Найти тему

Безупречный вкус музыканта – ключ к первоклассной игре. О пианизме

Оглавление

Уровень мастерства исполнителя во многом зависит от возможностей его слухового восприятия. Скорость и степень технического развития, качество воспроизведения музыки также обуславливается данными слуха.

Из книги Иосифа Гофмана «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». Москва 1961
Из книги Иосифа Гофмана «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». Москва 1961

Если я хорошо слышу, что я делаю, я управляю ситуацией. Играть «вслепую» не то же самое, что играть «вглухую».

Что определяет профессионализм в фортепианной игре

Чаще всего, когда разговор идёт о слухе, многим представляется хороший слух, как способность «попадать в ноты» [у пианистов это неизбежно, благодаря клавишной системе, т. е. нажал на клавишу – значит, уже «попал»].

Но речь не лишь о способности воспринимать высоту звука, а скорее его качественную сторону, тембральную характеристику, а главное то, каким образом каждый звук связан с предыдущим и с последующим. А также с паузами, которые тоже являются частью музыки, «звучащей» тишиной.

В этом заключается исполнительское искусство, в этом заложен основной принцип музыкального интонирования, без которого музыки нет, а есть лишь набор звуков в определённой последовательности.

Таким образом, музыка как некая цельная материя, обычно воспринимаемая человеком относительно поверхностно, как бы в общем, на самом деле в значительной мере может качественно отличаться в рамках исполнительской интерпретации. Это зависит от степени согласованности звуков внутри огромного музыкального полотна, воспроизводимого музыкантом.

Под согласованностью подразумевается ювелирная естественность, связь одной ноты с другой. При этом связь может строиться на абсолютном контрасте, ведь противостоящие звуки связаны друг с другом самим противостоянием не меньше, чем плавно переходящие один в другой по инертному взаимопритяжению (эффект тяготения).

Мысли Мастера

Иосиф Гофман излагает свои размышления на этот счёт, и не только, в своей книге «Фортепианная игра».

-2

Из книги Иосифа Гофмана «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». Москва 1961
Из книги Иосифа Гофмана «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». Москва 1961

Что есть красивый звук и где его взять, это уже другой вопрос. Но что очевидно, для способности его определять необходимо вырабатывать безупречный вкус, так сказать личное, желательно инстинктивное чутьё на подлинное качество.

Формируется оно непосредственно в той среде, в которой живёт музыкант, в среде его образования: что и кого он слушает, и насколько получает и усваивает знания, позволяющие ему развивать и формировать собственную исполнительскую школу. И, конечно, огромное значение имеют личные, индивидуальные данные исполнителя (психика, интеллект, характер и прочее)

Говоря о качестве звука, не могу не затронуть понятие чувства меры.

По моему мнению именно оно помогает обрести и отточить профессиональные навыки восприятия и воспроизведения музыки. Также, делясь личным опытом, могу сказать, что восприятию непосредственно звука, его качества, особенно во время исполнения, когда пианист задействован в этом процессе, могут мешать физические ощущения в теле и эмоции, переживание которых иногда можно путать с восприятием самого звука.

Не всегда тело и мозг испытывают чувства, связанные со звуком в моменте. То есть, если я играю и что-то чувствую, это ещё не значит, что я воспроизвожу звук, соответствующий тому, что я чувствую.

Есть чувства, а есть реальность.

Именно поэтому высококлассные пианисты и не только, иной раз могут показаться до невероятности спокойными на сцене, но при этом, какая игра! Всё оттого, что происходит полное погружение в звук, не в эмоции, а в звук. В реальность звука!

Зачем волноваться, когда я знаю, как работать? А текст должен быть выучен на 200 % процентов, чтобы о нём уже не думать в время выступления.

Из книги Иосифа Гофмана «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». Москва 1961
Из книги Иосифа Гофмана «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». Москва 1961

Это вовсе не значит, что игра должна быть бесчувственная, пустая, напротив – исполнитель может наполнить её своими переживаниями лишь полностью управляя звуком. Иначе как слушатель узнает о том, что испытывает пианист?

А кто-то из великих предложил такую интересную мысль: «Музыкант не должен переживать чувства, но вызывать их у публики» …

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!

Анастасия Шляховая

Также статья: