Найти в Дзене
FutureBanking

Знай свой рейтинг, или Почему банки заинтересованы в финансовом образовании клиентов?

С какой целью клиенты интересуются своей кредитной историей, какие сервисы они могут использовать и какую роль в этом могут играть банки, рассказывает Николай Филиппов, директор риск-менеджмент методологии и дата-аналитики, Объединённое Кредитное Бюро.

— Как вы оцениваете текущий уровень финансовой грамотности российских заемщиков? Насколько активно их стремление к самосовершенствованию? Какую информацию заемщики ищут чаще всего?

Н. Филиппов: Розничное кредитование в России по сравнению с западными странами довольно молодо. Активное развитие стартовало только в начале 2000-х, т. е. всего лишь четверть века назад. Через опыт кредитования прошли одно-два поколения россиян, что недостаточно для формирования полноценной финансовой культуры. Приведу пример. Когда я приезжаю на свою малую родину — во вполне себе прогрессивный город-миллионник Самару, новые знакомые, узнав, что я работаю в сердце системы кредитования, с завидной регулярностью задают мне один и тот же вопрос: «А какой доход надо указать в заявке на кредит, чтобы точно одобрили?». Это очень ярко характеризует то, как мыслит современный обыватель. И, увы, он пока ещё далёк от понимания, как в действительности работают механизмы кредитования.

При этом запрос общества на повышение кредитной грамотности растёт год от года. Мы в Объединённом Кредитном Бюро отчётливо видим существенное увеличение интереса к содержанию и оценке своей кредитной истории, всё больше и больше людей стремятся хоть немного разобраться в этом вопросе.

Несколько цифр. Если в 2020 году мы предоставили гражданам только около 3 миллионов кредитных отчётов, то в 2024 году, вероятно, перешагнём отметку в 10 миллионов. Число рассчитанных и предоставленных физическим лицам кредитных рейтингов и вовсе превысит 30 миллионов.

Тем не менее долю людей, которые действительно разбираются в теме кредитной истории, можно оценить максимум в 20% от кредитоактивного населения. Таким образом, потенциал для дальнейшего роста культуры кредитования грандиозный.

— Какую информацию заёмщики ищут в кредитной истории чаще всего?

Н. Филиппов: Правильнее будет отвечать в парадигме того, какую задачу заёмщик решает и в каком контексте находится. Основные интересы — это «быть уверенным, что никто не взял мошеннический кредит на моё имя», что «в кредитной истории нет задолженностей и просрочек, которые я упустил», «оценить вероятность одобрения перед получением кредита», «понять, как можно улучшить свою кредитную историю, чтобы получить кредит на лучших условиях». Этот перечень можно продолжать бесконечно.

Как видим, задача самосовершенствования тоже есть в списке, но она вторична, так как, с одной стороны, она служит достижению другой цели (выгодно взять кредит), с другой стороны, чтобы начать путь самосовершенствования, сначала нужно как следует разобраться в том, где ты находишься в текущий момент и какие у тебя есть проблемы и угрозы.

— Какие сервисы анализа кредитной истории сейчас наиболее востребованы и почему?

Н. Филиппов: Сейчас на рынке доступны и востребованы три ключевых продукта, связанные с кредитной историей...

Продолжение читайте на https://futurebanking.ru/post/4088