Доброго времени, господа. Продолжаем наш цикл статей "простым языком", сегодня расскажу, что такое видеокарта. Выглядит она вот так:
А в системном блоке стоит тут:
Сегодня ответим: какая видеокарта нужна для правильной учебы, на что она влияет в играх и рабочих программах, и как все это дело вообще работает. Естественно, самым простым языком.
Что в ней такого?
Внутри видеокарта выглядит вот так:
Состоит она из чипа (это главное), памяти (это тоже нужное), платы (на ней находится вся обвязка) и системы охлаждения (чтобы не грелось). Строение чипа очень похоже на строение процессора: он также состоит из вот таких очень маленьких транзисторов, которые умеют переключаться между двумя состояниями - ноль и единица.
Из транзисторов состоят ядра (их в видеокарте намного больше, чем в процессоре - на два-три порядка), всякие блоки растеризации, TMU-сы, кэши и контроллеры. Самое главное, что нам надо знать - это то, что по "сухим" характеристикам видеокарту выбирать нельзя - тут слишком многое завязано на сопутствующих технологиях, драйверах и прочее-прочее, поэтому останавливаться на подробностях работы видеочипа не вижу смысла.
Но чип всегда работает с какими-то данными, для которых места в кэше (очень быстрая память, расположенная в самом чипе), может не хватить. И если процессор в этот момент обращается к оперативной памяти, то дискретная (это важно) видеокарта имеет собственную память на борту - она физически ближе, и так как используется GDDR-память, ее пропускная способность намного выше (правда, выше и задержки).
Это все справедливо для дискретной, то есть отдельной видеокарты. А есть еще встроенная, как правило, встраивают ее в процессор, реже (на старых платах) - в чипсет. Встроенная видеокарта не имеет собственной памяти, и, обычно, намного слабее дискретных видеокарт того же поколения.
Дискретная видеокарта вставляется в слот PCIe - он выглядит вот так:
Что делает видеокарта?
Выводит изображение на монитор, конечно! Но на этом ее "обязанности" не ограничиваются. Так как по строению, ГП похож на ЦП, но отличается компоновкой (много маленьких и глупеньких ядер у ГП против нескольких гигачадов у ЦП), видеокарту можно использовать для несложных вычислений - с ними она справляется намного быстрее процессора.
Помимо этого, видеокарта обрабатывает игровые сцены, рассчитывая освещение, текстурируя пространство, накидывает карты нормалей, карты отражений и прочее-прочее. Встроенная видеокарта не слишком подходит для таких задач, так что для игр обычно покупают хорошую, дискретную видеокарту.
В рабочих программах (например, в видеоредакторах), видеокарта может помогать с кодированием видео, подгружать предпросмотр и прочее-прочее, что производитель программы предпочел на нее повесить. Здесь не так важна мощность видеокарты, как факт ее наличия.
Как и в случае с процессорами, при выборе видеокарты вы наткнетесь на странные буквы и циферки - RTX 4060, RX 7900GRE, RX 7800XT, RTX 4070Ti.
Расшифровываем шифры!
Производителей видеокарт не так много, и где-то 99.4% рынка занимают всего два - Nvidia и AMD. Рассматривать, соответственно, будем их. Возьмем для примера Nvidia RTX 4060Ti, Nvidia 3080 и 4070Ti Super. Что это такое? Ну, приставка RTX - это просто буквы, которые не значат ничего. Раньше были GTX, но с появлением трассировки лучей, решили одну букву поменять.
А вот первая цифра или две цифры - это поколение. RTX 3080 - карта 3000-й линейки, RTX 4060 - 4000-й. Чем новее - тем лучше.
Последние цифры - позиционирование в линейке. Тут нет условных i5 или i7, так что классифицируем их примерно так:
- XX50 - младшая видеокарта, подходящая для легких игр, либо для современных, но без претензий на высокие настройки графики;
- XX60 - начально-средняя видеокарта, которая сможет играть во все современные игры в Full-HD разрешении в 60 кадров в секунду;
- XX70 - кому было мало XX60. В нынешних реалиях - средний уровень, который либо подойдет для 2К "на сейчас", либо Full-HD с небольшим запасом на будущее;
- XX80 - предтоповое решение, которое подойдет для 2K с большим запасом и 4K "на сейчас", естественно, все игры на ультра-настройках;
- XX90 - явление сравнительно недавнее. Когда на вопрос "как много производительности вам надо" вы отвечаете "да".
Приставки Ti - это несколько улучшенные версии карт. Например, 4060Ti стоит по производительности между 4060 и 4070, 4070Ti - соответственно, между 4070 и 4080.
Приставка Super в нынешнем поколении означала "обновленные" версии видеокарт, то есть "чуть быстрее за те же деньги". В прошлом поколении ее не было, в позапрошлом - была, но означала другое... Но, согласитесь, лучше "супер", чем "не супер".
У AMD с их RX 6600, RX 6600XT, 6700XT, 7800XT, 7900GRE логика такая же - первая цифра - поколение, остальные - позиционирование в линейке. Буквы XT - аналог "Ti", буквы "GRE" = "урезанная".
Подытожим
Видеокарта в компьютере отвечает за изображение, однако также она умеет в расчеты, и рисует графику в играх. Видеокарты бывают встроенные (стоят в процессоре, недорогие по цене, но слабые - для офисных задач), а также дискретные (есть как очень слабые, а-ля встройка, так и производительные варианты). Для игр дискретная видеокарта очень нужна, для рабочих задач - желательна, а для обычной офисной работы хватит и встроенной.
При выборе видеокарты стоит отталкиваться от процессора: брать видеокарту примерно того же сегмента, что и процессор, чтобы был баланс в сборке. Вроде как упростил настолько, насколько это возможно, но если что-то не понятно - добро пожаловать в комментарии! У меня же на этом все, если было интересно - не забудь поставить лайк и подписаться на канал. Увидимся!
Также подпишись на телеграм (там IT-новости) и новостной канал (там новости выходят чуть позже, зато чуть побольше).