Цель "вырастить детей" выполнена. Уж как у меня это получилось, правильно или неправильно, временами коряво, но дети выросли. И теперь на смену всему этому приходит новая цель.
Дети, я теперь могу вам помочь по-другому. Не деньгами, не заумными наставлениями. Главное, что я могу теперь для вас сделать, это не свалиться вам на руки раньше времени и не испортить всю жизнь своим присутствием.
Я знаю, о чем я говорю.
Для непосвященных: у меня два приемных ребенка. Уже взрослых. Опекунство у нас прекратилось, а отношения - нет. Старший, Макс, уже совсем вырос. Ему уже целых 29 лет, он полностью самостоятельный и давно живет отдельно, уже в Петербурге. Женился уже. На расстоянии вытянутой руки сейчас - Саша, ровно 20-ти лет от роду. Начиналось у нас с Сашей все настолько трудно, что даже приходили мысли от неё отказаться. Макс пришел ко мне в 8 лет, Саня - в 12. Если интересно, как живут семьи с приемными детьми - милости прошу в начало канала. Теперь канал мой про то, как мы живём после того, как опекунство закончилось.
И ещё: на этом канале комментарии читать ОБЯЗАТЕЛЬНО! Они часто интереснее и полезнее самой статьи.
... Моих бабушку и дедушку примерно в их лет шестьдесят забрал к себе сын, мой дядя. Продали тот самый домик у реки, который мне иногда снится, и перевезли родителей к себе в деревню.
Все вместе выдержали хорошо если год. Дед был в силе и домовитый, и пока сын был целыми днями на работе, дед во дворе хозяйствовал, как мог и по-своему. Ключевое слово - по-своему. Ну вот как Санька у меня нахозяйствовала, пока я в санатории была, а я потом в своём доме ничего найти не могу. Дяде-сыну далеко не всё нравилось. Бабушка тоже пыталась хозяйничать, как я понимаю, на кухне снохи-то. В итоге все разругались, деду с бабушкой всей семьёй было решено купить домик в их родном городке. Купили, на что денег хватило, и далеко от речки. Все оставшиеся годы дед скучал, да что там скучал - тосковал, по своему домику у реки, и даже когда совсем старый стал, ни к кому из детей больше не поехал.
Когда-то такие же разговоры я заводила со своим отцом.
- Папа, не пора ли задуматься о переезде? Твоё стадо овец нам давно не нужно. Сил у тебя становится всё меньше и меньше, а ездить к тебе в деревню из города часто я физически не могу.
Ехать в квартиру папа отказался наотрез. А как же любимая коза Машка и очередной Шарик? А их куда? Шарик - ладно, но с Машкой же в квартиру ты не пустишь? А коза Машка, надо сказать, у отца была умнее собаки. С козой - нет, не пущу... И тогда я купила дачу. Пять минут на машине от города. Кирпичный домик, участок на краю оврага, а потом огромное пространство, где можно пасти козу Машку. И тогда отец согласился.
Но не то чтоб всё, сажаем Машку на заднее сиденье и едем, а вот пока ещё, дочка, не край, не припёрло. Но когда припрёт, тогда да. Тогда Машку с собой, и на дачу... А я стала думать, как потихоньку благоустраивать дачу, домик там утеплить, печку соорудить нормальную или еще какую систему обогрева придумать... На дачу вообще у меня много планов возлагалось. Например, кондиционеры еще были роскошью, а жить в нашу жару в бетонной коробке, стоящей на асфальте, то ещё удовольствие. Ну и когда-нибудь потом, лет через пять или даже десять, я привезу сюда отца, с козой Машкой и с Шариком.
Теперь вот мне Макс задаёт этот вопрос.
- Мам, а ты не думала ещё, чтоб перебраться в Питер к нам? Ну, не то чтоб на следующий год, я знаю, ты со своими собаками не расстанешься, но Зара-то вон как постарела уже, да и Антоха сейчас балбес, а через годик-другой Зары уже не станет, и Антоха остепенится, тогда уже с одной собакой и в квартиру можно будет.
Плохо вы знаете Антоху! "Остепенится" и "в квартиру можно будет"- боюсь, это не про него. Да и Зара еще носится вместе с Антохой по двору вприпрыжку, хоть ей уже больше десяти лет.
Даа... Похоже, состояние моего двора и меня всё-таки сделали своё дело, раз такие вопросы пошли. Только виду не подаёт, и не в лоб вот это, "мать, да ты уже развалина и сама не тянешь", а издалека начинает...
А я, ребят, не думала перебираться в Питер. Точнее, думала, но с частицей "не". С огромной такой частицей "НЕ".
