5 сентября как-то не особо заметно прошла весьма знаковая дата, а между тем ей, по моему убеждению, суждено войти в учебники современной истории. В этот день, 10 лет назад, был подписан пакет документов по урегулированию вооружённого конфликта на юго-востоке Украины, получивший название «Минских соглашений». Именно эти «соглашения» и привели в итоге к окончательному разрыву между двумя братскими народами — русскими и украинцами. А ситуация, которую вполне было можно разрешить, что называется, политическими методами, переросла в полноценную войну, уже унёсшую сотни тысяч жизней с обеих сторон и бог знает сколько ещё жертв будет до её окончания.
Конечно же я имею в виду не сам документ — он как раз был разработан с обратной целью — избежать конфронтации. Найти приемлемый вариант мирного сосуществования непокорного Донбасса и Украины в рамках единого государства. Ведь именно из-за отказа Донецкой и Луганской областей подчиняться киевским властям, устроившим государственный переворот в феврале 2014 года, когда был свергнут законно избранный президент Украины Виктор Янукович, и начался этот конфликт. Новоиспечённым «укродемократам» не понравилось, что жители юго-востока страны отказались признавать «майдаунов» законной властью и тогда официальный Киев развернул против жителей этих регионов силовую операцию. А вернее сказать войну на истребление. Ну, а как ещё можно назвать то, когда против своих же граждан власти направляют действующую армию, оснащённую артиллерией, тяжёлой бронетехникой и даже авиацией?
В свою очередь, в Донецке и Луганске, видя нежелание Киева вести какие-либо переговоры на эту тему, провели референдумы, по результатам которых были провозглашены Донецкая и Луганская народные республики. Естественно, что власти новой Украины итоги плебисцитов не признали и принялись с удвоенной энергией расстреливать не только защитные укрепления ополчения, но и города регионов.
Дабы прекратить то, что вполне можно назвать военными преступлениями против мирного населения, 5 сентября 2014 года в столице Белоруссии членами контактной группы, а также главами Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) был подписан Минский протокол, составленный по итогам консультаций Трёхсторонней контактной группы (Украины, ДНР и ЛНР) по мирному плану президента Украины Петра Порошенко и инициатив президента РФ Владимира Путина. Документ предусматривал незамедлительное прекращение боевых действий, вывод вооружённых формирований и военной техники с территории конфликта и освобождение всех заложников. Особо нужно отметить принятое киевскими властями обязательство провести децентрализацию власти и досрочные местные выборы.
Увы, но все договорённости остались только на бумаге. Украинские войска по-прежнему продолжали обстреливать мирные города Донбасса, а ополченцы в ответ — их позиции. Естественно, что в нарушении прекращения огня обе стороны упрекали друг друга. В январе 2015 года ситуация обострилась уже настолько, что пришлось вмешиваться тяжеловесам европейской политики и главами России, Германии и Франции было принято решение о создании контактной группы по урегулированию кризиса, а также совместной встрече и переговорам с украинской стороной.
Наконец, 11-12 февраля 2015 года в Минске, состоялась встреча «нормандской четвёрки» — Владимира Путина, Ангелы Меркель, Франсуа Олланда и Петра Порошенко. В результате переговоров была составлена Декларация в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений. Данный документ, получивший название «Минск 2», был подписан участниками контактной группы, а также главами ДНР и ЛНР, и получил поддержку Совета Безопасности ООН, т.е. стал обязательным для выполнения международно-правовым документом.
Всего «Минск 2» включал 13 пунктов, но самыми важными были следующие: прекращение огня с 15 февраля и отвод тяжёлых вооружений от линии соприкосновения сторон с целью создания зоны безопасности шириной не менее 50 км, обмен пленными на основе принципа «всех на всех», реформа Конституции Украины с целью децентрализации и закрепления особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей.
О последнем пункте, думаю, нужно рассказать подробнее, ибо именно в нём, как говаривал незабвенный Михаил Сергеевич (Горбачёв), «собака и порылась». Уж больно не хотелось киевским властям отпускать на вольные хлеба эти два региона, в отличие от бандеровской западенщины, регулярно пополнявшие казну реальными деньгами. И тем не менее, под нажимом европейских лидеров, как позже оказалось, показным, им таки пришлось хотя бы на бумаге имитировать подобие динамики в этом вопросе. И 16 сентября 2014 года парламент Украины принял Закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Согласно документу, неподконтрольному Киеву Донбассу на три года был предоставлен «особый статус». Казалось, наконец, появился шанс на мирное урегулирование главного политического вопроса, но… уже через полгода, в марте 2015 года, Рада приняла Постановление, которое, по сути, блокировало действие Закона об особом статусе этих территорий, поскольку ДНР и ЛНР были объявлены «временно оккупированными территориями» до вывода всех «незаконных вооружённых формирований» и установления полного контроля Украины над государственной границей. Ко всему, Конституционная комиссия, которая должна была подготовить проект конституционной реформы на Украине, отказалась рассматривать предложения, представленные ДНР и ЛНР ввиду их «нелегитимности». Таким образом процесс урегулирования конфликта попросту зашёл в тупик.
Попытку выйти из него предпринял глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. Он предложил предоставить особый статус отдельным районам Донецкой и Луганской областей на временной основе в день проведения местных выборов в Донбассе, а после опубликования отчёта ОБСЕ, подтверждающего легитимность результатов голосования, этот статус должен был стать постоянным.
Его идея получила поддержку «нормандской четвёрки» на двух саммитах в 2015 году в Париже и в 2016 году в Берлине и получила название «формула Штайнмайера». Но и на этот раз, несмотря на первоначальное одобрение президентом Порошенко, украинская сторона всеми способами блокировала данные соглашения и вскоре переговоры по этому вопросу были приостановлены. Попытки оживить процесс предпринимались несколько раз, но никаких практических подвижек в плане предоставления Донбассу самостоятельности, увы, достигнуто не было из-за откровенного нежелания украинской стороны урегулировать этот вопрос политическими методами. Уже тогда официальный Киев делал ставку на силовое решение конфликта, рассчитывая на военную и моральную поддержку Запада. При этом, будучи уверенными, что Россия никогда не решится на вооружённое противостояние с НАТО, в члены которого Украина стремилась все последние годы.
Наконец, маски были сброшены и 2 февраля 2022 года на пресс-конференции после встречи с премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном президент Украины Владимир Зеленский заявил, что считает все пункты минских соглашений «неудовлетворительными» для Киева, следовательно, неприемлемыми.
Затем, 7 декабря 2022 года, немецкая газета Die Zeit опубликовала интервью с экс-канцлером ФРГ Ангелой Меркель, в котором она откровенно призналась, что «Минские соглашения» были подписаны с целью дать Украине время подготовиться к военному противостоянию с Россией.
30 декабря 2022 года бывший президент Франции Франсуа Олланд в интервью изданию «Киев пост» подтвердил слова Меркель, заявив, что в тот момент Западу необходима была передышка и все минские договоренности были нужны, чтобы дать Киеву время на подготовку украинской армии к вооружённому конфликту.
26 января 2023 года в интервью телеканалу «Рада» экс-премьер Великобритании Борис Джонсон признался, что не только «Мински», но и сам «нормандский формат» были лишь «дипломатической имитацией».
Не менее откровенные признания сделал и бывший президент Украины Пётр Порошенко. 30 января 2023 года в эфир вышел документальный фильм BBC об украинском кризисе. В нём Порошенко прямо на камеру заявил, что благодаря «Минским соглашениям» Украина стремилась выиграть время, чтобы провести реформу своих вооружённых сил и сформировать международную коалицию против России.
Наконец, 8 февраля 2023 года, президент Украины Владимир Зеленский в интервью французской газете Le Figaro заявил, что «Минские соглашения» никто и не собирался выполнять, поскольку в них «не был включён вопрос о Крыме», и это была, по его словам, «умышленная ошибка».
Сегодня этой самой «ошибке», допущенной по признанию её авторов умышленно, исполнилось 10 лет. Её последствиями уже вдоволь насытился не только многострадальный народ Украины, но и «развитого Запада». Сотни тысяч трупов, миллионы искалеченных жизней, десятки миллионов разрушенных семей. Нарастающий как снежный ком неизбежный финансовый кризис и крах экономики стал уже осязаем не только в Европе, но и в самих США — главном разносчике демократических ценностей вооружённым способом.
Виновники этой страшной трагедии всем прекрасно известны поимённо. А потому вопрос им. Н. Чернышевского «Что (с ними) делать?» остаётся актуальным. Ибо если их не покарать — дать подобным им считать, что даже совершив чудовищные преступления против человечества, можно избежать элементарной ответственности. А значит, рассчитывать, что в нынешнем военно-политическом кризисе на Западе в мозгах власть предержащих наступит прояснение, увы, не приходится. Безнаказанность порождает вседозволенность и лишь страх перед необратимостью наказания может заставить тех, у кого есть соображение, использовать его по назначению. Ведь, как показала история «Минских соглашений», вести с ними переговоры — всё равно, что толочь воду в ступе ядерной колотушкой.
06.09.2024 г.
P.S. Статья написана по заданию потенциального работодателя: сделать рерайт материала на актуальную тему, объёмом не менее 5 тыс. знаков.
Оригинал: «История минских соглашений. 10 лет с подписания» (https://tass.ru/info/21764361).