Найти в Дзене
Илья Duke

Как политика Хрущева и СССР привела к чеченской войне

Большинство возможно считает, что первая война в Чечне - исключительно результат непродуманной политики первого президента РФ - Бориса Николаевича Ельцина, либо последнего руководителя СССР - Михаила Сергеевича Горбачева, чья политика вообще привела к распаду страны. На самом же деле корни конфликта гораздо глубже и дальше во времени. Но, обо всем по-порядку.

Как известно, из-за массового перехода представителей чеченского народа на сторону гитлеровцев во время Великой Отечественной войны, правительством Сталина была осуществлена принудительная депортация значительного числа чеченцев. Которые в итоге вынуждены были проживать вне своих родных земель вплоть до конца 50-х годов. Никита Хрущев на XX съезде КПСС осудил политику Сталина. Чеченцы же получили возможность вернуться на родину. Государство им больше не препятствовало и даже местами помогало. Но! Республика к тому моменту уже была не такой как раньше. Начавшееся советским правительством в послевоенные годы развитие республики, сопровождавшееся индустриализацией и ростом городов, привело к тому, что туда массово ехали представители других национальностей, живших в СССР. В первую очередь русские. К концу 80-х годов около половины жителей Грозного не были этническими чеченцами да и стоит отметить, что и сам город лишь в советское время стал чеченским (1 апреля 1929 года город Грозный, имевший статус автономного города в составе Северо-Кавказского края, включен в состав Чеченской АО постановлением ВЦИК). При этом возникало заметное социальное расслоение. Русские, как правило, имели лучшее образование и квалификацию, занимались более интеллектуальным трудом и заняли значительную часть руководящих должностей. Большая же часть местных были сельскими жителями. Однако, нельзя обвинять СССР в дискриминации и тем более намеренной, местного населения. СССР прикладывал силы для развития республики и подготовки местных кадров. Формировалась элита в том числе и из местных жителей. К примеру те же Завгаев или Яндарбиев имели высшее гуманитарное образование, а Масхадов или Дудаев - военное и все они вполне вписывались в элиту советского общества. В СССР делалась ставка на интернационализм. Считалось неважным какой ты национальности, главное чтобы ты разделял одинаковые со всеми политические убеждения, верил в светлое будущее и неизбежность построения коммунизма, при котором будет жить уже следующее поколение совестких граждан, как обещал в свое время все тот же Хрущев.

Тем не менее, стоит сказать, что несмотря на крайне медленные социальные процессы в республике, с большой вероятностью можно предполагать, что если бы СССР просуществовал еще 20 - 30 лет, то этот процесс, о котором шла речь выше, все таки был бы окончательно завершен и Чечено-Ингушская АССР стала бы обычной национальной республикой, не хуже других. Но этому не суждено было сбыться.

В итоге получилось следующее. С одной стороны, правительство Хрущева, как и последующих советских руководителей не подгоняло социально-экономические процессы в республике. С другой стороны, как мы помним, население послевоенного СССР стремительно росло. И этот процесс естественно затронул и чеченцев. Население чеченских аулов резко выросло, но это были по большей части люди со средним образованием, без больших перспектив. Доходило даже до того, что появилось такое явление как чеченское отходничество - т.е. чеченцы искали временную работу за пределами республики. Одним из таких отходников был кстати и Шамиль Басаев.

Еще одной ошибкой советского правительства было то, что оно веря в интернациональные идеалы закрывало глаза на местечковый национализм. На чеченской земле постепенно начали образовываться этакие кружки по интересам. Поначалу все выглядело весьма невинно. Люди интересовались историей своего народа, природой своего края и т.д. В это движение позже вольется и Зелимхан Яндарбиев.

