Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

Съездили в Иран по безвизу на 15 суток и узнали, как в стране более 40 лет живут под санкциями

Оглавление

Кандидат политических наук Алексей Еловик недавно посетил Иран, он поделился своими впечатлениями от поездки. Эксперт рассказал об истории этой страны, как государство справляется с санкциями и какие у него есть перспективы в сфере туризма. А также высказал размышления о культурной уникальности Ирана, отношениях его с Россией и Беларусью, ответил на вопросы о текущей политической ситуации, этническом многообразии и повседневной жизни в стране.

15 суток безвиза

— Алексей, что тебя привело в Иран, что увидел, что впечатлило?

— Исламская Республика Иран давно меня интересовала, потому что культура там уникальная и древняя. А я люблю историю древнего мира, античность.

-2

— Это же была древняя Персия.

— Да… Не скажу, что когда читал книжки про Александра Македонского, болел за персидскую сторону, но меня привлекали ее эстетика и цивилизация, которая в своем первозданном виде дожила до наших дней… Почему решил посетить Иран? Все тривиально: между Беларусью и Ираном отсутствует визовый режим. Если вы с туристическими целями прилетаете в аэропорт Хомейни в Тегеране, 15 суток можете посещать эту прекрасную страну. Это подчеркивает стратегический характер отношений между нашими государствами.

Хотя, казалось бы, между Москвой и Тегераном такие плотные взаимоотношения, но, тем не менее, визовый режим до сих пор существует. И это при том, что Запад обвиняет Иран в поставках вооружения России.

Иран — страна не очень дорогая, поэтому если любите восточную специфику, добро пожаловать! Не могу сказать, что это комфортная с точки зрения туризма страна, потому что Исламской Республике нужно больше инвестировать в туристическую инфраструктуру, в отели, транспорт и т. п., как, например, это сделала Турция… Думаю, у Ирана тут хорошие перспективы, но нужны инвестиции и, в хорошем смысле слова, пропаганда… Для того, чтобы люди приехали в Иран и сами посмотрели на реалии жизни. C февраля этого года Исламская Республика Иран отменила визовый режим для нескольких десятков государств. Но есть и такой посыл контрпропагандистский. Запад пытается представить Иран в качестве оплота дьявола на земле, такая ось зла, как они говорят. А Исламская Республика Иран на это отвечает: пожалуйста, приезжайте, смотрите на нашу страну сами…

-3

Под санкциями — более 40 лет

Как сказала недавно вдова Раиси, на Западе Ирану пытаются создать «ореол неразвитости», хотя страна 14 спутников готовится запустить, ядерное оружие разрабатывает.

— Когда говорят, что Иран — недоразвитая страна — это смешно. Не могу сказать, что там, как в Китае, высокоскоростные магистрали бороздят просторы вселенной. Такого в Иране нет, но это объяснимо: страна находится под жесточайшим санкционным режимом с 1979 года. Несмотря на это, там своя космическая программа, им предъявляют обвинения в разработке ядерного оружия, в том числе военных технологий. И даже Россия — страна, у которой огромный ВПК, наследница Советского Союза, смотрит на иранский рынок. Что Иран ей может предложить? Баллистические ракеты, БПЛА и прочее. Это говорит о том, что у государства высокий уровень компетенций.

Иран много чего почерпнул для себя из опыта СВО, но проявляет стратегическое терпение
Иран много чего почерпнул для себя из опыта СВО, но проявляет стратегическое терпение
С 1979 года Иран субъектен в мировой политике.

А еще у Ирана сильна наука. Справедливости ради, нужно признать, западные санкции работают. Режим не столько сдерживает ядерную программу Ирана или его компетенции в военной сфере (там все автономно и не зависит от поставок комплектующих из-за рубежа), сколько бьет и вредит простым иранцам. Людей эти ограничения достали.

Сейчас были президентские выборы, победил ставленник реформаторов либералов-реформаторов в Иране Масуд Пезешкиан. Кто-то говорит, что он наполовину азербайджанец, а наполовину курд, но я видел видео, где тот утверждал, что является азербайджанцем по происхождению. Более того, он детям своим запрещал говорить на фарси, чтобы те осознавали себя азербайджанцами. Все же у него «самасвядомасць» азербайджанская.

Элита из Азербайджана

— Элита в Иране азербайджанская, конечно.

