Найти тему

Старая улица Серова

Милая, уютная улица, по которой очень приятно гулять! В прошлом году здесь провели масштабный ремонт, и теперь тут комфортно и пешеходам и автолюбителям.

Территория улицы вместе с прилегающими домами была заселена давно. Чем ближе к вокзалу, тем плотнее. Собственно говоря, благодаря железнодорожной станции поселение и появилось. Раньше оно называлось Атаманский хутор. После революции его переименовали в Ленинск-Омский и наделили статусом города. Но в 1930 году присоединили к Омску в качестве Ленинского района.

В 1935 году был принят первый генплан советского Омска. План предусматривал строительство парадной дороги от ЖД вокзала к центру. Таковой дорогой была выбрана улица Серова. Весь частный сектор должен был быть снесён и заменён красивыми архитектурными ансамблями.

Про Карла Маркса тогда и не думали, там мешала существующая горветка, весь акцент был на Серова.

Застраивать улицу начали ещё в 30-х годах и продолжали до конца 50-х.

К сожалению, дореволюционных фотографий того места практически нет. Все снимки сегодняшней подборки относятся к 50-м, но на них ещё можно разглядеть остатки Атаманского хутора.

1. ⬇️

Фото 1955 год
Фото 1955 год
Фото 2024 год
Фото 2024 год

Справа на заднем плане видна часть дома Серова, 20. Трамвайные пути проходят сразу за деревянным домом. Получается, что он находился на месте будущей проезжей части.

И ещё один снимок этого же места, но с другого ракурса⬇️

Фото 1956 год
Фото 1956 год
Фото 2024 год
Фото 2024 год

На заднем плане возвышается всё тот же Серова, 20. Справа виден угол дома Серова, 13 и уходящая вдаль улица.

Вместо старых домов теперь небольшая зелёная зона. А вот трамвайные пути остались до сих пор.

2. ⬇️

Фото 1956 год
Фото 1956 год
Фото 2024 год
Фото 2024 год

Трамвайные пути на Серова появились ещё в 30-х годах, сразу же, как только было принято решение о создании здесь главной магистрали. Трамваи должны были соединять все районы города с вокзалом. И когда-то так и было. Но постепенно от трамваев власти стали отказываться. Серова одна из немногих улиц, по которой трамваи ходят бесперебойно уже много-много лет.

3. ⬇️

Фото 1952 год
Фото 1952 год
Фото 2024 год
Фото 2024 год

Да, спустя 70 лет улица выглядит так!🙂 Деревья все выросли и домов стало не видно. Но именно это и создаёт душевную атмосферу.

Многие из домов изначально строились как общежития для рабочих. Было здесь много и коммунальных квартир. Со временем, конечно, жильё стало индивидуальным.

Дома здесь очень интересные, с необычными архитектурными решениями. Такое в Омске, наверное, больше даже нигде и не встретишь.

4. ⬇️

Фото 1956 год
Фото 1956 год
Фото 2024 год
Фото 2024 год

А вот в этом доме Серова, 13 квартиры простым работягам уже не давали. Сюда селили руководителей цехов, инженеров, отличников труда.

Обратите внимание, на окна первого этажа! Не на те, что арочного типа, а на маленькие квадратные. Видимо, это цокольный этаж. Интересно, что там раньше было 🤔

И ещё снимок этого же дома, который я не смогла повторить⬇️

Фото 1956 год
Фото 1956 год

Дом в стадии окончания строительства. Перед ним уже заложен сквер. Сейчас все эти деревья стали огромными и фотографировать с той же точки смысла нет, уже ничегошеньки не видно...

После окончания войны власти пересмотрели прежнее планирование улиц. От горветки было принято решение избавиться, а проспект Карла Маркса продлить до самого вокзала. Иметь прямую магистраль, которую можно было сделать шире, чем Серова, оказалось гораздо удобнее. Это отвечало новым требованиям.

Так улица Серова превратилась в дублёра и будто спряталась...

*Все старые фотографии с сайта pastvu.com. Новые - мои.