Найти в Дзене
С Богом по жизни

Меня одолевают искушения

"Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома, и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина..." (2 Цар. 11:2, 3).

Библия не похожа ни на одну книгу. Так же как Оливер Кромвель на портрете, Божьи выдающиеся мужи представлены в Библии без каких-либо прикрас. Библия говорит о Давиде, как о пастухе, которого Бог сделал царем Израиля. Он был сладкоголосым певцом и написал большую часть известных нам псалмов. Давид был Божьим непобедимым воином, военачальником, который смог покорить Божьих врагов и объединить израильские племена. И тем не менее, когда Святой Дух писал образ Давида в Библии, Он не стал наводить глянец на портрете. Он заставил руку, водившую пером, как можно ярче описать самую неприглядную часть жизни Давида. Несмотря на тесную связь Давида с Богом, вдохновенный автор не скрывал и не умалял грех Давида.

Как все грехи, грех Давида начался с возможности для искушения. Израильтяне возобновили войну против аммонитян (2 Цар. 11:1). За год до этого Давид и его армия добились нескольких побед, но враг еще не был полностью покорен. С наступлением более благоприятных погодных условий для ведения военных действий армия Давида вновь отправилась на поле боя; однако на этот раз Давид остался в Иерусалиме.

С кровли своего дворца Давид мог видеть крыши ближайших домов. Однажды под вечер, встав с постели, он пошел прогуляться по кровле своего дворца. На крыше соседнего дома он заметил купающуюся женщину. Увидев ее, Давид исполнился похотью, которая затмила его разум. По поручению Давида было выяснено, что эта была Вирсавия, жена Урии хеттеянина, одного из самых преданных воинов Давида.

Святой Дух не передает нам подробности дальнейших мотивов и действий Давида. Писание очень кратко сообщает лишь факты его греха. Давид послал за Вирсавией. Она не отказала ему в его просьбе, и они вместе совершили прелюбодеяние. Как одного шага довольно, чтобы погибнуть в зыбучих песках, так и один грех влечет за собой цепь последствий, остановить которые уже невозможно. Результатом греха Давида и Вирсавии стала беременность Вирсавии.

Давид попытался скрыть свой грех. Он вызвал Урию с поля боя якобы для того, чтобы тот доложил об осаде города Раввы. Расспросив Урию, Давид отпустил его и дал ему разрешение зайти домой. План Давида был безукоризненным — по крайней мере, таким он казался ему самому. Если Урия проведет одну ночь дома с Вирсавией, Давиду удастся скрыть свой грех. Все будут считать, что отец ребенка Вирсавии — Урия.

Однако Урия обладал сильным характером. Вместо того, чтобы идти к себе домой, он провел эту ночь у входа в дом Давида. Благородство Урии также становится очевидным из его ответа Давиду. На вопрос о том, почему он не пошел домой, Урия ответил, что не смог бы наслаждаться домашним уютом в то время, как его воины спят под открытым небом. Можно, конечно, предположить, что до Урии дошли слухи о связи Давида с Вирсавией.

Следующий шаг в коварном плане Давида заключался в том, чтобы напоить Урию. Тогда, думал Давид, он уж наверняка пойдет домой и ляжет спать с Вирсавией. Однако и этот замысел провалился, потому что Урия снова провел ночь во дворце. В отчаянии, желая во что бы то ни стало скрыть свой грех, Давид предпринял более решительные меры.

Давид дал Урии письмо, которое тот должен был передать Иоаву, главнокомандующему армией. В этом письме Давид приказывал Иоаву поставить Урию в самое опасное место в сражении, а затем отвести от него основные силы войска. В результате таких маневров Урия был убит.

Гонец Иоава принес Давиду весть о смерти его слуги Урии. Давид вынужден был либо лицемерить, либо открыть свой грех. Присутствовавшим Давид сообщил, что Урия погиб на поле боя. После этого он без помех взял Вирсавию в жены и решил, что на этом все уладилось. Однако глава завершается на мрачной ноте, от которой холодок пробегает по коже: "...И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа" (2 Цар. 11:27).

Как легко мы осуждаем действия и мысли Давида! Прошли столетия, а природа человека не изменилась. Сегодня мы страдаем от тех же соблазнов, перед которыми не устоял Давид. В своей жизни мы обнаруживаем такие же мотивы и желания. Во всех нас, как и у Давида, живет тенденция к лицемерию. Мы можем многому научиться на примере искушения, греха и прощения Давида, чтобы избежать аналогичных трудностей.

