Найти в Дзене
Мир глазами пенсионерки

- Коль, ты только уговори Михаила Дмитриевича, чтоб он дарственную тебе подписал. Мы же не знаем, что в мыслях у этой женщины.

Николай долгое время жил на севере, там и женился. Он никогда не планировал возвращение домой. Заработки такие, какие на большой земле простым смертным и не снятся. Холодновато, но это север, к нему надо привыкнуть. Коля начал чувствовать себя чуть ли аборигеном, мог в сорокаградусный мороз нараспашку пойти в магазин. На свидания он всегда надевал вязаную шапку, которая была его любимым головным убором.

Встретил девушку, которая приехала сюда всего два месяца, работала в местной амбулатории. Тоже за большими деньгами приехала. Если бы не зуб, который всю ночь беспокоил парня, боль никак не хотела утихать, он бы не познакомился с Ритой. Он шел за сильно действующим обезболивающим.

До поселка, где есть стоматология, еще доехать надо. Дороги развезло, и оказия ходила всего два раза в неделю, чтоб завести продукты в местный магазин, лекарства в аптеку при амбулатории. Всего не перечислить.

Рита в белом халатике сразу поставила Николаю укол, потом дала две упаковки разных лекарств.

- Сначала начните вот с этой, с зеленой полоской, если уж не поможет, тогда пробуйте таблетку из другой. – Мужчине Маргарита показалась настоящей феей, умеющий заговаривать зубную боль, он выпил-то всего одну таблетку. Обязательно надо поблагодарить эту девушку. Как часто бывает, слово за слово, и молодые люди уже знакомы.

Начались свидания. В свой мужской клоповник Коля стеснялся привести девушку не мог. Нет, насекомых у них не было. Просто густонаселенная мужская бытовка. А вот Рита сняла квартиру, там-то они встречались. Мороз им был нестрашен, зато метели, которые не прекращались неделями, всех загоняли в помещение.

Николай никак не ожидал, что однажды услышит от своей девушки:

- Я уезжаю. Понимаешь, я так больше не могу.- мужчина огляделся, подтверждению слов Маргариты служил чемодан, стоявший в прихожей.- Устала я от постоянного холода. -Потерять ту, которую, казалось, Николай искал несколько лет, не мог.

Он в этот же вечер сделал ей предложение, надеясь на то, что, будучи женой, Рита останется с ним. Два месяца до свадьбы, действительно, не было сказано ни одного слова, что климат ее не устраивает. А как только вернулись из кафе, началась на мужчину атака, причем такая стремительная, что он не мог устоять.

Но прежде, чем вести жену к родителям, ему обязательно нужно все с ними согласовать. Отец непрошенных гостей никогда не приветствовал. Особенно сейчас, когда, по его представлению, папка жил бирюком. Сын знал, что после матери такого блеска в квартире не было. Но поехать к родителям жены не мог, жить в примаках не сможет. Отец с детства внушал сыну, что он не должен ни перед кем прогибать шею.

Уговорил все-таки отца, чтоб он принял их с женой, доводы были убедительные, ему не будет скучно, всегда будет свежая пища… А места им втроем хватит.

Отец встретил их холодно, как будто чужих людей. У Николая закралось подозрение, а нет ли у отца женщины, которую он намерен привести в дом.

- Пап, слушай, у меня к тебе вопрос. У тебя кроме мамы, отношения были недавно?

- С чего вдруг у тебя такой интерес? Нет, конечно. Не дури, у меня сейчас голова кругом. Чужой человек в доме.

- Пап, Рита тебе не чужой человек, она моя жена, медик. Ты же сам видишь, как она печется о твоем здоровье.

- Да меня ваши таблетки уже достали. Я что, немощный старик? – Это-то и волновало Николая. Его отец бодрый мужчина, но вот было в нем такое, как будто после смерти жены он потерял интерес к жизни. Неприятное воспоминание, которое сын долгое время держал в своем сердце, вдруг снова нахлынуло на него.

В тот день отменили последнюю пару, одногруппники отправились по своим делам, Николай решил, что ему нужно идти домой, его помощь маме всегда приветствовалась. То, что он услышал, едва успев закрыть за собой дверь, любого введет в стопор.

- Ну все, с меня хватит, пропади все пропадом, - мать с красным лицом выбежала в прихожую и чуть не сбила сына.

- Мам, что случилось?

- Пускай отец тебе объяснит. А я подаю на развод. – Отец появился в дверях из гостиной.

- Какой развод? Ты можешь объяснить толком? – Николай переводил взгляд с отца на мать и не мог понять, что происходит между людьми, которые до этого трепетно относились друг к другу. По крайней мере, сын никогда таких скандалов не видел и не слышал. Он пытался задержать маму, но она, оттолкнув сына, выскочила, держа в руках куртку.

