Не бывало ещё в истории войн успешных реализаций "вундерваффе" (чудо-оружия), изменившего ход войны в чью-либо пользу.
Но в истории полно примеров удачных систем вооружения, которые делают то, что на Западе называют "game changer" (меняющие правила игры), то есть заставляющие противника реагировать, внося существенные изменения в свою тактику либо техническое переоснащение.
Появившись в начале 1943 года на фронтах Второй мировой, танк "Тигр" стал абсолютным "game changer".
С весны 1943 по весну 1944 года эта машина действительно не имела конкурентов среди танков союзников и в течение года находилась на вершине танковой "пищевой цепочки".
Не имея возможности долгое время ответить своим техническим переоснащением, советские танкисты отвечали тактикой на поле боя, прежде всего активным маневрированием, основанным на численном превосходстве.
Той зимой в боях за Украину немцы активно применяли "Тигры" и активно их теряли – фронт был большой и очень подвижный, вышедшие из строя "Тигры" бросались при отступлениях и уходили в безвозвратные потери.
Иначе обстояли дела, когда "Тигры" занимали оборонительные позиции на статичном фронте, отбивая лобовые атаки советских танков.
Такая ситуация редко давала хоть какие-либо шансы советским танкистам, если речь шла именно о чисто танковом бое.
501-й батальон насчитывал по штату 45 "Тигров" и накануне наступления был близок к штатной численности.
Это сразу изменило баланс сил на поле боя под Витебском.
Предыдущая статья данного цикла:
Тяжёлые истребители танков "Насхорн"
Но и это было ещё не всё. Немцы бросили в бой 655-й тяжёлый противотанковый дивизион, состоящий из тяжёлых истребителей танков "Насхорн" (что значит "носорог" по-немецки).
Это дальнейшее развитие старой концепции, начинавшейся с лёгкого "Панцерьягера" – противотанковое орудие в открытой рубке на танковом шасси, по сути самоходная мобильная платформа для противотанкового орудия.
"Насхорн" в этой концепции был самой мощной разработкой. Он вооружался мощным орудием 88 мм. Минусом "Насхорна" была слабая бронированность и уязвимость, а также довольно высокий силуэт. Поэтому при наступлении, например под Курском, опыт их применения был неоднозначный.
Зато плюс "Насхорна" – это точное дальнобойное орудие, с пятикратным прицелом "Насхорн" мог уверенно поражать любой советский танк на дистанции до 3000 м, и это было огромным преимуществом в обороне. Да ещё и в нелётную погоду, когда самоходки с открытыми рубками не подвержены ударам авиации.
Именно такие идеальные для "Насхорнов" условия и сложились той зимой в Белоруссии.
Немцы вели в бой 43 исправных "Насхорна".
Итого выходит более 150 единиц бронетехники.
Снова имея формально на всю армию одну полудохлую дивизию с четырьмя десятками танков, немцы смогли за короткий срок сконцентрировать в обороне полторы сотни стволов на гусеничной тяге.
Так что не удивительно, что дальше Городка советские войска продвинуться не смогли.
Наступление сорок третьей армии во фланг немецкой группировки закончилось ещё скромнее.
Армия была самой слабой, у неё было всего 40 танков.
19 декабря произошёл бой между "Тиграми" и вторым батальоном шестидесятой танковой бригады, состоящим из девятнадцати танков.
В бою "Тигры" подбили сразу все советские танки до единого.
Так что сорок третья армия задачу не выполнила.
Одной из известных фотографий боёв под Витебском является фото "Тигра", проезжающего с двумя трофейными советскими пулемётами на корме мимо группы пленных красноармейцев.
В последние дни декабря сорок третьего наступление закончилось окончательно. Витебск взять не удалось. Потери Первого Прибалтийского фронта за декабрь составили 80.000 человек, потери немецкой Третьей танковой армии - 12.000.
Наступление Западного фронта на Оршу
Южнее Первого Прибалтийского фронта в это же время наступление в Белоруссии развернули войска Западного фронта.
Их целью был город Орша.
Западный фронт не отличался от других советских объединений, пытавшихся в это время освободить Белоруссию.
Стрелковые дивизии сильно просели в численности, а на весь фронт имелся один танковый корпус.
Западный фронт также преследовал немцев после освобождения Смоленска, но попытка начать наступление на оршанском направлении сразу будто упёрлась в стену.
Первое наступление фронт начал 12 октября.
Особенностью было то, что большая ставка делалась на Первую польскую пехотную дивизию, которая насчитывала более 12.000 человек личного состава, о чём могли только мечтать советские дивизии фронта, насчитывающие по 4-5 тысяч человек.
Поляки наступали в первом эшелоне, но проблемы у них начались ещё до начала операции. Накануне наступления 25 польских солдат перешли к немцам.
В ходе двухдневных боёв поляки потеряли более 500 убитыми, более 1600 ранеными и 661 человека пропавшими без вести, не сумев прорвать немецкую оборону.
Такое необычайно высокое число пропавших без вести в наступательной операции говорит о том, что количество перешедших к немцам поляков двадцатью пятью явно не ограничилось. Уже через 2 дня польскую дивизию вывели в тыл.
Результаты наступлений Западного фронта
Если двум другим фронтам в первые месяцы удалось продвинуться в общем итоге на десятки километров и освободить ряд городов, то Западный фронт в своём первом наступлении продвинулся на 1.5 км. За 1.5 км фронт потерял более 23.000 человек, в том числе почти 6.000 убитых.
Следующая попытка наступления была предпринята 21 октября. Атаки шли до 26 октября, удалось добиться вклинения от 4 до 6 км. Прорвать оборону противника не удалось. Потери за 5 дней - 19.000, из них 4.787 убитых.
Продолжение: