Город, который вы в обычной жизни не увидите. Новое место для пока еще не сильно распространённых экскурсий – это город-призрак Акармара. С одной стороны, это место со страшной историей. С другой – ездят же люди в Освенцим, чтобы узнать свою историю, ну или историю человечества. Мне кажется. так и тут. А еще тут очень красиво!
В каждом пустом окне кипела чья-то семейная жизнь…
Возможно, что я напишу, не очень понравится самим абхазам, но это мое восприятие. То, как я вижу это со стороны.
Когда-то это был шахтерский поселок. Абхазы до сих пор гордятся тем, что это был один из немногих поселков, который грузины не смогли завоевать. Но город был в осаде 413 дней. И зима была с 1992 по 1993 годы лютой и снежной. Поселок находится немного в горах. В тот год по рассказу моего сверстника он в возрасте 14 лет пытался доставить на колхозной технике мешки с кукурузой. Говорит, что из-за обстрелов получалось это не всегда.
Люди голодали настолько, что выбрасывались из окна пятиэтажек. Поселок охватила эпидемия. И когда военные действия закончились, населенный пункт практически опустел. Здания начали зарастать субтропическими растениями. Мне это чем-то напомнило АнкорВат в Камбодже, там древние храмы теперь уже не могут жить без проросших через здание растений. Но там это формировалось веками, а тут почти свежая история… Свежая, и на самом деле страшная.
Потому что в каждой пустеющей без стекла дырке в здании раньше кипела чья-та семейная жизнь. Часто и архитектура тут гораздо интереснее, поскольку отстраивали этот поселок пленные немцы. А теперь главные постояльцы - это коровы, которые каким-то образом умудряются оставить свои лепешки и на втором этаже, и птицы, которые тем же способом заносят зерна растений на крышу и на верхние этажи. В Абхазии палку в землю воткни, она начнет колоситься, вот и появляются кусты особенно на верхних этажах зданий.
Туристы! Проходите мимо
Пробираться по таким заброшенкам страшновато, потому как не известно, как на верхних этажах прогнил пол и в каком он состоянии. За кучей мусора можно не заметить провала. А еще прикольно после дождя. Тогда в здании со всех сторон раздается звук капель, и это, учитывая интерьер, придает нервной системе дополнительный horror.
Нельзя сказать, что тут совсем никто не живет. Кажется, в поселке сейчас проживает около 50-60 человек. В тех же заброшенных домах. Но с заколоченными стеклами и появившимися дверьми. Электричество провести не так сложно, но что с другими условиями в этих пятиэтажках – сложно представить. Местные не разрешают себя снимать. Даже дети. Не хотят становиться «клоунами для туристов». И не хотят, чтобы люди видели, в каких условиях они тут живут…
Есть там один человек, которому вообще не нравится, что кто-то со своими камерами влезает в его жизнь. Тут так и написано…
Люди - призраки
В Акармаре еще очень красиво. Горы, на одном уровне почти облака, рядом журчит горная речка, эти бесконечные растения с шипами в зданиях прямо на проходе, которые как бы ограждают человека от своих отвоеванных у цивилизации территорий. Местные как будто обижены на свою судьбу.
Жить в такой красоте и волочить бедное, ну или не богатое существование – это не только главный диссонанс Акармары, но и кажется, всей Абхазии. Хотя в самой стране, по крайней мере, в прибрежной зоне, понемногу жизнь у людей налаживается.
- А вы что не здороваетесь? У вас так не принято? Или вы нас не замечаете, - обратился ко мне один из местных, когда я обошел его, спускаясь с горки. – Да, наверное, не видите, мы же призраки в городе призраков.
- Да ладно, не обращай внимание, молодой человек, наверное, задумался. Тут трудно не задуматься, - защитила меня его спутница. – Когда думаешь, никого не замечаешь и молчишь…
Так оно и было. Я шел по тропе и пытался реконструировать, какой была жизнь здесь 30 лет назад. И как можно разрушить все, что было создано человеческими руками.
Разруха живет не в клозетах…
Задумался о том, что за 30 лет после окончания войны местные власти так и не смогли наладить нормальную привычную жизнь. Ну хорошо, 20 лет, 10 лет изоляции, за которую, наверняка, и пришло все в негодность, можно упустить. Но а сейчас то что? Верно говорил профессор Филипп Преображенский в «Собачьем сердце»: «Разруха живет не в клозетах, а в головах»…
Вроде бы в некоторых домах сейчас власти решили крышу ставить, чтобы законсервировать объект, но это прям капля в море.
Местные занимаются тем, что выращивают что-то на своем огороде. Видели поросенка, который беззаботно бегал по улицам и обнюхивал туристов. Туристы были в восторге. Они же никогда свиней в живой природе не видели…
Спросил одного местного человека, чего не уезжаеете?
- Да куда мне ехать, это по телефону все сладкие, а приезжаешь – никто особо тебя видеть и не хочет. Тут мой дом…
Продолжение следует