Найти тему

Почему мировая премьера оперы «Норма» обернулась провалом?

Одна из причин элитарности оперного жанра – в необходимости предварительной подготовки. Чтобы получить максимум удовольствия, лучше всего подойти к посещению театра осознанно.

Сегодня расскажем вам все, что нужно знать об опере «Норма» Винченцо Беллини.

Рождение Нормы

Музыковеды называют оперу «Норма» вершиной творчества Винченцо Беллини. В 1830-м году театр Ла Скала заказал композитору две оперы, одной из которых стала «Норма».

Больше месяца Беллини искал литературную основу для будущей оперы, но в итоге остановился французской трагедии Александра Суме «Норма, или Детоубийство».

Сюжет трагедии строится на основе произведения античной литературы, а именно — «Медеи» Еврипида.

Однако, в отличие от оригинального текста, версия Суме проникнута духом христианства. Здесь и сила материнской любви, и вера в искупление, и мотив очистительного огня. Но об этом чуть позже.

Перед композитором стояла сложная задача: сделать оперу отличной от других, написанных на тот же сюжет: «Медеи» Керубини, «Весталки» Спонтини и «Медеи в Коринфе» Майры.

Торжественное фиаско – премьера «Нормы»
26 декабря 1831 года в Ла Скала состоялась премьера «Нормы» Беллини, отмеченная самим композитором в письмах к другу как «торжественное фиаско». Что же послужило причинами провала? И был ли он вовсе? Давайте разбираться.

1) Лишняя репетиция

Утром в день премьеры артистам назначили дополнительную репетицию, на которой они пели весь второй акт «Нормы». В силу особенностей голосового аппарата такое решение стало фатальным: певцы настолько устали за время прогона, что на премьере уже в финальном терцете первого акта

не могли «ни спеть, ни выговорить ни одной ноты».

Конечно же, такое исполнение не понравилось публике, и работа композитора была несколько недооценена на премьерном показе.

2) Непринятие нового

Как известно, человеческий мозг вечно стремится к чему-то понятному и известному и сильно противится привыкать к чему-то новому и неизведанному. В этом смысле новаторство Беллини сыграло с ним злую шутку.

В чем же отличие «Нормы» от современных ей опер?

Несмотря на негласную традицию использования массовых сцен, в заключительной части первого акта Беллини отказался от пышной торжественности и использовал терцеты, что не нравилось слуху публики, потому что нарушало привычную форму. В финале оперы композитор также отошел от традиции, используя трагическую хоровую сцену вместо торжественной.

3) Тайные «доброжелатели»

Кроме того, существует версия, что «фиаско» премьеры способствовал некий влиятельный человек, недруг певицы Джудитты Паста, исполнявшей партию Нормы — герцог Висконти, будущий гендиректор театра Ла Скала.

Этот человек был способен приказать газетам писать так, как ему угодно,

поэтому неудивительно, что пресса быстро ухватилась за недовольство зрителей, которым пришлись не по нраву новые композиторские решения и уставшие голоса солистов.

Однако, несмотря на происки недоброжелателей, ко второму показу миланская аудитория всё же была более благосклонна, певцы отдохнули и стали увереннее в себе, «шиканья» прекратились, и с тех пор «Норма» завоевала искреннюю любовь строгой, но справедливой публики.