуй, и кроется прелесть непревзойденной классики. Она манит чудесным слогом и редко оставляет равнодушным, она часто побуждает размышлять и актуальна во все времена, она применима к каждому поколению и для каждого будет полна ценных выводов и уроков… А значит, жива.

Встретить незаурядную женщину было все равно, что найти великолепную жемчужину в лагуне, опустошенной многими поколениями искателей жемчуга.

Рецензия пользователя livelib.ru Tsumiki_Miniwa. Источник