Найти тему
ПоУшиВКино

“Мегалополис” (2024, Megalopolis): Чем зaкончилaсь cтройка веkа

Оглавление

“Я принял Рим кирпичным, а оставляю его мраморным” © Октавиан Август

***

Научно-фантастическая драма “Мегалополис” Фрэнсиса Форда Копполы впервые была показана 16 мая 2024 года в Каннах в рамках официального отбора. После просмотра раздались семиминутные стоячие овации, но во мнениях о самом фильме критики разошлись. Его называли и “ошеломляюще амбициозным”, и "абсолютным безумием", и “таким поверхностным, что это сбивает с толку”. Критик из The Guardian Питер Брэдшоу оценил драму на две звезды и сказал о ней, что это “проект всей жизни, но без страсти... полный школьных истин о будущем человечества”.

У меня на канале есть статья о том, сколько проект шёл к воплощению:

Здесь уже изложу свои мысли, так как наконец я его тоже посмотрела. Коротко: фильм странный, но с серьёзным намерением рассказать о многом.

Постер к драме “Мегалополис” (2024)
Постер к драме “Мегалополис” (2024)

Сюжет

Действие разворачивается в альтернативной реальности, в 3 тысячелетии, 21 веке, где Нью-Йорк – это Новый Рим.

Талантливый архитектор Цезарь Катилина (в исполнении Адама Драйвера) живёт и работает в Крайслер-билдинг. Он получил Нобелевскую премию за изобретение инновационного материала мегалона, текучего как жидкость и сияющего как золото. И планирует перестроить Новый Рим в Мегалополис с применением своей разработки. Ещё он научился управлять временем – останавливать его и запускать заново щелчком пальцев.

Мэр Нового Рима Франклин Цицерон (в исполнении Джанкарло Эспозито) предлагает свой вариант обновления города – это сияющая Городская Ярмарка, а материалами должны быть бетон и сталь. Они безопасны в отличие от мегалона.

Между Катилиной и Цицероном конфликт не только из-за разногласий в вопросе будущего внешнего облика Нового Рима, мэр Цицерон считает архитектора Катилину убийцей. Жена Катилины Санни исчезла, и никто не знает, куда.

Дочь мэра Джулия (в исполнении Натали Эммануэль) увлеклась Цезарем Катилиной, что усилило неприязнь мэра к Катилине.

Жанр “Мегалополиса”

Да, это научная фантастика, потому что показывает альтернативную реальность и мир, который внешне выглядит не так, как мы привыкли. Но у Копполы есть важная приписка.

В самом начале фильма, когда на экране появляется его название, есть приписка A Fable. Это слово переводится как “басня”, “небылица”, “притча”. Оно словно бы оправдывает всё происходящее на экране.

Если представить любую сказку, которую вам когда-либо читали, в ней тоже не было прочной связи с реальностью, но была идея, урок, который можно было для себя вынести. Пусть для осознания этого урока требовалось время, но хотя бы зерно было посеяно.

Фрэнсис Форд Коппола со своей sci-fi басней “Мегалополис”, можно сказать, взял слово на два с лишним часа, он выступил перед публикой со своими мыслями относительно того, куда движется цивилизация, что делают люди, являясь чудом природы (или венцом творения). Он ничего нового не сказал, временами пускаясь в обычное брюзжание. Застой – это плохо, а, если держаться за прошлое, это тоже ни к чему позитивному не приведёт, и будущее принадлежит молодому поколению – для него нужно построить мир лучший, чем тот, который принадлежит нам. Хотя место для споров Коппола в своём сценарии тоже оставил (намеренно или нет?), потому что, по его видению, в Новом Риме (или мире) все проблемы решают только богатые и властные, а рабочий класс отодвинут в густую тень, куда богачи предпочитают не заглядывать (за весь фильм, если я не ошибаюсь ни разу не звучат мысли о бедных и их проблемах). Он не рассматривает место для всех людей, его мир населён только элитами, которые находятся не в ладах друг с другом. В его видении только богатые могут предлагать идеи развития, причём единолично.

Ещё его “Мегалополис” похож на высококонцептуальный документальный фильм о времени, о ветви цивилизации, которая растёт в никуда и вот-вот зайдёт в тупик, о том, как общество “ослепло”, потому что игнорирование помогает жить в своё удовольствие и не переживать о скором апокалипсисе. Хотя он и сегодня, но об этом не сейчас, коротко говоря. В одном из эпизодов фильма сообщается, что советский спутник сошёл с орбиты, но жители Нового Рима спокойны, потому что его падение прогнозируется на полуостров Лабрадор. Но, на самом деле, он падает, и большая часть Нового Рима всё-таки тоже страдает.

В самом названии фильма “Мегалополис” заключается суть сюжета. В названии слились два слова: английское megalomania (мания величия) и греческое metropoleis (большой город, важный экономический и культурный центр страны). Собственно, Фрэнсис Форд Коппола и рассказал о том, как огромный город погряз в разврате, интригах и лжи, он находится во власти людей с манией величия. Эта же мысль подтверждается в эпиграфе, данном в начале: “Наша американская республика не сильно отличается от Древнего Рима. Сможем ли мы сохранить наше прошлое и его удивительное наследие? Или мы тоже падём жертвой как Древний Рим? Жертвой ненасытной жажды власти небольшой группы людей”.

часть сияющего Нового Рима // Фрэнсис Форд Коппола взял имена для центральных действующих лиц из римской истории, а именно Заговора Катилины. Фильм рассказывает о борьбе за власть в Новом Риме. Цицерон хочет сохранить власть за собой, а Цезарь Катилина выступает против Цицерона и стремится заявить о своих взглядах всему миру. “Мегалополис” показывает лишь часть истории, акцентируя внимание на ожесточённых спорах между Цезарем и Цицероном, но в художественной интерпретации они менее ожесточены, чем в реальной истории. Ключевым отличием между реальной историей и фильмом является то, что настоящий Цезарь умер, а тот, что в фильме – выигрывает войну с Цицероном, даже больше – враждующие стороны обретают совместный покой.
часть сияющего Нового Рима // Фрэнсис Форд Коппола взял имена для центральных действующих лиц из римской истории, а именно Заговора Катилины. Фильм рассказывает о борьбе за власть в Новом Риме. Цицерон хочет сохранить власть за собой, а Цезарь Катилина выступает против Цицерона и стремится заявить о своих взглядах всему миру. “Мегалополис” показывает лишь часть истории, акцентируя внимание на ожесточённых спорах между Цезарем и Цицероном, но в художественной интерпретации они менее ожесточены, чем в реальной истории. Ключевым отличием между реальной историей и фильмом является то, что настоящий Цезарь умер, а тот, что в фильме – выигрывает войну с Цицероном, даже больше – враждующие стороны обретают совместный покой.

Каким же получился фильм

У этого фильма нет стройности. В сюжете Коппола критикует современное общество, показывая его в упадочном состоянии – город наполовину разрушен и без упавшего спутника, но в центре процветает элита, а вокруг нищета и серость, которую элита не замечает; Коппола заявляет через героя Адама Драйвера, что гибель близко, если двигаться в том же направлении; он включает детективную линию с исчезновением жены Цезаря Катилины – немалую роль в этом играет мэр Цицерон, который пытается всех убедить, что Катилина является преступником в этом деле; пытается построить любовную историю между дочерью мэра и Катилиной (в некотором роде интерпретируя старый добрый сюжет Шекспира о непримиримой вражде) и, конечно, не забывает об интригах, которые плетутся вокруг Цезаря Катилины и его дяди-банкира Гамильтона Красса III. То есть в этой научно-фантастической драме слишком много линий, за ними трудно следить, хотя за всем этим кроется простая суть. Богатые погрязли в коррупции, они заняты плетением интриг, государственных переворотов и получением взяток, а на заботу о будущем и устранении проблем рабочего класса у них не остаётся времени.

Цезарь Катилина (в исполнении Адама Драйвера)
Цезарь Катилина (в исполнении Адама Драйвера)

Фрэнсису Форду Копполе так хотелось всё это озвучить, но он не продумал о связующих звеньях. Все эти блоки сюжета слабо вяжутся между собой, они перемешиваются как в калейдоскопе – как встряхнёшь, так узор и сложится. Единственное, что отчётливо слышно, это проблема человечества с его слепотой к проблемам и то, что Коппола проводит параллель с Римской Империей. Катилина и Цицерон большую часть хронометража не могут прийти к единому мнению в вопросе реконструкции Нового Рима, а всё остальное – это сопровождающий шум. Гламурная и алчная телеведущая Вау Платинум (в исполнении Обри Плазы) мечтает стать богатой и знаменитой, ревнивый кузен Катилины Клаудио Пульчер (в исполнении Шайи Лабафа) хочет свергнуть и своего дядю, и самого Катилину, молодая поп-звезда Веста всех обманывает, заявляя, что она невинна и чиста, шальная дочь мэра Джулия Цицерон сначала шокировала публику своими публичными выходами, а потом единственная, кто взялся за ум.

Джулия Цицерон (в исполнении Натали Эммануэль)
Джулия Цицерон (в исполнении Натали Эммануэль)

Но портреты этих людей не прописаны так, чтобы к ним можно было проникнуться и начать переживать. Они и так находятся в альтернативной вселенной, так ещё и проживают свои роли отстранённо, что к ним трудно подключиться эмоционально. Вообще весь этот фильм создан с помощью VFX, а это создаёт дополнительную трудность для погружения в сюжет. Действие развивается как в лихорадочном сновидении, а сновидения никогда не подчиняются законам драматургии. В этом обрывочном сновидении и советский спутник падает так, что последствия не заметны в полной мере, остаётся только верить на слово и небольшому пыльному всполоху между небоскрёбами Нового Рима. Также остаётся неизвестной прелесть Мегалополиса – он тоже преподносится как должное, вот его не было и вот он есть.

Вау Платинум (в исполнении Обри Плаза)
Вау Платинум (в исполнении Обри Плаза)

***

Как бы вы ни старались при просмотре “Мегалополиса” отбросить все предыдущие работы Фрэнсиса Форда Копполы, как бы ни пытались не устраивать мысленные параллели с “Крёстным отцом” и “Апокалипсисом сегодня” – как один и тот же постановщик может выдать такие контрасты!? Совсем не думать, что это Коппола, не получится. Его статус легенды Голливуда и части его Новой Волны мешает полностью отстраниться. Но, с другой стороны, он всё же это сделал. Он довёл свою идею до воплощения – и это заслуживает уважения. Он не бросил свою мечту, потому что… Словом, не стал искать причины, чтобы отказаться. Финансовые проблемы – это то самое препятствие, которое рушит многие идеи, а “Мегалополис” – это отголосок Нового Голливуда, когда режиссёр профинансировал свою идею сам, преодолевая разрушительное влияние денег. В своём новом фильме Коппола, можно сказать, завуалированно показал себя (через Цезаря Катилину), творца, который пробивается сквозь чёрствость богачей, не желающих двигать прогресс вперёд, а предпочитающих сдерживать всё так, как есть.

Теперь можно себе говорить в качестве поддержки: “Коппола 40 лет пытался создать “Мегалополис” и всё-таки это сделал”. Как у него это получилось? Для себя лучше умолчать, его ошибок можно не повторять. Но элемент настойчивости заслуживает уважения однозначно.