И вот этот приезд детей для меня поставил в этих мыслях точку. Они хорошие, мои дети. И Макс, и Сашка. Они уже выросли, они самостоятельные. Да-да, и Сашка тоже. И Сашка тоже не пропадёт. Покуролесит годика три, и выровняется. И они оба живут далеко не хуже, чем я, если вспомнить меня в их возрасте. Своё жильё есть у каждого. Семья есть у каждого. Можно ли назвать Сашку с Мишкой семьёй, вопрос еще открытый и спорный, но к тому идёт потихоньку. Про семью хоть отдельную публикацию пиши на основе жизней моих клиентов... Тридцать лет, семьи нет и не предвидится, буду жить с мамой - норма.
Если меня не станет, оба проживут. Я уверена. Несмотря на Сашкины выверты.
Если сравнивать меня с Сашкой, то я в 20 лет только-только в универ поступила, и ясных мыслей, которые цели, о будущей жизни, карьере, семье там, помощи родителям в моей голове отсутствовали полностью и напрочь. Я свои студенческие дневники недавно читала, я знаю. Одна любовь в голове. Несмотря на универ, я не была принципиально умнее Сашки.
Сравнивать меня в тридцать и Макса в тридцать - так это вообще небо и земля. Я просто из деревни в Волгоград, и работала в ЖКХ в этом возрасте за квартиру. Ну, в принципе в моём подчинении тоже было человек сто, как и у Макса. Лифтеров, дворников и уборщиц подъездов. Вы видели, из какой деревни я вывезла Макса. Макс достиг гораздо большего, чем я.
И... и всё? Всё теперь? Я больше не нужна, что ли? Не в том смысле, что дети про меня забыли, бросили и уехали. Мои дети без моей помощи и моих ценных советов могут достичь того, чего захотят.
Мои дети живут лучше меня. Не по-моему, но лучше меня в их возрасте. А я - просто стареющая душнила. Нет чтоб просто порадоваться за выросших детей!
Я чего к Сашке цепляюсь всё время? Это не так, то не так... Может, просто из желания продолжать оставаться нужной? Я пытаюсь заставить её жить по своим меркам. А жизнь поменялась. В корне поменялась. И вот на это Макса, "Мам, а ты не думала ещё, чтоб перебраться в Питер к нам?" я тоже задаю вопрос. Ага, практика "еврейской мамы".
- А к вам в Питер - это куда? В арендованную квартиру?
И так чётко у меня в голове вдруг нарисовалось...
Чужая кухня. Моя кофеварка будет там, где укажет Женя. Воскресное утро. Дети выходным днём субботы с друзьями сходили куда-нибудь, вернулись поздно. Я проснулась, когда они вернулись, примерно в час ночи, и не могу уснуть. И не включаю свой "След" среди ночи, просто ворочаюсь с боку на бок, потому что звук телика не даст заснуть детям в соседней комнате. А утром я распахну глаза, как всегда, в 04.40. Не спрашивайте, почему так, самой знать бы. Сакральная цифра у меня. Будильник ставить не надо. Буду лежать в своей комнате и думать, что я люблю свежемолотый и свежесваренный кофе. Но вставать в квартире в пять утра и громыхать кофемолкой, когда дети спят - ну это ж преступление против детей. А дети могут дрыхнуть до обеда... Мне что с пяти до десяти утра прикажете делать В КВАРТИРЕ? В чужой квартире навсегда?
Дети проснутся и закажут доставку еды. В их понимании - завтрак, в моём - обед. Потому что они так привыкли. И эти хорошие дети от всей души будут кормить меня тем, что кажется вкусным для них... Заказывать суши-роллы, например. А во мне будет копиться раздражение, что вот щи со свежими помидорами и вкуснее, и дешевле, и полезнее, чем какой-нибудь очередной удон.
Я ещё помню семь лет рядом со своей мамой. Это в моей жизни уже было, только я была в роли вот этого ребенка, который заботится о своей старой матери изо всех сил. И вся жизнь становится подчинена этому... И ничего радостного, я вам скажу, в этом нет.
А в понедельник дети разбегутся с утра на свои работы, и я останусь одна в чужой для меня квартире и в чужом, хоть и в прекрасном городе. И - променять солнечный Волгоград на, скажем так, менее солнечный Санкт-Петербург?
Да меня в Волгограде-то в феврале тоска накрывает, если солнца нет. И когда оно появляется, я просто выхожу во двор и сажусь в летнее пластиковое кресло. Стряхиваю снег и сажусь. И сижу на солнце, в обнимку с кошками и собаками. Да у меня без солнца в первую же зиму депресняк начнётся!
И это будет навсегда? Точнее, до конца?
Мало того, что чужой город, чужая квартира, так это ещё и арендованная квартира! А для меня чужая квартира - ну я не знаю, это страшнее не придумаешь. Завести в углу паучка Валеру - надо спрашивать разрешения у хозяев. Забить в стенку гвоздь - это НЕ ТВОЯ стенка! Покрасить холодильник в черный цвет - это НЕ ТВОЙ холодильник!
Я не могу так. У меня с юности, со всех вот этих арендованных комнат, была всепоглощающая мечта - своё жильё. Любое, но своё. Комната, квартирка, домик - только своё. Я не хочу жить, зная, что в любой момент в дверь могут позвонить и "собирай манатки, власть переменилась". Я хочу незыблемости, уверенности и постоянства. А у детей в Питере этого нет. И я не понимаю, почему старших детей в этом плане всё устраивает! Ну, раз решили перебираться в Северную Столицу, значит, надо как-то корни всерьёз пускать.
- А куда я к вам поеду-то, если у вас в Питере ничего нет? Можно же как-то накопить, уж если не на первоначальный взнос, то какой-нибудь участок в ДНП с перспективой. Пара лет - купили участок, еще пара лет - залили фундамент, еще пара лет - возвели стены и приступили к отделке...
И думаю: ну вот лет через десять, я бы, может, еще и согласилась. В маленькую пристроечку к такому домику. Чтоб утром безболезненно для всех кофемолкой громыхать. И "След" по ночам смотреть, если не спится вдруг.
- Мам, а у нас пока своё жильё в Питере в планах не стоит.
- Как может самое главное в жизни, собственные стены и крыша над головой в старости, в тридцать лет в планах не стоять? А когда эти планы появятся?
- Мам, ну смотри. Брать в ипотеку однушку нет никакого смысла. Не успеешь ипотеку выплатить, ребенок появится. Что делать с ребенком в однушке, когда еще и о родителях подумать надо? Значит, должна быть трёшка. Комната ребенку, комната нам, комната тебе.
(Да. Я канал Любы читаю и каждый раз за голову хватаюсь.
Как эта героическая женщина может всё это выдержать, как? Мама-инвалид по зрению, трое детей, и больную свекровь к себе забрали. И вот, пытаясь каждому несамостоятельному дать как можно лучше и больше, опоре семьи приходится на балконе или в коридоре спать. Я что, такого своим детям пожелаю, что ли?)
Сколько стоит трёшка, чтоб не окнами на промзону или кладбище? Какой сейчас процент по ипотеке? Даже если мы продадим наши квартиры, мы ипотеку не потянем. Потому что тридцать лет до наших шестидесяти, получается, платить по 230 тысяч ежемесячно мы не готовы.
А в ипотеку купить трёшку в Питере, ребят, будет вот так:
23 процента годовых. Кредит на 30 лет. Ежемесячный платёж 230 тысяч рублей при официальном доходе 300 тысяч. Посчитаем... 230 000 х на 12 месяцев х 30 лет это будет... Это будет 82 миллиона 800 тысяч рублей. Я правильно посчитала, что ли?
Вот поэтому у меня работа-то и стоит. В Волгограде цены на квартиры другие, но и зарплаты тоже другие. Только процент по ипотеке одинаков. И калькулятор в руках есть у каждого.
И я на этот расчёт смотрю и тоже понимаю: да. Дети правы. Их доход позволяет взять ипотеку. Если продать их квартиры в Волгограде, как раз получатся необходимые деньги на первоначальный взнос. Но потом? Потом всю жизнь, до пенсии ежемесячно - по 230 тысяч??? А если, не дай Бог, заболеешь? А если всерьёз и надолго? А если Женя ребёночка родит и в декрете сидеть будет? То сколько от зарплаты Макса останется на троих? Даже по нашим, волгоградским меркам, негусто там останется. Особенно когда малыш...
И про демографию опять же подумалось. Это мы так рождаемость повышаем в стране. Те люди, которые могли бы произвести на свет и достойно воспитать новых членов общества, калькулятор в руки берут и в этом себе отказывают. А рожать будут сами знаете кто. Миллиардеры, которым плевать на цифры и расчеты. Они, эти люди, умеют на детские пособия жить.
Ладно. Ипотеку на таких условиях мы вычеркиваем жирным черным маркером.
- Так может, всё-таки на земельный участок в Ленинградской области накопить и потихоньку строиться начинать? Безо всяких ипотек!
Дело даже не в том, что меня-старушку забирать придётся когда-нибудь. Ну, сами-то дети понимать должны, что должен быть именно своё жильё?
