Город - призрак Акармара в горах восточной Абхазии привлекает все больше туристов своей необычностью. Не часто можно увидеть, как растения отвоевывают свою территорию у человека. И все губительные последствия войны, которая здесь бушевала более 30 лет назад. И недавно там открылся уникальный музей-квартира умершей местной жительницы. К сожалению, он просущестовал недолго и остался только в памяти немногих, видео и фотографиях.
Там, где никто не живет, пол уже давно прогнил
В прошлом году в одном из трехэтажных зданий города- призраке Акарсмара в квартире № 5 открылся уникальный музей. Владельцы недвижимости после смерти бабушки, которая жила в данной комнате, решили сохранить быт жилища таким, каким он остался от владелицы. Но чтобы совсем уж скучно посетителям не было, решили заполнить пространство советскими артефактами. А это людей, старше 1990 года, всегда заставляет залипать на какое-то время. Особенно над теми предметами, которых ты уже сто лет не видел.
Так случилось и со мной, когда я увидел командирские часы родного для меня часового завода их Чистополя. Мне стало удивительно, какую жизнь прожила эта вещь, прежде чем оказаться под стеклом витрины и в таком необычном месте. Сколько боли и страдания они наверняка видели.
Атмосфера в трёхкомнатной квартире позволяет погрузиться в прошлое и представить, как жили местные жители до Отечественной войны народа Абхазии в 1992–1993 годах. Позволяет это сделать многочисленные фотографии Ткуарчала и Акармарской зоны
Местный житель говорит, что ценность квартиры в том, что она действительно была жилой. «Там, где никто не живет, пол уже давно прогнил», - говорит он.
Когда-то квартиры в этом районе Абхазии ценились настолько высоко, что никто даже не думал о том, чтобы обменять их на недвижимость в Москве. В Акармаре была лучшая больница с лучшими врачами, куда приезжали даже из других районов Грузии. Сейчас трудно представить, что здесь было лучшее социальное обеспечение в Абхазии, поскольку тут добывали ценный уголь…
Город был сказкой
По словам местного дедушки, в советское время шахтёры были на одном уровне с космонавтами. Они получали хорошие зарплаты, которые доходили до 400–500 рублей в месяц при средней зарплате в 185 рублей. Здесь были школы, детские сады и кинотеатры даже под открытым небом— всё для жизни.
Город в горах, расположенный в часе езды от моря, звучит как сказка.
Уголь в районе Туарчала начали добывать ещё до революции. Есть данные, что уже в начале XX века здесь занимались мелкой добычей угля. Промышленное освоение началось при Сталине в 1930-х годах. Во время Великой Отечественной войны ткуарчальский уголь шёл на корабли Черноморского флота, когда шахты Донбасса были захвачены немцами.
Всё закончилось с приходом сюда войны и грузинских войск.
Ткуарчал так и не сдался вражеским войскам. 413 дней город был в осаде. Дошло до введения продовольственных карточек, чтобы избежать голода. Но голодные смерти все же были. Город буквально жил в блокаде, а историю про вертолет с детьми и женщинами, который сбили грузинские военные, до сих пор ходит из уст в уста.
После войны и введения торговой блокады со стороны Грузии и России уголь стал никому не нужен, как и местные жители... Точнее, уголь может быть и был нужен, но инфраструктура оказалась сильно разрушенной.
Местные жители массово повалили отсюда. Остались в основном те, кому некуда деваться. Так и живут в тяжелейших условиях до сих пор.
Советская Икеа
Поэтому музей был очень ценен, поскольку давал представление, как выживают местные. Обычно подобные уголки Советского Союза размещаются, как правило, в коммерческих помещениях. Редко, когда я видел, чтобы совет стайл был прямо в отдельной квартире. А так, как и мебель, и хрусталь в стране советов были примерно у всех одинаковые, в зависимости от достатка, то и планировка представляла собой советскую Икею…
К сожалению, весной этого года в Акармаре сгорел дом, в котором находилась квартира-музей СССР.
Надо сказать, что и вход туда стоил недорого, всего 100 рублей с человека.
Там был даже экскурсовод из местных, которого очень интересно было послушать. Теперь, по всей видимости, и он остался без работы. А очень жаль. Появившееся общественное пространство можно было воспринимать, что город еще живой и способен на собственное развитие. К сожалению, с коротким замыканием эти мечты канули в лету…
Зато жива бабушка, которая готовит самые вкусные в Абхазии пирожки. И к ней обязательно надо зайти в гости…
Вино, кстати, у нее брать не советую. Шмурдяк отменный.. Да и вряд ли она в силу возраста его производит...
Читайте также
Подписывайтесь и лайкайте, дабы короткого замыкания нигде не было