Спрос жителей Пермского края на товары для квадробинга в этом году вырос очень резко. За три квартала 2024 года в регионе купили на 3251% больше таких товаров в штуках и на 2820% по общей сумме продаж. Данные РБК Пермь предоставили в пресс-службе маркетплейса Wildberries.
Однако Пермь уступает столице, где рост ещё выше — 4200% и 4400%. В России в целом продажи выросли 4800% и 4700% соответственно.
«Частично это связано с масштабированием бизнеса маркетплейса, но прежде всего такой рост обусловлен эффектом низкой базы прошлого года, когда спрос на такие товары был точечным, а сейчас приобрел более массовый характер», — комментируют данные в Wildberries.
Квадробинг (квадробика) — это неофициальный вид спорта, в котором люди перемещаются на четвереньках, имитируя движения животных. Квадроберы используют маски и накладные хвосты, изображая кошек, собак, лис, волков и других представителей фауны. Отношение к квадробингу неоднозначное. Некоторые считают, что такая физическая активность полезна, а кто-то находит это увлечение опасным, прежде всего для психики.
Практический семейный психолог Эдуард Галеев считает, что это игра, которой не стоит придавать большое значение. По его мнению, это обычное желание подростков отличиться, найти себе индивидуальный образ. Также, с точки зрения психологии, это вариант регрессии, то есть нежелания взрослеть.
«Это попытка избежать взрослости, защитный механизм, в результате которого человек прячется от ответственности, задач, которые появятся у него в будущем. Этот механизм описан у З. Фрейда, у Э. Эриксона. В этой ситуации регресс принимает такую форму — «у меня лапки». То есть ребёнок просто не хочет ни за что отвечать, нести ответственность. Это подсознательная позиция квадроберов», — считает Эдуард Галеев.
Появление и широкое распространение такого рода игр показывает общую тревожность среди населения, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие понимания своего пути, считает психолог. Он добавляет, что запрещать такие игры ребёнку не нужно. А вот формировать у него ответственность за поступки, умение и желание принимать решения, больше общаться (создавать условия для общения) и прочее — безусловно стоит. Тогда и необходимость в игре пропадёт.
Выросшие готы и эмо воспитывают квадроберов
Психолог Надежда Керова тоже не видит проблемы в увлечении детей квадробингом. По её мнению, проблемой может быть отношение к этому движению и отношение к этим детям.
«Если посмотреть в прошлое, во все времена появлялись какие-либо неформальные подростковые движения. Некоторое время назад люди были в шоке от готов и эмо, говорили, что небезопасно, разрушает психику детей, отрицательно влияет на общественный порядок и социальные устои. На данный момент, как шутят мои коллеги, выросшие готы и эмо воспитывают квадроберов. Нормальное явление, когда в разных поколениях временно акцентируется что-то необычное и выделяющееся из массы. Это обычные процессы для подросткового возраста, поскольку подросток решает одновременно две задачи – принадлежность и индивидуация. Быть с другими и быть уникальным», — поделилась Надежда Керова.
Также она отметила, что современные люди, в том числе подростки, много времени проводят в мобильных телефонах, значительная часть социальной жизни проходит там. Некоторые из них хотят создать эпатажный контент, выложить его в сеть и собрать лайки. Это уже некая новая норма общества, подростки перенимают такое отношение к публичности у взрослых. Это тоже может иметь влияние на течение квадроберов, в том числе создавая впечатление, что их очень много. Ведь видео в интернете могут иметь гораздо большую концентрацию, чем наблюдения в реальной жизни.
Надежда Керова также считает, что запрещать движение на законодательном уровне нельзя. Чем жёстче запреты, тем жёстче откат. Подросткам нужно иметь какие-то каналы для размещения своей активности, эмоциональной разрядки, в том числе и телесного (двигательного) выражения переживаний.
«Запреты и ограничения настолько противоречат задачам подросткового возраста, что пользы точно не принесут. Единственное, на что бы я обращала внимание в этом случае, насколько подросток и его семья сохраняют связь с реальностью. Одно дело, если это остаётся в рамках некой игры, хобби или развлечения, когда границы не стираются, когда человек осознает разницу в нормах поведения в разных сферах в социуме и соблюдает эти нормы. Не стремится реально быть животным, демонстрировать только животное поведение, отказываясь от человеческой самоидентификации. Как вариант, внутри семьи подчеркнуто животное поведение может быть провокативным, проверка родителей на прочность и попытка прощупать границы дозволенного – иногда даже не особо осознанно», — считает Надежда Керова.
Однако в случае с нарушением самоидентификации — квадробинг не причём. Потому что человек, у которого наблюдается патологическое нарушение идентичности, скорее всего, проявил бы это каким-то образом в любом случае, через какой-то другой симптом. Психолог считает, что с ребёнком, если он увлекся квадробингом, нужно налаживать контакт, не паниковать, не бросаться в ужасе срочно исправлять его, а пробовать общаться и проявлять заинтересованность в его жизни. Однако, не стоит делать это слишком отчаянно и навязчиво, поскольку это только оттолкнет подростка. Не спешить, успокоиться, попытаться быть нейтрально заинтересованным. Стремление к свободе самовыражения у подростков — это нормальное явление, которое должно быть реализовано. Психолог добавила, что в каждом случае нужно разбираться индивидуально.
Размытость ценностей
По мнению кандидата педагогических наук, доцента, эксперта образовательного центра «Каменный город», НИУ «Высшая школа экономики» и системного психолога Наталии Гангнус, квадробинг — это деградация общества. Такое движение, по её мнению, вызывает много вопросов к взрослому населению, к родителям, которые поддерживают эти игры.
«Участие родителей в жизни детей — это здорово, но когда они опускаются до уровня животного состояния, то это свидетельствует о нижайшем уровне интеллекта родителей, прежде всего, и абсолютного непонимания ситуации. Сегодня общество находится в ситуации нестабильности и неопределённости. Как следствие, кризис налицо, причём он тройной, нравственный, прежде всего. Прослеживается размытость ценностей и их отчуждение. Сейчас в школах пытаются развернуться в сторону воспитания, потому что ценностные основания разрушены. Мировоззренческий кризис, что называется «от одной идеологии к другой идём». Ну и, конечно же, психологический», — считает Наталия Гангнус.
Психологический кризис происходит из-за того, что большое количество населения находится в состоянии непрекращающегося стресса, нереализованности, много факторов депривации в условиях мегаполиса. Родителям приходится работать на нескольких работах. Из этого вытекает дефицит общения между родителями и детьми. Квадробинг — один из способов привлечь внимание.
«Уровень ценностных оснований настолько размыт, что мы теряем самое важное. А самое важное в системе общечеловеческих ценностей — это человек. Движение квадроберов демонстрирует попытку разрушить эту ценностную основу, превратив человека в непонятное животное. На мой взгляд, проблема стоит очень остро, здесь нужна помощь психологов и даже психиатров, потому что когда дети в такое впадают, а родители это поддерживают, то это уже грань. Есть такое выражение «психический не болен, психологический не здоров». Эта грань может привести к очень пагубным последствиям», — заключила Наталия Гангнус.
По её мнению, на движение квадроберов необходимо реагировать на государственном уровне. Если оставить это незамеченным, то «дальше будет интереснее».
Тем временем рабочая группа юристов и депутатов Госдумы готовит законопроект о запрете пропаганды квадробинга и поправки в Административный кодекс России.
Автор: Алёна Катаева,РБК Пермь