- Куда она? – отец, было, кинулся за ней, но около двери остановился.

- Пап, ты объясни, что случилось? Какой еще развод?

- Что тут объяснять, твоя мама на пустом месте бесится. Скучно ей, видать, стало.

- Пап, подожди, это на маму не похоже. Мама никогда даже голос на тебя не повышала. Ты мне можешь объяснить, что между вами произошло?

- Кто-то там что-то обо мне наплел. И она поверила. Как будто не знает, что у меня много завистников, которые не верили, что почти двадцать пять лет мы живем в мире и согласии. Если у меня кафе, то обязательно я должен иметь любовниц. – Николай почему-то поверил отцу, а не матери.

Долго он винил себя, что не остановил маму, которая попала под машину и скончалась в больнице. И как только они с отцом похоронили мать, он решил бросить вуз и уехать как можно дальше, чтоб никогда домой не возвращаться. Все-таки винил в смерти мамы отца.

Жене Николай и вида не показал, что ему трудно находиться в квартире, где еще сохранились следы матери. Картины с ее вышивкой, тот же чайник, который она купила в одной из поездок по Дагестану в надежде, что в будущем у них будет большая семья. Сын ее осчастливит внуками. Его сердце просто кровью обливается.

Чувствовал же, что отцу они с женой мешают. Он постоянно нервничает. Поставил турку на плиту, кофе убежал, Рита потом за ним мыла плиту. Постоянно уходил на работу и забывал выключить телевизор. И они с Маргаритой, прежде чем уйти на работу, оглядывались, все ли выключено, разложено по своим местам. У сына создалось такое впечатление, что он их выживает их дома.

Михаил Дмитриевич всегда спешил вырваться из этого ада, неуютно он чувствовал себя в своей квартире. Мало того что привык жить один, так у него были еще думы, что рядом с ним будет жить дама его сердца...

Осенним утром он, как всегда, спешил на работу, увидел на выходе из перехода: женщина с трудом поднимает свою сумку на колесиках. Мужчина не мог пройти мимо. Он помог незнакомке, та в ответ его поблагодарила.

- Некому в семье ходить на рынок? – женщина застеснялась, как-то неловко ей стало перед мужчиной.

- Есть, сын со снохой со мной живут, они постоянно заняты или забывают. Вот и приходится заготовкой продуктов на неделю заниматься самой. – У Михаила Дмитриевича появилось желание помочь женщине. Он посмотрел на часы, время неумолимо двигалось вперед. А у него встреча с поставщиком.

- Михаилом меня зовут, - подмигнув, произнес мужчина.

- Лиза… Елизавета, - ответила незнакомка. – И женщина покатила свою сумку, Михаил поспешил к гаражам. Как будто что-то заставило его оглянуться. Лиза , видать, поторопилась, запнулась и упала, картофель, яблоки рассыпались. Она пыталась встать, но у нее ничего не получалось. Михаил Дмитриевич моментально к ней подскочил.

- Ничего, бывает и хуже, - Помог женщине подняться, подобрал овощи и фрукты. Заметил на коленке темное мокрое пятно. – Колено надо обработать. Идти сможете?

Елизавета совсем стушевалась, заморгала глазами.

- Ой, у меня дома нет ни йода, ни зеленки. – Михаил изумленно посмотрел на женщину.

- Ну что с тобой делать? Придется бежать в аптеку, - по дороге он перенес встречу на послеобеденное время, переговорил с заведующим производством, Татьяна ответила, что все идет своим чередом. Ничего страшного не произойдет, если хозяин задержится на пару часов.

Михаил Дмитриевич сходил в аптеку, помог до квартиры донести сумку, в тот день лифт у них не работал. Женщина пригласила его в гости, доверила ему свою коленку.

- Давно без мужа? – Лиза опять застеснялась, а по лицу Михаил понял, что ей неприятно говорить на эту тему. Тогда он рассказал о себе, что подтолкнуло женщину к исповеди.

- Умер мой Петр. Как-то неудобно перед его памятью. С тех пор, как сын женился, я совсем про него забыла. Так, может, вместе будем ходить на погост. – Как будто эта тема объединила двух людей, которым едва перевалило за пятьдесят.

Казалось бы, их лица должны помрачнеть, каждый пережил потерю, но они смотрели друг на друга и улыбались.

- Я постараюсь сегодня освободиться часов в шесть. Даже если чуть опоздаю, все равно приду, жди, - с этими словами Михаил ушел из квартиры женщины, которая чем-то его зацепила. Прошло нервное напряжение, весь организм расслабился. И день для него был очень удачным, все сделки завершил, все договоры заключил, надеется, что выручка за этот день его тоже порадует.

Михаил Дмитриевич уложился, и ровно в шесть он уже звонил в знакомую квартиру. Лида его ждала. На ней была не куртка, а драповое пальто, поверх воротника которого повязан шифоновый шарфик. Мужчина повел Лизу в парк, который когда-то был его излюбленным местом. Там он встретился со своей женой, туда водил маленького Коляшку. Они с сыном катались на качелях-лодочках.

Все стояли на них, а Михаил сажал своего сына посредине и потихоньку раскачивался. Просто завораживающе. Он чувствовал себя не папашкой, а подростком, когда они с Олей стояли друг напротив друга и влюбленными глазами смотрели в лицо.

И в этот вечер все было так, как много лет назад. Лизу охватил азарт от такого предложения мужчины. Она, как девочка, заскочила в лодочку. И покачивание им обоим доставляло необъяснимое блаженство. Потом Михаил обхватил женщину, словно схватил в охапку, поднял ее из лодочки и закружился в танце.

Лиза боялась, что они сейчас упадут с дощатого помоста. Хоть в ней было всего шестьдесят с гаком, но рядом с ней был не атлет. Чувствовалась в его фигуре былая спортивность, но возраст берет свое, уже округлился животик, стал заметен через куртку.

Потом Михаил остановился, словно переводя дух, приводя в норму дыхание, их взгляды сошлись. Оба почувствовали что-то щемящее внутри и замерли. Все, стрелы амура пронзили их сердца. Постояв так минуты две, они спустились с небольшой возвышенности и пошли гулять по парку, рассказывая о себе.

Со следующего дня они два раза в неделю, один день выпадал на выходной, они проводили вечера вместе. Театры, кино – само собой. Но по выходным они ходили в церковь на службу. Так прошли весна и лето, близился конец августа. Михаил приготовился делать предложение даме своего сердца, и вдруг звонит сын.

Надо было сразу дать понять Николаю, что у отца своя жизнь. И он не сосунок, должен сам понять, что мужчине обязательно рядом нужна не просто подруга, а любящая и любимая женщина. Он уже прикидывался больным, так невестка завалила таблетками. Остается только собрать их за круглым столом и во всем признаться.

- Сын завтра на обед вас с Ритой приглашаю к себе, часикам так к двенадцати, - Николай с женой переглянулись.

- Повод есть? Хочешь поговорить, что нам пора искать квартиру? – Коля даже не задумывался, какие вопросы он задавал.

- И это тоже. Но с каждым человеком рядом должен быть еще кто-то, кто поможет и поддержит. Не дети, думаю, поняли, о чем я. – А тут и понимать не надо, все было написано на лице отца. Николай с первого дня приезда понял, что отец ему не рад, постоянно погружался в свои думы, про все забывая.

У сына все перевернулось внутри от такого приглашения отца. Его мечты рушились на глазах. Он думал, что скоро должны обрадовать папу, что у них с Ритой будет прибавление, и отец изменится. Не истерлось еще из его памяти, как отец с ним возился, везде водил сам, маме не доверял родного ребенка.

Ну ничего не поделаешь. Они с женой решили, что Николай имеет право на часть квартиры, которая принадлежала его матери. Сын ждал, что отец его возьмет в свое дело, но, видать, и с этим придется распрощаться.

В назначенный день Николай с женой не торопились. Они решили опоздать, чтоб отец немного поволновался и понял, что сын его мнений и желаний не разделяет. Но Михаилу Дмитриевичу давно было понятно, что Коля не смирится с тем, что он приведет в дом постороннего человека..

За праздничным столом отец с женщиной выглядели счастливыми и с особым вдохновением что-то обсуждали. Пришлось им с Ритой остановиться.

- Михаил Дмитриевич решился так спешно жениться, может, его женщина беременна.

- Рит, ты думай, что говоришь?

- Вполне естественно, женщина выглядит молодо, да и отец твой еще не старый.

- А давай отцу сейчас скажем, что ты ждешь ребенка, тогда он не посмеет нас выгнать из квартиры. – Оба посчитали, что это лучший вариант остаться там, где они сейчас живут. Николай лелеял еще надежду, что отец возьмет сына в свой бизнес, поэтому не торопился с поиском работы.

Подрабатывал неофициально у одного олигарха, построившего особняк, проводил отопление, электричество. За годы, проведенные на севере, многому научился.

Молодые люди, насколько могли, лица сделали радостными. Взявшись за руки, поспешили к столу, не сели, а остановились прямо напротив отца.

- Хотите сказать, что ребенка ждете?

- А ты как догадался?- Николай с Ритой переглянулись.

