В июле состоялась премьера документального фильма "To The End", снятого основателем Transgressive Records Тоби Л. Фильм рассказывает о воссоединении Коксона с Дэймоном Албарном, Алексом Джеймсом и Дэйвом Раунтри для записи альбома "The Ballad Of Darren" (2023), предшествовавшего триумфальному туру с двумя аншлагами на лондонском стадионе "Уэмбли". В картине откровенно показан Албарн, переживающий разрыв со своей партнершей Сьюзи Уинстенли после 25 лет отношений, и сложности, с которыми столкнулись другие участники, вернувшись к статусу стадионной группы.
"Они ссорятся, обнимаются, обзывают друг друга, но делают своё дело", — писал NME в рецензии на фильм. — "Если предыдущий фильм о Blur "No Distance Left To Run" был портретом группы, празднующей своё наследие и дающей изголодавшемуся по ностальгии миру то, чего он жаждал, то это продолжение — о группе, которая просто поддерживает друг друга".
6 сентября состоялся релиз концертного фильма "Blur: Live At Wembley Stadium", снятого во время летних выступлений. В интервью Грэм Коксон рассказал о долгом пути к "Уэмбли", поддержке Албарна, выпаде в сторону публики на Коачелле и о том, когда мы можем снова увидеть Blur на сцене.
– Грэм, что вы подумали, когда впервые услышали, что Тоби Л будет снимать фильм о возвращении Blur в студию и подготовке к "Уэмбли"?
– Я подумал, что это хорошая идея, но волновался, что получится скучно. Мы очень разные люди, с разным чувством юмора и даже лексикой. У каждого из нас свой взгляд на путь Blur и своё место в группе. Но потом я подумал: "А почему бы и нет? Главное, чтобы было смешно".
Я просто хотел выложиться на все сто и не выглядеть ворчливым стариком. Мне кажется, у меня это получилось.
– Ваши различия становятся более заметными с годами?
– Я считаю себя довольно эмоциональным, сентиментальным человеком, но Алекс в фильме меня в этом превзошёл, что очень мило.
– Фильм отлично раскрывает характер каждого из вас. Каково было видеть это на большом экране?
– Чёрт возьми! Дейв, например, не склонен выставлять свои чувства напоказ. Он тихий, забавный, милый и большую часть времени проводит со своими овцами. Конечно, некоторые из нас недавно пережили непростые времена. У нас были перепады настроения во время съёмок. Пришлось смириться с тем, что это станет частью наших кинообразов. У меня были тихие моменты, когда я пытался говорить серьёзно, не скатываясь в клише, но были и настоящие истерики!
Когда ты два часа ехал на репетицию, чтобы шесть часов играть, а пальцы уже отваливаются, ты невольно взрываешься. Я до сих пор не могу говорить о том, что мне пришлось пережить — может быть, когда-нибудь… Но было очевидно, что Дэймон тоже с чем-то борется. Он стал старше, в его текстах появилось больше эмоций. Не думаю, что он мог с этим справиться в одиночку, работая над альбомом.
Есть момент, где Дэймон срывается. Я понимаю его. Одно дело — записывать строчки в заднем сиденье такси или в 4 утра на краю кровати, и совсем другое — петь их на публике, когда они обретают такую силу. Я прекрасно понимаю, почему он был подавлен, но он очень устойчивый и собранный человек.
– А вы нет?
– Я никогда не мог держать себя в руках. Я был гораздо более эмоциональным. Алекс и Дейв профессионально с этим справляются, а мы с Дэймоном, вероятно, более неуравновешенные.
– В фильме Дэймон говорит, что переживал непростой период и что мог петь эти песни только со своими старыми друзьями из Blur. Вы тоже это чувствовали?
– Я был рад не тому, что Дэймон через это проходит, конечно, но я подумал: "Вот то, во что я могу вложиться". Отреагировать на эмоциональный посыл Дэймона, понять, о чём эта песня, ещё до того, как текст будет закончен. Создать музыкальную основу для его вокала.
Это было пару лет назад. У меня тоже были вещи, с которыми нужно было разобраться, и это дало мне такую возможность. Когда имеешь дело с тяжёлыми вещами, ответ не всегда в том, чтобы шуметь, иногда нужно сделать что-то, что поможет справиться с этими чувствами или выплеснуть их позже… например, разрыдаться посреди просмотра "Антикварной лавки"! Это не всегда должно быть что-то вроде "St. Charles Square" с его надрывом; это может быть и "Russian Strings" — не менее сильная вещь, помогающая избавиться от того, что тебя гнетёт. Вот что для меня музыка и почему я ею занимаюсь.
– Вы говорили, что вам ближе панк-подход, сырость и простота. Как вы отнеслись к возвращению на большие сцены?
– Я был вовлечён в процесс, но не мог заставить себя вникать во все детали. Мы наняли людей, это их работа. У меня и так было много хлопот, я просто хотел сосредоточиться на своих партиях. Эти огромные, блестящие репетиционные залы, где всё звучит ужасно, прослушивания вокалистов и духовых секций, которые, как ты знаешь, всё равно не будут использованы, потому что ты уже видишь, как Дэймон хмурится, плюс у тебя передозировка кофеином… Это просто пустая трата времени!
– Если бы вы были больше вовлечены, может быть, добавили бы ещё пару туалетов, чтобы не писать в банку из-под колы, как это было на съёмках?
– У меня всегда так! Я всегда стараюсь быть готовым, но никогда не бываю готов до конца. Это было грандиозное шоу, и я подумал: "А не сходить ли мне ещё раз?". Кажется, банку кто-то оставил. Приходится выкручиваться. Никто не хочет опозориться перед толпой, а с края сцены не справишь нужду.
– Дэймон говорил о своих опасениях по поводу двух концертов на "Уэмбли". А вы как отнеслись к этой идее?
– Я подумал: "Да без проблем! Давайте два!". Я был в шоке, что первый концерт распродан. Тот факт, что наш менеджер посоветовал нам дать второй, стал сюрпризом. Но после первого концерта мы были на таком подъёме, всё прошло настолько идеально, что второй концерт казался авантюрой. Но второй вышел даже лучше, нам очень повезло, что мы смогли это повторить.
– Какое место занимают эти концерты среди всех выступлений Blur?
– Думаю, это были лучшие наши шоу. У нас было отличное звучание — технологии не стоят на месте, мы были в ударе, я стал увереннее петь, да и в целом в прошлом году всё было как-то легко и непринуждённо. Ни один из концертов Blur не был нервным, если не считать моего беспокойства по поводу туалета. Мы сделали "Уэмбли" уютным и камерным, потому что нам действительно было весело. Наверное, это были лучшие шоу в нашей жизни.
– Как вы сейчас оцениваете тот скандальный концерт на Коачелле, который завершил тур?
– На протяжении всего года у меня было ощущение, что мы делаем то, что должны делать, и нам повезло, что у нас есть такая возможность. Да, мы были на износе, а Коачелла… Коачелла была странной. Это очень ограничивающий фестиваль. Ты застреваешь в своём лагере, и невозможно никуда выйти и что-то посмотреть. Там очень жарко, и у тебя есть пять дней между выступлениями, когда ты не знаешь, чем себя занять. Мы с Роуз [Элинор Дугал, партнёрша Грэма и коллега по группе The Waeve] и её мамой просто бродили по Санта-Монике, не зная, куда себя деть.
Второй концерт на Коачелле был однозначно лучше первого. Вот это было весело. Я решил одеться ковбоем во всём чёрном, а Дэймон был в белом костюме — мы были похожи на добро и зло!
– В конце фильма говорится, что будущее Blur открыто, если будет повод вернуться. Вы готовы к этому? Вам нужно много времени, чтобы восстановиться?
– Мы не можем долго тянуть, нам уже не по двадцать лет! В творческом плане мы всегда сможем что-то придумать, но важно пожить немного для себя и, надеюсь, не переживать травмирующих событий, прежде чем снова собираться вместе. Дэймон всегда говорил, что нам нужно жить полной жизнью, чтобы нам было, что привнести в музыку, если мы соберёмся снова. Если всё сложится удачно, то почему бы и нет? Я весь год только и делал, что повторял: "Дожить бы до Рождества!". И когда я встретил Рождество целым и невредимым, я был бесконечно благодарен.
– Можете ли вы представить, что Blur станут вторыми Rolling Stones и будут выступать и в 80 лет?
– Надеюсь, я буду в лучшей форме! Хотя не думаю, что кто-то из нас захочет продолжать, если кого-то не станет.
– Алекс пишет ещё одну книгу. Вы не планируете написать продолжение своей автобиографии [Verse, Chorus, Monster!]?
– У меня была одна идея, но это скорее серия коротких рассказов о 1976 году. Мне нужно ещё всё обдумать. Много лет назад я даже записал названия глав. Нужно найти эту бумажку.