Найти тему
Личный Почерк

Самый загадочный художник Урала

Разглядывая книгу "Город Златоуст на фотографиях и почтовых открытках (1870-1917)". (Это не реклама) Которую в свое время составили два местных краеведа: С. Волокитин и В. Толкач. Мое внимание привлек один снимок. Угадывалось в нем, что-то знакомое!

Вот этот
Вот этот

Он подписан: "Рабочие у моста через реку Ай. 726-я верста. Фото А. Васильева. Мост через реку Ай. 1800-е годы"

Разглядывая рабочих, можно видеть, что люди сняты в момент отдыха. Но не все на снимке отдыхают. В то время, когда мне попала в руки эта книга, в разгаре был наш ежегодный пленэр, и видимо потому-то одна из фигур и привлекла мое внимание. Фигура обернулась и смотрит на фотографа, и очень похоже, что сидит эта фигура перед этюдником! И жест руки такой, как-будто он держит кисть. Художник? - Сразу возникает вопрос! В описании об этом ни намека. Во всей книге - тоже. И вот очень захотелось разобраться и узнать! Кто это пишет этюды в Златоусте в позапрошлом веке до нас!?

-2

И так, единственное, что известно о снимке, это его примерная дата, место и авторство. Что прямо указывает путь, где искать ответ. Но обратившись к биографии Александра Васильева, представленной в интернете мне не удалось узнать ничего, относительно этого снимка. Более того, нет ни слова, даже о том, что он работал над альбомом содержавшем эту карточку.

Все статьи представляли один и тот же набор данных из которых следовало, что А. П. Васильев мещанин из Харькова, который перебравшись в Самару открыл фотоателье, а так же занимался продажей фотопринадлежностей. Известно, что Васильев открыл первую в Самаре цинкографию Т-ва А. П. Васильева и Ко «Фотопресс». Важнейшим следом в фотографическом деле, везде преподносится тот факт, что именно Васильев снимал приезд и пребывание императора Николая II в Самаре в 1904 году. Известно также, что он издавал фототипические открытки в фонде ГНИМА – вид Самары, №44, изд. А. П. Васильев. И даже можно найти какие именно открытки он сам сделал. Открытки с №№9, 10, 37, 38, 41, 42, 43, 44, 56, 59, 79. (Если Вам это интересно)
После 1904 г. Васильев издал открытки-монтажи с видами Казани. А вот, о том, что он работал в Златоусте - ни слова! Можно найти даже факты о его личной жизни. Но о альбоме хранящим наш снимок, нет ничего. Хотя сам снимок тиражируется многими авторами и довольно распространен в сети.

Так как Васильев фотограф самарский, то в Самаре наверняка должны быть и сведения о нем. - подумал я, и нашел в интернете сайт Самарского Историко-краеведческий музея имени П. В. Алабина. А за одно и группу в В Контакте. В группе я увидел интересную новость, как раз в момент моего расследования, в музее проходила выставка «Берега.Река.Мосты»! Посетить выставку я не мог, но с помощь администратора группы музея в ВК, мне удалось узнать, что на выставке представлены фотографии Васильева и даже экспонируется альбом в котором хранится наш снимок! А специалисты музея подтвердили, что авторство нашего снимка принадлежит самому Александру Петровичу Васильеву! Но вот подробностей работы над альбомом и был ли знаком фотогограф с какими-либо художниками ответить не смогли.....

Художников на Урале много! Задав такой запрос поисковику можно увидеть огромное количество фамилий и картин! Полистав художников Урала, я увидел одну картину которая могла бы иметь отношение к нашему делу!

На полустанке (Зимнее утро на Уральской железной дороге), 1891
На полустанке (Зимнее утро на Уральской железной дороге), 1891

"На полустанке" (Зимнее утро на Уральской железной дороге), 1891. Художник Владимир Гаврилович Казанцев. Поезд как на фотографии! И год создания картины соответствует! А что если человек с этюдником на снимке это и есть Казанцев?

Из Википедии: Владимир Гаврилович Казанцев (1849, Екатеринбург, Российская империя — 8 сентября 1902[2], Полтава, Российская империя) — уральский живописец-пейзажист, академик живописи. Один из первых профессиональных художников Екатеринбурга.