— Если вспомним историю, правящая династия Каджаров была тюркской. Потом Али Хаменеи, нынешний верховный лидер аятолла, азербайджанец по происхождению, и этот язык родной для него. Многие функционеры КСИР —азербайджанцы. Я не иранист, не буду врать, но в 80-е точно был такой период, когда президент, спикер парламента и главный оппозиционер в Иране были азербайджанцами. Вообще, последних в Исламской Республике много, по-моему, их в стране в 2 или 3 раза больше, чем в самом Азербайджане. Всего насчитывают 20-30 миллионов — очень разнятся оценки. Кстати, я общался с некоторыми иранцами еще до того, как посетил эту страну. Они говорят: у нас никаких азербайджанцев нет. Но они по факту есть, конечно же. К сожалению, в этот раз я не смог доехать до Тебриза — «столицы» иранского Азербайджана. Но слышал, что это красивый город. Простые иранцы говорят о Тебризе, как россияне рассказывают про Санкт-Петербург — это наша культурная столица. Туда много инвестируют, и азербайджанский фактор в Иране действительно существенен.

-5

Поясню, Иран не просто национальное государство персов, как может показаться. Там последних только где-то 49-50% по разным оценкам. Это многонациональная страна и, наверное, если не последняя, то одна из таковых, оставшихся империй Ближнего Востока. Что значит «империя»? Она всегда носит полиэтничный характер. Например, Беларусь — национальное государство белорусского народа. Да, у нас есть национальное меньшинство, все живут в дружбе, сотрудничестве, но в целом 85% населения — белорусы. В Иране несколько не так. Там много регионов, где проживают другие народы — азербайджанцы, курды, белуджи, арабы (в нефтеносной провинции Хузестан на границе с Ираком).

-6

Иран интересен своей полиэтничностью. Приехав в страну, посещаешь не только провинцию Фарс — историческое сердце персидского народа, а также знакомишься с другими культурами. Если нравятся ориентализм и его специфика, то это крайне интересная страна. И, вы знаете, она не заполнена туристами, в этом свой плюс… Приезжие в основном свои, иранские. Говорят, особенно на Навруз, там происходит всплеск внутреннего туризма: жители Шираза едут в Тегеран, жители Тегерана — в Бендер-Аббас. Иранцы любят путешествовать по своей стране. Например, в Тегеране есть хранилище сокровищницы Центрального банка Ирана, где выставлена корона Пехлеви с бриллиантами. Говорят, он богаче, чем Алмазный фонд Российской Федерации.

— А в казино иранцы ездят играть в Армению.

— Да. В Иране также запрещен алкоголь. Это страна, где действует исламский режим со всеми его плюсами и минусами. Вообще, когда народ не пьет, у него гораздо шире интеллектуальный потенциал. У нас, знаете, любят пугать исламским режимом. Но когда приезжаешь сюда, видишь определенные плюсы. Есть и минусы, но это потому, что мы просто непривычны к такой культуре.

В Иране, даже если девушка спит по дороге в такси, она должна быть в платке.
В Иране, даже если девушка спит по дороге в такси, она должна быть в платке.

— А ты в регионах был, видел повстанцев? Там же бунты были в прошлом году.

— К счастью, повстанцев не видел. Говорят, в Белуджистане — на востоке страны какое-то партизанское сопротивление с сепаратистами есть. Надеюсь, Иран с ним расправится… Но я туда не ездил, был в основном в персидских регионах, то есть фарсоязычных.

Им нужно все

— В Беларуси анонсировали сотрудничество с Ираном. Как бы мы могли взаимодействовать и что развивать?

— У Беларуси на иранском направлении — широкие перспективы. Александр Лукашенко это обозначил в далекие бородатые годы, когда еще Ираном руководил Махмуд Ахмадинежад. Это был фактически хороший друг белорусского лидера, когда Ахмадинежада называли изгоем. В свое время он был главным антиамериканским символом сопротивления стран третьего мира. И еще в тот период Александр Григорьевич обращал внимание на Иран и его рынок. Сегодня «отсталый» Иран производит автомобили. 80% всех такси, на которых я ездил, были от Иран Ходро со значком в виде лошади. Это отечественные автомобили, на которых иранцы ездят повсеместно. У них, кстати, довольно дешевое такси, потому что правительство дотирует стоимость бензина. Страна нефтедобывающая. Беларуси нужны совместные предприятия с иранцами.

-8

Что самое главное, в Иране 90 миллионов населения — это огромный емкий рынок. Беларусь может поставлять туда буквально все. Там всего не хватает: стеклопакеты, строительные материалы, продовольственная продукция. Мы можем производить специально под иранский рынок халяльную продукцию. Но нужно найти туда выходы, в том числе через Россию.

Автор статьи: Диана Шибковская