Удины относятся к нахско-дагестанской языковой семье. То есть, дальняя родня чеченцам. Однако в отличие от большинства остальных нахско-дагестанских этносов, следуют не исламу, а христианству. Таких народов в нахско-дагестанской семье всего два - собственно удины и малочисленные бацбийцы в восточной Грузии.
Считается, что насчитывающие всего 10 тысяч человек удины - прямые потомки упомянутых еще Геродотом утиев, коренных жителей области Утик. Одного из 26 племен кавказских албанов, что приняли христианство одними из первых в мире. А затем так и не перешли в ислам.
Удины относятся к лезгинской ветви нахско-дагестанской языковой семьи. То есть, их ближайшая родная - лезгины и табасаранцы в южном Дагестане. Есть гипотеза, что удины некогда переселились в Закавказье с территории современного Дагестана. Но и есть противоположная версия: народы Дагестана как раз коренные потомки выходцев из Закавказья.
Одни из самых крупных удинских сел - Нидж (НыъжӀ) и Огуз (бывший Варташен), стоящие всего в 20-30 километрах от Габалы, знаменитого курортного города на севере Азербайджана, недалеко от дагестанской границы. Тут компактно живет 2/3 всех удин, сохранивших свой язык. Здесь поныне стоят их церкви - Кицке-Гергец, Чилин-Гергец, Кала-Гергец.
Удинские храмы отличают особые "албанские" кресты без распятия, но с навершиями, символизирующими луну, солнце и цветы. Такие кресты, как считается, имеют еще дохристианское происхождение. И до сих пор встречаются в орнаменте на выпечке даже у мусульманских народов Дагестана.
Удины сохранили и некоторые дохристианские традиции. Например, в удинских домах часто горит неугасимый огонь - ясное влияние огнепоклонников-зороастрийцев. А слово "креститься" удинский язык передает глаголом "хашдесун" - буквально "обратиться к богу Хашу" - так албаны в язычестве своего главного демиурга, божество Луны, именовали.
Здесь же в Нидже расположен и Удин-Оджаг - удинский этнографический парк. с аутентичными старинными домами-усадьбами местных жителей, винодельней, рестораном с местной кухней для туристов. Есть местная школа с удинским и русским языками обучения.
Удинские христианские храмы имеются и в других соседних азербайджанских селений, где сами удины давно уже не живут. Например, в селе Киш Шекинского района, где церковь, по преданию, сам приехавший сюда с проповедью равноапостольный Елисей основал.
Кроме Азербайджана некоторые удины живут и в российских Ростовской области, Краснодарском крае. А также в Казахстане. Удины перебрались сюда на заработки - работают в строительстве. Удинское село Зенобиани имеется и в Кварельском районе соседней с Азербайджаном Грузии.
Сейчас в Азербайджане решается вопрос о возрождении особой Албанской христианской церкви. Однако на практике для этого нужно разрешение минимум 3 других древних восточно-христианских церквей.