Художник очень интересный! Однако подробностей о жизни художника известно немного. В интернете в основном дублируются основные сведения его биографии. Первое образование получил в Москве, стал юристом. Вернулся на Урал, работал, но потом осознав, что должен заниматься искусством сделал решительный шаг и в возрасте тридцати одного года поступил в Петербургскую Академию Художеств (Тогда императорскую, теперь институт имени Репина).

Почти как Михаил Врубель, (Врубель тоже второе образование в Академии получал и тоже был юристом по первому). Но в отличии от Врубеля, Казанцев был при жизни более успешным! Имел много наград: Золотая медаль Уральского общества любителей естествознания; Золотая медаль Казанской научно-промышленной выставки; Бронзовая медаль Всемирной выставки в Париже.

За наш пейзаж, кстати, "На полустанке" получил звание художника 1-й степени, а через некоторое время был удостоен звание академика!

В некоторых статьях Казанцева называют незаслуженно забытым! И это совершенно верно! Известно так немного подробностей о его творчестве. Но известно, что в начале 1890-х, он жил на Урале и до 1893 писал Уральские пейзажи и много путешествовал. Получается, что возможно он заезжал и в Златоуст....

В Биографии Казанцева очень много белых пятен. Исследования ведутся, на основе многочисленных но разрозненных данных. Немногочисленные специалисты по крупицам восстанавливают картину жизни художника. Одна из таких специалистов искусствовед Алана Гогичаева, автор научной статьи "Новые страницы в творческой биографии Владимира Гавриловича Казанцева: Екатеринбург -Санкт-Петербург - Полтава". Я обратился к ней со своим вопросом. Но она подтвердила лишь тот факт, что биография мастера еще требует изучения. Подробности жизни художника помогут раскрыть и сделать доступным для людей его богатейший опыт. Узнать о подробностях можно было бы из писем и документов художника, но пока они остаются недоступными.

Работ в сети тоже немного. Мало этюдов и практически нет рисунков. Однако, удалось найти одну работу, точно свидетельствующую, что Первый профессиональный художник Урала был в Златоусте!

 Казанцев Владимир Гаврилович (1849–1903)
Пейзаж с кибиткой (вид на Златоуст). 1887
Холст, масло. 38,0 х 51,0
ЕМИИ
Казанцев Владимир Гаврилович (1849–1903) Пейзаж с кибиткой (вид на Златоуст). 1887 Холст, масло. 38,0 х 51,0 ЕМИИ

"В 1880-е годы Казанцев запечатлел немало живописных уголков Урала в разное время года, улавливая нюансы погоды и освещения в различное время суток. В «Пейзаже с кибиткой» (1887) на фоне обширной горной панорамы Таганая открывается вид на город Златоуст. Кибитка остановилась на дороге, спускающейся по крутому склону к смутно виднеющейся долине, подернутой то ли дымкой заводских печей, то ли влажным туманом." - Так описывает эту работу Екатеринбургский музей изобразительных искусств в одном своем посте!

Так, что Казанцев, однозначно писал этюды в Златоусте! Но, все так и, он ли это на фотографии? С одной стороны понятно, что в 19 веке по Златоусту не могло ходить много людей с этюдниками, с другой стороны, Златоуст город мастеров, и местные художники тут были тоже. И почему о личности такой фигуры на снимке нет ни слова?

Видимо однозначно на этот вопрос ответить пока нет возможности. Но со временем мы возможно об этом узнаем. Может быть мы узнаем о чем они говорили. Может быть мы узнаем, что этот снимок запечатлел момент первой встречи двух мастеров. А может быть они посмотрели друг на друга, вот так издали и никогда не пожимали друг другу руки.

Но так или иначе можно с уверенностью сказать, что эта фотография это не только снимок моста через реку Ай, это снимок перекрестка двух творческих путей: художника и фотографа.

-5

А Вы как думаете, Казанцев на снимке? Может быть есть свое предположение кто это? Если Вы знаете каких либо Уральских художников или художников работавших в Златоусте на рубеже 19-20 веков, напишите, пожалуйста в комментарии!

И не забудьте подписывайтесь на канал ;)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц