Таинственный ракурс «я обернулся посмотреть, не обернулась ли она» в кино показывают часто, чтобы подчеркнуть интригу – в большинстве случаев.
Ведь продемонстрировать человека со спины – значит дать целый ворох загадок:
- Какой там человек?
- Коли он отвернулся – значит, что-то скрывает? А если скрывает, то что именно?
- Почему он обернулся «к лесу – передом, к зрителю – …» – ну, вы поняли..?
Взять хотя бы сцену прихода Володи Шарапова в «малину» в советском детективе Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Вот уж где был, говоря в терминах западных фильмов, «большой бада-бум!».
Как вы помните, первое время, пока Шарапов разливался соловьем, доказывая, будто он «свой», Левченко сидел наполовину боком, наполовину спиной. Но в какой-то момент, когда Володя уже почти расслабился (увидев, что его здесь начали воспринимать тем, кем он представлялся), Левченко вдруг повернулся к нему лицом и…
…и Володя узнал своего старого фронтового товарища.
Вот уж где точно можно было сказать знаменитое жегловское «ну и видок у тебя, Шарапов... ох и poжa!».
Ведь человек, настолько хорошо успевший за время войны узнать Шарапова (они вдвоем не один пуд соли съели, например брали вражеского «языка»), точно мог понимать, что Володя не таков, каким он тут себя так старательно описывает.
Стало быть, Левченко вполне мог Шарапова банде выдать – хотя бы просто потому, что сам он стал преступником.
В этом, кстати, был символ, мало кем из зрителей замеченный:
- поза Левченко, который сидел спиной долгое время, демонстрировала его теневую, преступную сущность;
- однако потом он обернулся – не только к остальным участникам «Черной кошки», но и к Шарапову, причем в первую очередь именно к нему. То бишь он как бы раскрылся навстречу бывшему фронтовому товарищу. И в итоге так и не предал его.
Кстати, на данной сходке были и другие открытия, связанные с оборачиванием героев, поначалу сидевших спиной к зрителю. Взять хоть первое появление в кадре Карпа – главы «Черной кошки». Уж его-то спину («А теперь "Горбатый"! Я сказал, "Горбатый"!») ни с чьей было не перепутать.
Впрочем, иногда спина бывает очень даже полезным, даже почетным символом в кино. Не даром ведь в народе говорят о «надежной спине», подразумевая состояние «укрепленный тыл» и «как за каменной стеной».
Близки к этому метафора из отдаленных времен «мой дом – моя крепость», а также метафора из нынешнего мирного времени – «под крышей дома моего». Спина – это такой вот бастион, за которым более слабый близкий человек может укрыться.
Вспомнить хоть героинь различных фильмов СССР, которые мечтали о надежной спине:
- сильную духом, смелую, но уставшую от одиночества Клавдию Пухову в советских мелодрамах Александра Бланка «Цыган» и «Возвращение Будулая». Она хотела настоящей семьи, но боялась признаться в этом самой себе. И вот однажды не удержалась и назвала характеристики своего возможного мужа – мол, он такой надежный, всё в дом, всё в дом..;
- только и грезивших, что уехать за границу девушек из позднесоветской картины «Интердевочки» Петра Тодоровского. Географически они распространяли свои фантазии довольно далеко – как минимум в Центральную, Северную и т. д. Европу. А вот личностно их фантазии выдавали в них гораздо менее серьезных особ, нежели Клавдия Пухова;
- и др.
Вообще и в людском, и в животном мире спина во многом – символ доверия. Если поворачиваешься к другому спиной – значит, доверяешь ему. Вот почему опытные разведчики никогда не показывают спину ни-ко-му.
Ой, не зря великий сыщик в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» от Игоря Масленникова весело сокрушался: «С тех пор, как я легкомысленно позволил луне светить мне в спину, я понял, что вы меня обязательно отыщете».
В противоположность спине как «надёже и опоре» порой в фильмах показывали атаку сзади как обман, хитрый маневр. Например, картина Арифа Бабаева так и называлась: «Удар в спину».
Наконец, спина в кино может символизировать конец конкретного этапа, конкретной личности или даже мира в целом. Как поет патриарх русского рока, «что до той, что стоит за плечом, – перед нею мы все равны».
За плечом (читай: за спиной), как известно, стоит дама с косой.
Так уходили из жизни навсегда герои, например, советских фильмов о войне.
Они шли с песнями, а затем возвращались ранеными, вот как в кино Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». Они кричали «ребята, будем жить!», но потом не возвращались вовсе, вот как в фильме Леонида Быкова «В бой идут одни "старики"».
В более же юмористическом варианте уход героя с места событий называется «показать спину». И не всегда это уход честный; порой бегут от трусости, порой – от безнадеги.
И в комедиях это смотрится весьма смешно со стороны. Так, в кино СССР от Михаила Швейцера «Золотой теленок» во время ограбления Корейко ночью «последний удар Балаганов получил в спину»… ну, или чуть ниже…
Разумеется, много примеров самых разных можно назвать из фильмов других стран. Однако мы с вами сегодня остановимся конкретно на наших любимых кино СССР.
П. с. Товарищи-граждане читатели, делитесь: сколько баллов в тесте вы получили и какие еще сцены с героями со спины вам запомнились? Не обязательно из советских кино – можно из фильмов других стран… и даже из мультфильмов.
В развитие вопроса читайте мои посты «7 примеров курьезных неожиданностей во время (под)водных съемок советского кино», плюс «Почему по 1-му же кадру можно отличить старое советское кино от современного».
И на близкие темы «с заковыркой», «с загогулиной» и «со звездочкой» отгадывайте мои тесты, где надо назвать кино по кадру, вырезанному цензурой, а еще по ныне раскрашенным кадрам старых ч/б фильмов и вот даже по озвучке западных актеров нашими российскими актерами.
#тест #кино #тесты #юмор #викторины #СССР #эрудиция #культура #психология