- Мам, мы и об этом думали. Начать стройку - это во всём себе отказывать. Во всём. На много лет. И в свободных деньгах, и в свободном времени. Да, мы хотим после рабочей недели не мчаться в пригород проверять строителей, мы хотим отдохнуть. Мы мир хотим посмотреть. Я вот видел, например, и Алтай, и Байкал. А Женя - не видела. Когда будут дети, неизвестно как с путешествиями получится.
- Так может, хоть деньги откладывать? На будущее?
(И сама понимаю, что сморозила глупость. Откладывать? Как? Вы ж помните, как мы Сашкину пенсию по потере кормильца шесть лет откладывали, потому что можно было купить пусть плохенькую, в двухэтажечке старой, но отдельную однокомнатную квартиру, а на финишной прямой оказалось, что только на комнату хватает. А сейчас бы и на комнату уже не хватило).
Макс считает не квартирами, как я. Макс считает - машинами. Машинами ему понятней. Первую машину он смог купить вот за сколько, а сейчас за столько ничего уже не купишь. И копить, например, на машину, тоже не выгодно...
- А ещё, мам, стройка - это всё-таки длительный процесс. А у нас вон начальника в Москву перевели, на более высокооплачиваемую должность. И у меня же тоже не потолок ещё. И этот начальник мой бывший делает намёки, что он меня тоже готов к себе забрать. Я в Москву не хочу. Но... Но ты сама понимаешь, что иногда бывают такие предложения, от которых глупо отказываться. Вдруг мы когда-нибудь примем предложение перебраться в Москву? И что тогда стройку, бросать на середине? Продавать недострой? И смысл сейчас себе во всём отказывать, когда сам не знаешь, что будет с тобой лет через пять. Сейчас то, что обязательно надо делать - получать высшее образование. А потом будет видно. Сейчас ипотеку брать - вообще невыгодно. Начинать строиться - пока не вижу смысла. Откладывать деньги? Слишком рискованно. Мам, вот поэтому мы сейчас и живём так, в своё удовольствие.
- Сейчас вы живёте в своё удовольствие. А потом вам станет шестьдесят, как мне сейчас. Оглянуться не успеете, зуб даю. Я же вот только тебя на плечах катала, а оказывается, уже двадцать лет пролетело! И на работе вам на пятки станут наступать молодые, и условия изменятся, и цены изменятся, и зарплата просядет, например? Почему вы не думаете о том, что с вами будет через тридцать лет?
- А когда нам будет по 60 лет, мы вернёмся в Волгоград! У нас же тут жильё есть. А если наш квартиры развалятся, то твой дом точно выстоит. Сталинградскую битву выстоял, и дальше выстоит. И если мы надумаем начать "привыкать к земле", то у нас такое место есть! Только ты это, мам... А почему ты не говоришь никогда, что тебе деньги нужны? На тот же ремонт?
- Ну как не говорю? Говорю. Я же вон летом сказала тебе, что мне на массаж надо, а у меня не хватает.
- Ты сказала и назвала сумму, и я её тебе прислал. Почему ты не говоришь, например, что тебе на то, чтоб арку сварить под виноград, надо десять тысяч? Или еще на что? Мы как там по телефону должны догадываться, что тебе нужны деньги, если ты об этом не скажешь?
Чёрт. Чёрт!!! Да не умею я просить! Не умела и не умею. И не научусь, наверное. И родители у меня никогда не просили. Я сейчас пытаюсь вспомнить, чтоб родители мне сказали: Люда, пять тысяч... Нет. Не было такого. Не помню. То, что полный багажник напихивали творога-сметаны-молока-яиц домашних, это я помню. А чтоб сказали - дочка, крыша потекла, отремонтировать бы, а денег не хватает - нет, ни разу.
Я не смогу просить, потому что мне всегда кажется, что им нужнее, а мне и так сойдёт. Потому что мне скумбрия с картошечкой правда кажется вкуснее, чем креветки или мидии. Ещё к картошечке надо квашеной капустки, покрошить сверху зеленого лука и сверху горчичным маслицем...
Родители не просят. Потому что это такое колесо Сансары, родители отдают и не просят, дети берут и не задумываются... А потом у них будут свои дети.
Но я еще о другом подумала. Вот именно в этот приезд и именно с этими разговорами всякими, и про мой заросший двор, и про мой маленький телевизор, и не хотите ли, мамо, покинуть свой благодатный волгоградский край, я так ясно и четко понимаю, что я переезжать из своего дома никуда не хочу. И жить ни с какими детьми, даже с заботливыми и любящими, не хочу. И просить тоже не хочу. Даже физически не то что не хочу, не могу. Это как себя за горло взять двумя руками.
Значит... Значит, надо в своей жизни кое-что менять. Кажется, я знаю, что именно. А ещё... Боковым зрением я заметила, что когда Макс завёл разговоры про мой переезд в Питер, Сашка насторожилась.