Найти в Дзене
Святые места

5 мест литургии, где ты тормозишь

Многие из нас ходят в храм на литургию, многие полюбили это дело, многие причащаются. Но сегодня я назову пять вещей, которые многие упускают из виду, не понимают или не знают.

Я думаю, что всем будет интересно послушать об этом, и при должной чуткости сердца и фантазии эти пять вещей можно распространить на всю нашу повседневную жизнь.

Как и в случае с Божественной литургией, недостаточно просто ходить раз в неделю, в воскресенье, и причащаться, а в остальные шесть дней проживать так, как мы обычно живём, как живут многие непричащающиеся.

Мы должны всю свою жизнь посвятить служению Богу и ближним. И как литургия простирается на всю неделю, так и эти пять вещей из литургии тоже могут простираться на всю неделю.

1. Итак, первый пункт – это часы.

Часы – это маленькая служба перед литургией, когда мы приходим в храм, там что-то бубнят на фоне, пока священник не скажет: «Благословенно Царство», и не начнётся само действие. Многие из нас ходят по храму, ставят свечи, едут в трамвае в это время и совершенно не обращают внимания на Часы.

Но Часы – это не только необходимая подготовительная служба.

Здорово взять в телефоне, открыть Часы в переводе или в церковнославянском варианте и следить за тем, что читает чтец, потому что это псалмы, которые красивые, интересные, нужные, и в том числе готовят нас к службе.

Мы должны их знать и любить.

Святой Паисий Святогорец советовал во время чтения часов, чтобы мы вслед за священником, который в это время в алтаре совершает проскомидию, вынимает частички из просфоры и поминает всех живущих и умерших, Господа Бога и Пресвятую Богородицу, в этот момент вспоминали наших близких.

Мы подали записки, и они читаются либо накануне вечером, либо в этот момент. Мы подали записки, чтобы священник помянул, вынул частички. Вот они вынимаются, и давайте мы тех, кого мы записали, вспомним, потому что память – это что-то такое воскрешающее.

Память Господа Бога – это залог вечной жизни.

Мы говорим:

«Во Царствии Твоем помяни нас, Господи».

Где бы ни был человек, он это чувствует, потому что Господь про него вспомнил. И наша любовь с вами должна быть такой же. Чтобы, когда мы молимся о ком-то, этот человек, где бы он тоже ни был, он бы тоже это ощущал, что ему стало легче, что мы про него вспомнили.

2. Следующий момент – чтение Апостола.

Когда мы приходим в храм, это извечная проблема: мы худо-бедно понимаем проповедь, худо-бедно понимаем даже Евангелие, потому что его священник потом второй раз может прочитать на русском, объяснить может. Мы много раз уже всё это читали и знаем, слышали.

Но Апостол, то есть письма святых апостолов, они ускользают мимо нас. Но это одна из важнейших частей литургии и очень важная часть нашего богословия. Поэтому берите приложение, которое называется «Православный календарь», или просто книжечку, где есть все апостольские чтения воскресного дня.

Если вы по воскресеньям ходите в церковь, то следите за этим и ставьте себе задачу заранее дома прочесть этот отрывок из Апостола, чтобы понять его во время службы.

Возможно, стоит прочесть толкования, потому что Апостол – не самая простая вещь в жизни. Либо можно взять перевод с собой в храм и следить за тем, что читает чтец. То есть Апостол очень часто ускользает, и это тоже наша ошибка.

3. В конце литургии слова, после чтения Евангелия, во многих храмах начинаются сугубые прошения.

В это время священник начинает поминать особой молитвой тех, о ком нужно молиться, и в конце этих молитв прибавляются люди, наши с вами близкие, которых наши друзья-прихожане подали в записках, называемых «сугубое прошение».

Там есть разные варианты: сугубое прошение о болящих, обучающихся, о путешествующих. Очень часто это такая немного тягомотная минута в богослужении, потому что священника очень часто не слышно. В книжке, допустим, если мы по книге следим, не написано, что сейчас вообще происходит.

Священник молится о живых людях, которые нуждаются в нашей молитве, а мы с вами в этот момент переминаемся с ноги на ногу. Поэтому в этот момент очень важно, если в вашем храме это тоже происходит, тоже молиться.

Тут, наверное, есть недоработка священников. Я помню, как отец Андрей Ткачёв рассказывал, что перед литургией он говорил:

«Сегодня ко мне подошла Глафира Ивановна и говорит, что у неё случилась беда. У неё нога сильно заболела, и вот она на операцию собирается, а неизвестно чем кончится. Поэтому давайте сегодня помолимся не просто за всех, а за Глафиру Ивановну. Давайте мы свои сердца направим к ней».

Такой площадкой, таким рупором может быть приходской чат. Но опять же, в нашем приходском чате в WhatsApp мы просим всех помолиться. Допустим, за нас или за ближних, но в момент литургии люди опять же не очень понимают, чьи имена там читаются.