ВСЕ ЛЮДИ ПОДВЕРЖЕНЫ ИСКУШЕНИЮ

Давиду не были чужды человеческие слабости. Это не оправдывает его грех, но все же объясняет его искушение. Все мы испытываем такие же естественные желания, которые Бог дал нам ради нашего блага. Наше сексуальное влечение обеспечивает выживание человека как вида. Желание пить и есть обеспечивает жизнедеятельность наших тел. Эти и другие инстинктивные желания естественны и необходимы.

Ни одно из этих желаний, само по себе, не является греховным, так как Бог указал нам законный путь удовлетворения каждого из них. Грех приходит тогда, когда люди пытаются удовлетворить эти естественные желания неестественным, незаконным или безнравственным путем. Хотя Бог предназначил половые отношения только для супругов, некоторые ищут удовлетворения своих желаний в прелюбодеянии. В то время как существует законный способ приобретения пищи, некоторые прибегают к воровству или живут на иждивении других. Стремление иметь кров над головой и удобства также может быть извращено. Некоторые люди копят богатства, намного превышающие их потребности, забывая при этом о своей ответственности перед теми, кто менее удачлив. Даже удовлетворяя самые основные, естественные свои потребности, люди могут найти много случаев согрешить.

Эта слабость не означает, что наше падение неизбежно. Она означает, что, удовлетворяя свои основные потребности, мы должны управлять своими желаниями и обстоятельствами. Для этого требуется ежедневное сражение, которое может быть выиграно только при постоянном подчинении нашей воли Христу.

"Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу" (2 Кор. 10:4, 5).

"Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным" (1 Кор. 9:27).

"Ибо, если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете" (Рим. 8:13).

Мы никогда не сможем полностью победить грех и искушение. Они постоянно присутствуют в нас, так как дьявол настойчив.

С Божьей помощью христианин может выдержать любые искушения. В 1 Кор. 10:13 сказано: "Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение так, чтобы вы могли перенести". И хотя мы, возможно, не справляемся со всеми искушениями, мы в состоянии одержать над ними верх, если только приложим к этому усилия, черпая в Боге силы, а в Его Слове водительство.

-2

ИСКУШЕНИЕ МОЖЕТ БЫСТРО ПРЕВРАТИТЬСЯ В ГРЕХ

Грех не был присущ Давиду как таковой, но начался с искушения. Давид согрешил потому, что неправильно отреагировал на искушение. Поскольку человек нисколько не изменился, мы должны понять основную природу искушения. Только тогда мы сможем его преодолеть и одержать над ним победу.

В основе искушения лежит привлекательность. То, что неприятно, редко нас искушает. А вот то, что обещает наслаждение, исполнение желаний или душевный покой, для нас наиболее соблазнительно. Сталкиваясь с искушением, мы с легкостью оправдываем свою заинтересованность чем-то привлекательным. Зачастую мы думаем: "Мне это нужно", — что и ведет нас к греху.

Когда наши приоритеты и ценности искажаются, искушение усиливается, и грех приобретает еще большую привлекательность. У Евы было все необходимое в Эдемском саду, и все же ей захотелось отведать плода, обещавшего ей нечто такое, чего у нее еще не было. И в современном мире сирены зовут христиан к богатству, удовольствию и легкой жизни. Извращенная шкала ценностей может привести только к постоянному искушению все время искать чего-то более привлекательного, чем мы уже имеем.

Искушение — это часть развития греха. До того, как совершится реальный грех, должна существовать возможность совершения этого греха. Давиду такая возможность представилась. И он пошел по этой дорожке к греху.

Грех можно предотвратить на любом этапе движения к нему. Почувствовав искушение, мы можем сдержать свое желание согрешить. Даже поддавшись искушению, мы все же еще можем избежать представившегося для греха случая. Но если позволить себе пройти через все этапы желания, искушения и представившегося случая, грех может стать неотвратимым.

Я как-то прочел о человеке, который во время своих публичных молитв неизменно повторял одну и ту же фразу: "Боже, удали от нас паутину греха и сомнения". Однажды другой человек, неоднократно слышавший эти слова, не выдержал и прервал молитву: "Не делай этого, Боже! Лучше убей паука".

Когда искушение становится грехом? Мы видим, что искушение заставило Давида предпринять шаги, ведущие к прелюбодеянию. Его грех заключался не просто в случайном взгляде, брошенном на Вирсавию, когда та купалась. Такое могло случиться со всяким. Его грех начался тогда, когда за этим последовали действия: когда он начал расспрашивать о Вирсавии и велел послать за ней. Иак. 1:14, 15 поясняет: "Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачавши, рождает грех..."

Живя по новому Божьему завету, мы должны знать и о грехе, отличном от греха Давида. Мы грешим не только тогда, когда нарушаем Божьи заповеди, но и когда помышляем об этом поступке или намереваемся его совершить. Иллюстрацией к этому служит объяснение Иисусом разницы между Его законом и законом, данным Моисею. "Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мф. 5:27, 28).

Иисус говорил не о случайно брошенном взгляде. Человек грешит, когда начинает действовать — искать возможность увидеть больше. Похотливый взгляд рождает фантазии о греховных действиях, которые затем ведут к желаниям, планам и намерениям при удобном случае совершить прелюбодеяние. Иисус осуждал именно такой взгляд. Подобное намерение не относится только к прелюбодеянию. Иисус учил, что помышлять о любом грехе или планировать любой грех — будь то убийство, обжорство или воровство — это все равно, что совершить его.

-3

ВАЖНОСТЬ УМОНАСТРОЕНИЯ

Уже одно умонастроение человека может находить для него возможности грешить. Исследование настроения Давида во время искушения может помочь нам лучше понять процесс искушения.

Был ли Давид доволен собой? Возможно, что прелюбодеяние ранее никогда не было для Давида проблемой. У него уже было много жен. В его положении он мог взять себе в жены почти любую свободную женщину, которую бы пожелал. Мы должны помнить, что наша предыдущая власть над искушением может иногда завести нас в ловушку. Прелюбодеяние или другие грехи, возможно, не были для нас проблемой в прошлом, как не являются ею и в настоящем. Но это не значит, что мы гарантированы от них в будущем.

Вдохновенный автор не дал нам объяснений, почему в то время Давид пребывал в безделье. Некоторые исследователи полагают, что он возгордился и решил, что его армия выиграет войну и без него. Можно также с равной степенью вероятности предположить, что генералы сочли слишком опасным пребывание царя на поле боя (2 Цар. 18:3). Если это действительно было так, то и тут получается, что Давида переполняла гордыня, предвестница погибели (Прит. 16:18). Возможно, его угнетала также мысль о том, что его армия в нем больше не нуждается. В общем, вполне вероятно, что Давид страдал от того, что теперь называют "кризисом средних лет".

Мы должны сводить к минимуму участие других людей в создании для нас условий для греха. Святой Дух не видел особой необходимости сообщить нам более подробно о самой Вирсавии и ее умонастроении. Была ли она так наивна, что думала, что никто не увидит, как она купается? А может, она преднамеренно показывала себя Давиду ради того, чтобы добиться возможности быть с ним? Мы не знаем и не можем этого знать. В любом случае за ее решение Давид ответственности не несет. Даже если она тщательно спланировала обольщение, это не оправдывает и не уменьшает грех Давида. Он несет ответственность за свои собственные взгляды, мысли и действия. Мы не должны винить других в создании таких условий, чтобы мы могли согрешить. Так мы просто пытаемся уклониться от собственной ответственности.

Если мы хотим удержать наши сердца от греха, мы должны не выпускать из-под контроля ситуации, способствующие грехопадению. Чтобы избежать греха, мы должны избегать самой возможности греха. Даже когда Давид смотрел на Вирсавию, его грех еще не был неизбежным. Он мог закрыть глаза или отвести взгляд в сторону. Он мог также уйти с крыши, смутившись видом купающейся женщины. Он мог выбрать любой из этих путей и не согрешить. Но он предпочел ринуться навстречу греху.

В этом Давид отличается от Иосифа. Когда Иосиф столкнулся с таким же соблазном, что и Давид, он не выпустил ситуацию из-под контроля. Он бежал от жены Потифара, даже если при этом ему пришлось вырываться из ее объятий (Быт. 39:7-9, 11, 12). Давид, столкнувшись с искушением, остался там, где был, и грех стал неотвратим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы должны знать о прогрессирующей природе греха. Искушение может привести к благоприятным условиям, которые, в свою очередь, могут привести к греху. Помните, что на любом из этих этапов мы имеем помощь, позволяющую нам преодолеть искушение. Но мы не можем рассчитывать на помощь свыше, если дошли до той точки, когда уже не в силах удержаться от грехопадения. Куда лучше избегать ситуаций, способствующих греху, чем оказаться в его ловушке. Умный человек знает, когда убегать от драки, в которой он не может победить.

Грех | С Богом по жизни | Дзен