- Не поверю же я в то, что вы обрадовались, что отец, наконец-то, не один. Видел же вчера ваши кислые мины. – Михаилу Дмитриевичу так хотелось сказать что-то неприятное и язвительное, дать понять, что эта новость его совсем не радует. Но понял, что ему пора остановиться, чтоб не испортить настроение Лизе.

- Не хочешь ли ты сказать, что тоже готовишься стать отцом? – Этот вопрос не застал мужчину врасплох. Хотел бы он себе дочку, но его женщина вышла из того возраста, когда можно рожать.- Сам должен понимать, что немолодой, год, другой и болезни тебя замучают.

- Я не понимаю, о каких годах вы говорите? Возраст – это не сколько тебе лет, а как ты их чувствуешь. Присаживайтесь, надо знакомиться. – Михаил Дмитриевич представил свою женщину, смутившуюся от разговора отца с сыном.

Обед больше походил на траурную церемонию, чем на праздничный. Перекинулись несколькими фразами.

- Пап, прости, но нам надо идти, сам понимаешь, дела, - Рита слегка дернула мужа за руку, будто хотела посадить его обратно. Они же не договорили, она должна быть уверена в том, что свекор не выгонит их на улицу. – Вечером договорим.

Трехкомнатная квартира в центре города, здесь все ему знакомо, все рядом, даже базар. И жена устроилась поликлинику, что была в пяти минутах ходьбы. Мысли Маргариты тоже работали в этом направлении.

- Коль, а давай предложим Михаилу Дмитриевичу разменять квартиру. Мне кажется, что это лучший вариант, чтоб с ним не ссориться. Все-таки, я думаю, наследников у него не будет? Он же не глупый, чтоб в этом возрасте заводить детей?

- Нет, он не согласится. Он здесь живет всю жизнь, и я здесь родился.

Михаил Дмитриевич проводил свою даму сердца, решил несколько вопросов на работе. Николай ему сын, пусть взрослый, но ребенок. Портить с ним отношения отец не может. Жизнь непредсказуема, ожидать от нее можешь все, что хочешь.

Он знал, что невестка на работе, а вот его великовозрастный сын валяется на диване. Пришлось удивиться тому, что молодая семья была в полном составе. Колька, действительно, лежал на диване, его жена сидела рядом.

- В сборе, вот и отлично. Услышите, что называется, из первых уст. Мое решение такое: я покупаю вам однушку, куда вы перебираетесь, - но сын моментально вскочил с дивана.

- Пап, как мы будем там ютиться? У нас же будут дети, в ней не развернуться. Почему ты не хочешь себе ее купить, а эту оставить нам?

- А потому, сынок, что это жилье мне никто не дарил. Я купил эту квартиру на свои кровные, которые мне доставались потом и кровью. Я думал, ты обрадуешься такому подарку, а ты, - Михаил Дмитриевич махнул рукой и пошел на кухню попить чая, в горле у него пересохло.

- Спасибо, папочка, за заботу, но я отсюда никуда переезжать не собираюсь, Николай вошел на кухню и уселся напротив.

- Думай, - он не смотрел на сына. – Я никуда не спешу. Расписаться с Лизой мы можем в любой день, а вот сюда я ее приведу значительно раньше.

Дня два Николай упирался, доказывал свое право на наследство. И Рите будет хорошо, ей не надо будет стоять у плиты. Всем этим будет заниматься баба отца.

- Коль, ты только уговори Михаила Дмитриевича, чтоб он дарственную тебе подписал. Мы же не знаем, что в мыслях у этой женщины. – Николай в этот же вечер обратился к отцу с таким предложением.

- Рано, сынок, заикаться. Моя жена будет жить в чужой квартире? Такого не будет. Здесь я хозяин, и все будет так, как я решу.

Через неделю Николай с женой паковали свои вещи, которые уместились в двух чемоданах. Удалось все-таки Маргарите убедить мужа, что это лучше, чем жить вчетвером в постоянной вражде. Самим им не накопить на жилье, которое с каждым днем дорожает.

Уходил сын с глубокой раной на сердце: отец его променял на какую-то женщину. Но пройдет время, они с Ритой поймут, что Елизавета Александровна, действительно, любит отца и свекра. Никаких меркантильных целей у нее нет. И заживут они дружной семьей, в которой будут расти внуки, ставшие общими. Дедушке с бабушкой доставляло большое удовольствие с ними возиться.

Обидно было отцу за то, что сын не старается заработать лишнюю копейку. Вероятно, надеется, что он сдастся ради внуков, они поменяются квартирами. Но такого Михаил Дмитриевич никогда не сделает. Если раньше не научил сына брать ответственность за семью, то постарается сейчас.

Будут иногда бросать косые взгляды друг на друга, но родная кровь их постоянно мирила.