УШЁЛ ВЯЧЕСЛАВ ДОБРЫНИН
Дневной выпуск новостей на Первом начали с печальной вести октября: ушёл в синий туман на 79-м году композитор, истинно народный исполнитель Вячеслав Добрынин.
Да, сегодня простился с нами, пожалуй, последний советский шлягерщик, живший в России. Например, жив Александр Зацепин во Франции, жива Александра Пахмутова, но они – настоящие, многогранные композиторы, дай Бог здоровья.
А Вячеслав – типичный битломан, баянист и гитарист, комсомольский песенник из санатория ЦК ВЛКСМ «Ёлочка» за Звенигородом. И это – нисколько не умаляет его заслуг и зрительских симпатий. Да, он был немного картавым голосом нашей эпохи. Вячеслав Добрынин известен как композитор и исполнитель множества хитов, обладатель престижных российских премий «Золотой граммофон», «Песня года» и «Овация», носитель ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени и ордена Дружбы. Исполнитель выпустил более 1000 песен (!) для себя и других артистов, 56 альбомов и 15 клипов.
Добрынин родился на Татьянин день 25 января 1946 года в Москве, в семье кадрового военного Галуста Петросяна (отсюда внешность, некоторых сбивавшая с толку) и медсестры Анны Антоновой.
Биографы пишут, что родители познакомились во время Великой Отечественной войны, зарегистрировав брак в военно-полевом загсе. После войны мать уехала в Москву, где и родила сына. Отца направили в Японию, на территории которой еще продолжались боевые действия. Оттуда он вернулся к себе на родину, в Армению. Родственники отца якобы не приняли невестку, поэтому вместе супруги прожили всего около трех лет.
Мы познакомились лично с Вячеславом в Вязниках, на Фатьяновском празднике поэзии и песни, где он завершал праздник на «Солнечной поляночке». Добрынин рассказал, что в школе сидел за одной партой с сыном Льва Ландау - Игорем. Был капитаном школьной баскетбольной команды и заядлым "битломаном".
В детстве и юности певец носил фамилию матери — Антонов, но в начале карьеры взял псевдоним Вячеслав Добрынин, поскольку на эстраде в то время уже набирал популярность автор-исполнитель Юрий Антонов – другой советский популярный певец. Кстати, Антонов – первый советский миллионер (у него цель такая была), с которым я познакомился лично, в Сочи, на «Красной гвоздике».
Музыкальное образование артист получил в училище имени Октябрьской революции (ныне Московский государственный институт музыки имени Шнитке), где обучался сразу на двух отделениях — дирижерско-хоровом и народном по классу баяна. Параллельно учился на историческом факультете МГУ по специальности «историк и теоретик искусств». Начал писать собственные песни, подражая битлам.
В конце 1960-х музыкант присоединился к вокально-инструментальному ансамблю (ВИА) «Орфей», а также принял участие в записи миньона ВИА «Веселые ребята», содержащей несколько кавер-версий на песни британской группы. Позднее сотрудничал с ансамблем «Бременские музыканты», ВИА «Самоцветы» и оркестром Олега Лундстрема. С начала перестройки, в 1986 году Добрынин начал выступать как сольный исполнитель. Впервые в этом качестве он появился в популярной программе «Шире круг». Была такая популярная советская телепрограмма, где открывали новые таланты из самодеятельности, из молодёжных ансамблей. Я в ней тоже выступал со стихами и авторскими песнями – спасибо Ольге Молчановой!
Через несколько лет из музыкантов, с которыми поэт и композитор работал много лет, был основал коллектив «Доктор шлягер». С ним артист объездил множество городов России и зарубежья.
. Надо признать, что все свои лучшие песни (которые я всё равно не высоко ценю) написал до 1991 года. Самые лучшие - на стихи Леонида Дербенёва, который злился на светскую власть, что давала заработать на песнях много, но он хотел о-о-чень много. Но он – тоже советский поэт-песенник. Только высокая идея и неподдельный оптимизм, разлитый в обществе - давал крылья его стихам к песням. Даже если это бытовые хиты Добрынина: «Кто тебе сказал, ну, кто тебе сказал?».
В разгар бандитского, а потом бюрократического капитализма Добрынин почти и не написал ничего популярного... Певец Алексей Глызин рассказал, что состояние композитора давно вызывало беспокойство. В последний раз он, дескать, видел Добрынина полтора года назад – на тот момент исполнитель почти ни с кем не общался. Глызин предположил, что состояние певца ухудшилось из-за вредной привычки – «она «усугубила все проблемы», размышлял артист.
Но тут – домыслы... Ясно, что добило, образно говоря, само время – и по возрасту, и по непесенной атмосфере в обществе.
«Прощай, уходят поезда…».