Зелимхан Яндарбиев
Зелимхан Яндарбиев

В июле 1989 года Доку Завгаев был избран первым секретарем Чечено-Ингушского республиканского комитета КПСС. Он пытался законным путем добиться того, чтобы Чечено-Ингушская АССР стала полноценной союзной республикой. Но пока он проводил время в бесконечных выступлениях и заседаниях, Яндарбиев пошел другим путем. Он можно сказать "вышел на улицы", или "пошел в народ". Как упоминалось выше, социальное неравенство в конце 80-х годов сохранялось, как минимум 200 000 чеченцев не имея достаточно хорошего образования не имели по сути перспектив, в то время как большое количество хороших должностей были заняты этнически русскими или советскими гражданами из других национальных республик. Это дало возможность резко поднять градус национализма в возникших ранее всевозможных национальных кружках и подобных организациях. Но, важно отметить, что на текущий момент вопрос религии, а если конкретно, то радикального ислама еще не стал главной проблемой. Первым звоночком стал протест экологический. Местные активисты выступили резко против планов советского правительства строительства завода по выпуску резинотехнических изделий. Это позволило обострить национальный вопрос - дескать мало того, что эти русские везде заняли руководящие должности, теперь они еще и уничтожают природу нашего родного края!

Доку Завгаев
Доку Завгаев

Надо правда отметить, что и Завгаев поначалу заигрывал со всем этим движением. Именно при нем начали активно открываться мечети, не замечал он и обострившегося национализма. Однако для радикалов новой волны он естественно был недостаточно радикальным. Националисты в нем не видели своего, зато видели в нем пережиток СССР. Того самого СССР, который сначала провел депортацию, а потом породил засилье инородцев на высших должностях и социальное неравенство. К тому же радикальная партия явно оказывалась сильнее умеренной. Все это, напомню, происходило при полном отсутствии внимания со стороны центральной советской власти (как и во многих других республиках впрочем). Отчеты КГБ о проблемах попросту игнорировались.

Фактически, в начале 90-х годов сложилась ситуация, когда чеченцы, верные советской центральной власти, оказались брошенными. А в это время Яндарбиев уже создал Вайнахскую демократическую партию (ВДП), которая с самого начала пошла по пути сепаратизма, требуя выхода республики как из состава СССР, так и из состава РСФСР. На этом фоне происходит размежевание чеченцев и ингушей (а они я напомню в СССР были в составе одной республики), что еще более подливало масла в огонь. В 1991 году произодет окончательный раскол между чеченцами и ингушами.

В ноябре 1990 года ВДП проводит общенациональный съезд чеченского народа. Проводит его Яндарбиев, но Завгаев не только никак этому не препятствует, но даже сам выступает на съезде. Именно там впервые в публичной плоскости и появится Джохар Дудаев.

Джохар Дудаев
Джохар Дудаев

Этот человек как нельзя кстати подходил на роль одного из лидеров националистов. В детстве он пережил все тяготы депортации, при этом был образцовым военным, ветеран войны в Афганистане, единственный чеченец в звании генерала - яркий образец успешного сына чеченского народа. И, хотя Яндарбиев пригласил его на съезд скорее в качестве "свадебного генерала", он быстро начал набирать популярность. При этом Дудаев в отличие от Яндарбиева не казался излишне радикальным. К тому же Дудаев обнаружил талант публичного политика имея отличные лидерские качества. Но, стоит отметить, что Дудаев был и не чужд популизма, рисуя перед своими слушателями несбыточные перспективы независимой Чеченской республики. Есть мнение, что он возможно даже искренне в это верил, будучи всю свою жизнь в СССР человеком от политики далеким, но имевшим веру в светлое будущее.

Дудаев быстро сделал Яндарбиева фигурой второго плана на фоне внутрипартийной борьбы в ВДП. Умеренная же часть ВДП, которая не хотела полного отделения республики, была попросту изгнана из партии. Кстати, стоит отметить, что многие чеченцы, не разделявшие националистические и сепаратистские настроения и понявшие к чему все идет, также как и русские начали покидать Чечню и если вернулись обратно, то только уже после второй чеченской войны.

Став лидером, довольно быстро Дудаев объявляет единственным легитимным органом власти в республике съезд чеченского народа. Верховный же совет республики был им объявлен нелигитимным и по сути потерял нити управления. Это был уже чистой воды сепаратизм, однако КГБ Чечено - Ингушетии по прежнему получал из центра указания не вмешиваться. На фоне войны в Карабахе, роста протестных настроений в Прибалтике и т.д. Верховный совет СССР не обращал внимания на какую-то маленькую Чечню. А зря.

Сразу же после распада СССР Чечня становится уже проблемой России. При этом это была единственная автономная республика, которая резко выступала за выход из ее состава. Были конечно сепаратистские настроения и например в Татарстане, но они не шли ни в какое сравнение с происходящим в Чечне. Однако и правительство РСФСР поначалу не увидело тут огромной проблемы пуская все практически на самотек. Приехавший в Чечню Хасбулатов (руководитель Верховного Совета на тот момент) наоборот побуждал Завгаева уйти (после августовского путча Завгаев все еще номинально сохранял пост главы республики). Дудаев же с Яндарбиевым уже фактически и так захватили власть. Необходимо было лишь легитимизировать произошедшее.

Первым кто осознал происходящее был Александр Руцкой. Только он после посещения республики сразу же забил тревогу и начал требовать от Ельцина решительных действий.

Александр Владимирович Руцкой
Александр Владимирович Руцкой

Однако было уже поздно. Республика уже вышла из под контроля, там начали создаваться незаконные вооруженные формирования и разворачиваться террор против нечечского населения (в первую очередь против русских и евреев).

В это же самое время Борис Николаевич Ельцин боролся за свою политическую власть и проблемы окраин его волновали в гораздо меньшей степени. При этом, как раз до сих пор лояльный центру Завгаев считался им нелояльным, т.к. он поддержал агустовский путч 1991 года и все его инициативы сразу отбрасывались. Одновременно с этим у федерального центра сохранялась иллюзия о возможности договоренностей с сепаратистами: они же вроде как против коммунистов, значит более идейно близки нам, демократам!

5 октября 1991 года сторонники Дудаева захватывают местное управление КГБ. И, самое главное, - его арсенал. В захвате арсенала кстати участвовал тогда еще никому не известный Шамиль Басаев, будущий террорист, навсегда ставший лицом обеих чеченских войн.

Шамиль Басаев
Шамиль Басаев

Сепаратисты получили более 500 стволов армейского оружия и смогли создать уже полноценные вооруженные формирования.

А 27 октября 1991 года Дудаев был выбран президентом независимой, как заявляли сепаратисты, Ичкерии. Ингушская республика к тому моменту уже окончательно отделилась от Чечни и пошла своим путем. Правда надо отметить, что точная граница между Чечней и Ингушетией не была демаркирована и до 2018 года не определена.

О легитимности "выборов" Дудаева естественно не могло быть и речи, т.к. к тому моменту ВДП и созданные ей вооруженные формирования уже полностью контролировали республику и в выборах участвовало кроме Дудаева только два сугубо номинальных кандидата. Дудаев после выборов сразу же провозглашает независимость Чеченской республики Ичкерия. При этом, важно отметить, что государство было по-прежнему светским. Исламский радикализм пришел заметно позже.

А что же федеральный центр? Там по прежнему верили в возможность каких-то переговоров. Даже после того, когда Дудаев прекратил платить налоги в общий бюджет и запретил сотрудникам российских спецслужб въезд в республику, федеральный центр продолжал перечислять в Чечню денежные средства из бюджета. В 1993 году на Чечню было выделено 11,5 млрд рублей.

Ввод войск в Чечню. 1994 год.
Ввод войск в Чечню. 1994 год.

Операция по восстановлению конституционного порядка в Чечне началась только в конце 1994 года на фоне государственного кризиса в самой Чечне, поскольку как независимое государство Республика Ичкерия оказалась полностью несостоятельной и правление Дудаева привело к экономическому и политическому кризису...

Следующая статья этого цикла: