Найти в Дзене
Рок на БиС

Рок-кладовая Александра Галина. Единственный концептуальный прог-альбом уругвайского композитора Армандо Тирелли

Интересна судьба композитора и пианиста Армандо Тирелли (Armando Tirelli), который всю жизнь разрывался между треугольником испаноязычных стран: Уругваем, Мексикой и, собственно, Испанией. Он приобщился к музыке в раннем возрасте, и уже в конце шестидесятых годов играл в профессиональной поп-группе SEXTETO ELECTRÔNICO MODERNO, с которой записал несколько альбомов. Но одного этого факта совсем недостаточно для попадания на наши страницы, поэтому речь пойдет о совершенно ином, уникальном амбициозном концептуальном альбоме El Profeta.

Обложка взята на сайте progarchives.com
Обложка взята на сайте progarchives.com

Появление пластинки обязано великому печатному произведению ливано-американского философа Халила Джебрана (1883-1931). Покинув Ливан в двенадцатилетнем возрасте, Халил перебрался с семьей в США, где начинал работать корреспондентом в арабской газете. Позже он выпустил несколько книг, последняя из которых – «Пророк» (1923) – стала философской вершиной поэта, писателя и мудреца.

Книга состоит из 26 поэтических эссе философского характера. Главный герой Пророк-философ покидает край, в котором провёл большую часть жизни, и возвращается на родину. Перед его отплытием многие люди этого поселения приходят, чтобы спросить у него наставлений и выслушать мудрость, которую он постиг. Эти наставления носят жизнеутверждающий и гуманистический характер. (c) Википедия

Книга начинается с автобиографических строчек: «…И на двенадцатый год, в седьмой день джелюля, месяца урожая, он поднялся на холм со стороны крепостных стен, и он смотрел на море, и он увидел, как сквозь туман приближается его корабль…» Гениально простые, глубокие откровения автора о различных аспектах бытия устами пророка Аль Мустафы из города Орфалезе стоят многие и многие кубометры исписанной бумаги иных авторов. Цитировать хочется каждое предложение…

После прочтения испанского издания книги «Пророк», которое вышло в 1973 году, у Армандо Тирелли зародилась идея концептуального альбома на ее основе. Работа над проектом заняла пять лет и завершилась в 1978 году с большим триумфом. В качестве музыкального оформления идеи был выбран набиравший тогда обороты прогрессив-рок, исполинскими усилиями GENESIS, YES, PINK FLOYD и др. проникший и в Латинскую Америку.

Как оказалось, творческие и исполнительские способности Тирелли прекрасно соответствовали столь сложной задаче: El Profeta, на мой взгляд, является одним из пяти, максимум десяти лучших работ латиноамериканского прогрессив-рока наряду с такими шедеврами, как Slaves Mass и Criaturas Da Noite бразильцев Эрмето Паскуаля (Hermeto Pascoal) и O TERÇO, Åtabal-Yémal венесуэльцев TÉMPANO, Nimbus мексиканцев CAST и других, обходя многих из них в мелодичности.

Книга Джебрана сочится любовью к человечеству, добротой, буддийской умиротворенностью с оттенком грусти и чистосердечной открытостью к читателю, и Армандо хорошо прочувствовал ее, так как его музыка представляет собой монолитный, сдержанный, глубокий симфонический прогрессив-рок с упором на разнообразные клавишные.

В альбоме используется речитатив – пояснительные выдержки из «Пророка», – но его здесь меньше, чем в похожем проекте Homo Sapiens португальской группы SAGA. Армандо не только превосходно играет на клавишных инструментах вроде меллотрона, синтезатора, органа и пианино, но и замечательно поет в возвышенно-оперном стиле. Традиции латиноамериканской музыки с ярко выраженной чувствительностью оказываются очень кстати, поскольку в голосе Армандо много красивой печали, необходимой для передачи духа произведения.

Армандо Тирелли. Фото предоставлено А.Галиным
Армандо Тирелли. Фото предоставлено А.Галиным

Помимо лидера в записи диска приняли участие еще шесть музыкантов. В их числе не только традиционные для направления гитарист, басист и барабанщик, но и двое флейтистов. Яркие, сочные партии флейт и «космические» эффекты синтезатора прекрасно дополняют это изящное, превосходное музыкальное полотно в лучших традициях симфонического рока. Несколько выделяются среди прочих песни «Háblanos Del Amor» и «Háblanos De Los Hijos», исполненные в типичном для шестидесятых годов растрепанном виде гитарно-психоделического рока.

Оригинальная пластинка – огромная редкость даже в Латинской Америке, а переиздание альбома на компакт-диске в 1997 году вышло небольшим тиражом, поэтому монументальный эпический шедевр Тирелли и Ко нуждается в дополнительном освещении и заслуживает самой горячей рекомендации к прослушиванию от автора этих строк.

El Profeta (1978) - Armando Tirelli скачать в mp3 бесплатно | слушать альбом целиком онлайн на портале Musify

Armando Tirelli – vocals, piano, Mellotron, Synthesizer, electric piano, organ; Rody Tróccoli – guitar; G. Bregstein – saxophone, флейта; G. Chainbun – flute; A. Armesto – saxophone; J. Carrara – bass, electric guitar; Ricardo Bozas – drums; J.C. Sheppard – drums, percussian, vocals; +Roberto Fontana – narrator.

Автор статьи - Андрей Гаевский, редактор - Александр Галин. Дополнительная редактура, вставка музыкальных фрагментов - БиС.

Предыдущие материалы по теме:

Рок-кладовая Александра Галина | Рок на БиС | Дзен

Авторы дзен-канала "Рок на БиС" читают книги о рок-музыке издательства Александра Галина Rock-ExPress

Обложки изданий
Обложки изданий