Сегодня, 15 октября, исполняется 210 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Великого поэта, который погиб совсем молодым, в 26 лет, но чьё литературное наследие живо в веках. Его стихи и прозу продолжают любить, читать, учить наизусть, изучать, эти бессмертные тексты звучат со сцены и с экрана. Наследие классика важно и для Московского Художественного театра.
Поэтическую драму Лермонтова «Маскарад» в Художественном театре ставили дважды. «Маскарад» Николая Шейко, премьера которого состоялась в октябре 1995 года, и «Маскарад с закрытыми глазами» Петра Шерешевского, который можно увидеть на сцене МХТ имени А.П. Чехова сейчас, – совершенно разные спектакли. Первый был обращён к историческому прошлому, второй – целиком погружён в современность.
Спектакль Николая Шейко, оформленный знаменитым сценографом Мартом Китаевым, отсылал к великому «Маскараду» Всеволода Мейерхольда, вышедшему в Петербурге в год Октябрьской революции. Критик Наталья Казьмина в своей рецензии на спектакль МХАТа писала, что режиссёром в этой постановке двигала подлинная страсть:
«Страсть к нашему блестящему литературному прошлому, блестящей театральной культуре, тоже прошлой, к мистической судьбе Лермонтова, этого юного мизантропа, создавшего свой шедевр в 21 год, и к трагической судьбе Мейерхольда, этого немолодого оптимиста, поставившего самый знаменитый “Маскарад” за всю театральную историю в Александринском театре Петербурга».
Арбенина в спектакле Шейко играл Виктор Гвоздицкий – артист, блестяще читавший стихи. Его Арбенин был гордецом, честолюбцем, игроком, одиночкой.
«Много видел, много страдал, много пережил, не просто разочаровался в жизни, но презрел её и втоптал в грязь, ибо мелка, и пошла, и суетна, и в тот же миг осознал себя сверхчеловеком, посчитавшим, что перехватил нить судьбы из рук самого Бога. Нина могла бы стать его самой большой удачей, а стала последней роковой ошибкой: игрок не имеет права на слабость. Открыв своё сердце любви, он проигрывал с козырями на руках», – так писала об Арбенине Гвоздицкого Наталья Казьмина.
Совсем другого Арбенина, в исполнении Игоря Верника, мы можем увидеть сегодня в спектакле Петра Шерешевского. В «Маскараде с закрытыми глазами» лермонтовские стихи сочетаются с современным текстом, написанным Семеном Саксеевым, также в спектакль включены мотивы повести «Новелла о снах» австрийского писателя Артура Шницлера. Режиссёр перенес действие пьесы в наше время: Арбенин стал литературоведом, а его жена Нина (в этой роли Мария Фомина) – его бывшей студенткой. Кажется, герой Игоря Верника всё знает о Лермонтове и о том пути, который прошёл Арбенин в пьесе. Но это ничуть не спасает его от собственной драмы, от мук ревности, что вдруг обрушиваются на него и разбивают вдребезги спокойную, ироническую манеру держаться, которая так свойственна современному успешному человеку.
Вот как сам Игорь Верник говорит о своём герое:
«Наш "Маскарад" – это размышление о том, до какой степени мы защищены культурой, образованием, моралью от тех диких инстинктов и демонов, которые в нас дремлют. Человек XXI века научился передавать изображение за секунду из одного полушария планеты в другое, но это не спасает его от бездны, в которую он заглядывает в определённые моменты своей жизни. Так изменилась природа человека или нет? Куда приводят его сегодня страхи, месть, ревность, отчаяние?»
Ближайший показ спектакля «Маскарад с закрытыми глазами» – 29 октября, 19 ноября.
Генеральный спонсор театра – Банк ВТБ
Также будет интересно:
5 историй из жизни Виктора Гвоздицкого, рассказанных им самим