Нужно каким-то образом это подсветить, сделать понятным, чтобы все реально стали молиться. Это происходит в меньшинстве приходов.

Если у вас такая проблема есть, то можно поговорить со священником, можно самим как-то поближе подходить. Либо в чате задать такую тему, чтобы те, кто подаёт сугубые прошения, пусть пишут:

«Завтра я подам сугубое прошение о моей сестре, у неё экзамен, пожалуйста, молитесь тоже».

Потому что зачастую священник что-то читает, ни священник может этих людей не знать, ни прихожане. И вот этот момент сугубой молитвы за людей, которые вокруг нас, проходит мимо.

Это есть в службе, мы должны этим заниматься, но мы этим не занимаемся.

4. Следующая ошибка – это евхаристический канон.

Запомните, после пения «Символа веры» начинается самая торжественная часть богослужения. Устав запрещает в воскресные дни вставать на колени и на коленях долго молиться. Когда выносят чашу, мы встречаем Христа, я думаю, что можно сделать поклон.

Устав точно запрещает продолжительное моление на коленях в дни великих праздников и во время Малой Пасхи, то есть в воскресные дни.

Многие в это время встают на колени. Это не очень правильно.

Почему нельзя вставать, в чём проблема?

Вроде это внешняя деталь, но за внешним кроется много внутреннего, кроется правильное понимание воскресного дня и того звания христианина, которое мы все с вами несём.

Но всё это, если честно, правда, второстепенно. Но самое главное, чтобы мы в этот момент тоже молились. Опять же, мы не знаем, о чём молиться, но нам напоминает Иоанн Кронштадтский, что в момент евхаристического канона, когда священник, воздев руки, молится в алтаре о том, чтобы хлеб и вино стали телом и кровью, нам с вами тоже нужно молиться об этом же самом.

Нам нужно всем помогать священнику. Всем приходом. Всем миром молиться о том, чтобы Господь явил чудо и на престоле были святые дары тела и крови Иисуса Христа, которых потом мы сможем причаститься.

Не просто стоять, слушать песнопения на коленях. Нет, мы должны знать, о чём молиться, и молиться об этом.

В евхаристическом каноне есть две темы молитвы. Первая — это благодарение, это тайные молитвы, которые священник читает в этот момент в алтаре, они как раз-таки связаны с благодарением. Их тоже можно заранее посмотреть и примерно их про себя повторять.

И дальше, в конце этих молитв, начинается как раз-таки просьба о том, чтобы Господь сотворил из хлеба и вина тело и кровь. И мы тоже должны об этом молиться.

5. Последняя ошибка, мне кажется, заключается в том, что, когда этот напряжённый момент евхаристического канона закончился, сказали: «Святая святым», мы сделали три поясных поклона.

А дальше алтарник выносит свечу и начинается не пойми что, либо какой-то концерт хора, либо кто-нибудь начинает бубнящим голосом зачитывать какую-то проповедь или житие святого, либо иногда бывает, священник ходит и говорит проповедь.

Но всё это, конечно, мимо кассы.

Можно такую аналогию привести. Вся служба — это как такой вскипающий чайник, и Господь нашу душу через слова литургии и через то, что на ней происходит, Он поднял её высоко.

Он поднял нашу душу высоко для того, чтобы мы могли подняться на небо и там вместе с ним пировать, причаститься тела и крови Христовых, соединиться с ним очень тесно. И нам нельзя скатиться вниз, мы же не зря своё сердце разогревали целый час.

Но мы скатываемся. Потому что кто-то ходит по храму, дети начинают кричать, кто-то свечи ставит, кто-то ходит иконы целует. Всё это помешает, все лишние песнопения помешают, поэтому это очень серьёзный момент, чтобы не расплескать всё то, что мы получили.

Отойдите подальше, в уголок. Может быть, вам помогут какие-нибудь стихи воскресные, или вы будете думать про литургию и просто готовиться к ней мысленно, никого не слушать, кому-то помогает прочесть молитвы перед причастием.

То есть такие занятия, которые помогают не спуститься с той высоты, на которую нас подняла служба.

Каждый из вас знает или, по крайней мере, сможет понять опытным путём, что делать. Нужно попробовать одно, другое, третье.

Вот такие пять вещей.

Мир продолжает переживать очень тяжёлые времена, и непонятно, можно ли думать об Апокалипсисе, который, кажется, приближается, потому что то болезни, то войны, то что-то ещё.
Всё это уже было написано в Евангелии, но как бы там ни было, живым конкретным людям, которые сейчас рядом с нами живут, очень тяжело и сложно. И сейчас каждая наша литургия и каждый наш день должны проживаться с учётом этого.
Не время сильно расслабляться и не время слишком много думать о житейском. Надо, наоборот, собраться и напрячься в молитве, в добродетельной жизни, чтобы всем было легче. От каждого из нас зависит судьба этого мира.
Помните об этом!

Текст основан на видео с канала «Остров Пасхи». Читайте еще: