Большинству наверняка кажется, что Карабахский конфликт - это где-то далеко и нас не касается. Но это далеко не так. Сейчас, когда страсти уже понемногу улеглись, очень важно проанализировать произошедшие события. Ведь как известно, из всех кавказских конфликтов карабахский конфликт имеет наибольшее стратегическое и общерегиональное значение. Этот конфликт - по сути единственный на территории бывшего Советского Союза, в который непосредственно вовлечены два независимых государства. Но, обо-всем по-порядку.
Корни конфликта лежат в глубине веков с течением которых армяне, наследники некогда сильного государства Урарту стали жертвой нового регионального хищника - Османской империи и вынуждены были просить Российское государство о помощи. И оно им тогда не отказало. Однако с приходом России на Кавказ под властью Москвы оказались не только Армяне, но и еще много народов, очень сильно культурно отличавшихся друг от друга. Наследником Российской империи на Кавказе стал Советский союз, объединяющей народы силой в котором была уже не царская власть, а идеология. Создатели СССР делали ставку на интернационализм и, рисуя границы между союзными республиками, руководствовались порой административно-экономическими факторами, а не национальными.
Но в конце 80-х годов просчеты правительства М. Горбачева привели к росту националистических настроений по всему СССР и особенно на Кавказе. К исходу 1988 года в межобщинный конфликт в Нагорном Карабахе, оказалось вовлечено большинство жителей обеих республик (Армении и Азербайджана), и он фактически перерос рамки локальной проблемы Нагорного Карабаха, превратившись в открытую межнациональную конфронтацию. Противостояние приостановилось после Спитакского землетрясения, но в 1991 - 1994 годах эта конфронтация все равно привела к масштабным боевым действиям, вполне сравнимым с Первой чеченской войной. 5 мая 1994 года было подписано перемирие (Бишкекский протокол) явившийся по сути аналогом печально известных Минских соглашений. Конфликт был лишь заморожен на время, но не был решен. Никаких предпосылок для его решения создано не было. Ситуация оказалась подвешенной в воздухе. Нагорно-Карабахская Республика оставалась непризнанным государственным образованием. Причем даже сама Армения не спешила ее признавать и тем более включать в состав государства.
В 2016 году прозвучал первый тревожный звоночек. В апреле 2016 года произошли крупные вооруженные столкновения между армянскими и азербайджанскими силами, получившие в прессе название Четырехдневной войны. В результате боевых действий произошли небольшие территориальные изменения в пользу Азербайджана. Но в Армении не было сделано никаких выводов. В 2018 году в стране в результате так называемой Бархатной революции приходит к власти новый лидер - Никол Пашинян. Однако человек, на которого поначалу население Армении возлагало большие надежды, в решении конфликта проявил абсолютную пассивность. Кроме того, он начал проводить ориентированную на страны Запада политику, что не могло не раздражать естественного союзника Армении - Россию.
Гром грянул уже в сентябре 2020 года, когда конфликт опять перешел в горячую фазу, по итогам которой, Азербайджан получил под контроль большую часть ранее потерянных территорий, которые до 2020 года контролировались Нагорно-Карабахской Республикой. Что предпринял Пашинян? Да по сути ничего. Поскольку НКР оставалась непризнанной территорией Россия по договору ОДКБ имела полное право воздерживаться от участия в конфликте. Зачем РФ будет защищать армян в Карабахе если сами же армяне их до сих пор не признали не только частью своего государства но даже просто как независимую республику?
Пашинян же, сделав видимо ставку на сближение с Западом, крупно просчитался. 12 декабря 2022 года Азербайджан начал блокаду Нагорного Карабаха, перекрыв Лачинский коридор - по сути единственную хорошую дорогу, связывающую Нагорный Карабах с Арменией. А 19 сентября 2023 года Азербайджан начал военные действия против НКР, по результату которых в конце сентября - начале октября практически все армянское население вынуждено было покинуть свою родину, органы НКР были расформированы, она сама прекратила существование, а Азербайджан установил полный контроль над так и никем не признанной республикой. При этом Азербайджан на этом видимо не остановится. Чувствуя за плечами поддержку Турции (причем вполне осязаемую - Турция неплохо вооружила азербайджанскую армию) и прекрасно видя то, что новый лидер Армении испортил отношения с Россией, Азербайджан уже потихоньку выдвигает территориальные претензии и к самой Армении. Что будет дальше - покажет время.
Какие же выводы из случившегося предлагает нам сделать автор? - наверняка в этом месте спросит читатель. А очень простые. Точно такая же ситуация возникла у нас на Донбассе после Минских соглашений. Если бы во главе нашей страны встал такой же слабый и ориентированный на Запад лидер - ситуация с очень большой вероятностью повторилась бы и там. Россия так и не признала бы ДНР и ЛНР и самопровозглашенные республики стали бы новыми жертвами. Большому количеству русского населения как и армянам пришлось бы оставить свой дом. Это была бы ужаснейшая катастрофа, которая усугубилась бы тем, что Россия получила бы у себя под боком хорошо вооруженного врага с радикальными националистами во главе и территориальными претензиями к РФ. Вслед за Крымом националисты потребовали бы часть Брянской, Курской и Белгородской областей и их аппетиты бы только росли, также как и у Гитлера в конце 30-х годов прошлого века. На примере нагорного Карабаха мы на практике увидели то, что ждало бы и нас самих, если бы мы не признали ЛНР и ДНР и не встали бы на их защиту. Всегда лучше когда другой наступает на грабли, а ты сам, видя это, обходишь их стороной.
Еще несколько моих статей на подобные темы:
Путеводитель по каналу: