Последователи мистической секты "духовных христиан" за время проживания в Якутии не смогли завлечь в свою секту ни одного местного жителя
В 19 веке власти начали ссылать скопцов в Забайкалье и Якутскую область, чтобы помешать сектантам, которые отказывались от сексуальных отношений и размножения, привлекать новых последователей. Ожидалось, что скопцы не смогут заполучить якутов и казаков, имеющих совершенно другой образ мышления. Скопчество активно преследовалось, так как это было одно из самых трагичных последствий религиозного фанатизма. Скопцы верили, что человек должен стать подобен ангелу и избавиться от пола. Для этого они проводили жуткий обряд "крещения": мужчины подвергались кастрации, а женщин калечили, чтобы они не могли иметь детей.
Кто же такие скопцы?
Их предшественниками были хлысты — секта, которая считала, что Бога не стоит беспокоить по пустякам, за малые грехи не стоит каяться. Хлысты утверждали, что чем большим был грех, тем глубже должно быть раскаяние. Это позволило им оправдывать самые различные пороки, включая пьянство и распутство. Скопцы, напротив, были их полной противоположностью.
Основатель секты скопцов Кондратий Селиванов отвернулся от хлыстов и стал проповедовать прямо противоположные идеи. Он считал, что люди должны стремиться быть похожими на ангелов и отказываться от всего мирского: секса, курения, алкоголя, танцев и даже игр, включая шашки и шахматы. Его идея заключалась в том, что человек должен стать бесполым.
Для этого у членов секты проводился обряд "крещения", во время которого мужчинами удаляли половые органы, а у женщин — соски и даже грудь. Принимали в секту целыми семьями, и все вместе проходили через этот обряд. После "посвящения" семьи не распадались, а создавали так называемые "гнезда" — свои маленькие общины. Секта возникла примерно в середине 18 века и к началу 19-го начала расти. К 1826 году в ней уже было около 10-15 тысяч последователей.
Император Николай I первым предпринял меры против секты: он распорядился арестовать и высылать скопцов в Сибирь. Здоровых сектантов отправляли на службу в армию для войны на Кавказе. Секта была запрещена, но её учения продолжали существовать. Это объяснялось тем, что лидеры заменяли обычные радости жизни на особые "радения". Эти мероприятия начинались с чаепитий и пения, заканчивались хороводами в белых рубахах. Постепенно участники входили в транс, кружились и издавали странные звуки, у иных начинались плач или истерика. Эти "радения" привлекали как самих скопцов, так и любопытных людей.
Даже сосланные в Западную Сибирь скопцы умудрялись находить новых последователей. Поэтому правительство решило переселить их ещё дальше — в Якутию и Забайкалье, надеясь, что местные народы с другим менталитетом не попадутся на их уловки.
Ссылка в Якутию
Первая группа сектантов, насчитывающая 595 человек, прибыла в Якутскую область в 1861 году. Сначала их селили маленькими командами по 10-15 человек среди местных якутов, но уже через год для них выделили специальные места для поселения. Число скопцов росло, и к 1881 году их стало 1211. Они основали 12 крупных населенных пунктов рядом с Олекминском, таких как Спасское и Троицкое, а также под Якутском — Мархинское, Хатын-Аринское и Никольскую слободу.
Большую роль в изучении истории Якутии сыграл Григорий Попов— один из первых профессиональных историков Якутии, принадлежавший к сословию священнослужителей. В очерках по истории Якутии (Якутия в XIX — начале XX в) Попов писал: "Давно уже русское правительство обратило внимание на Якутский край как на место водворения сюда лиц, осужденных по религиозным делам…
…Скопцы — приверженцы этой религиозной секты, зародившейся в 1770-х годах в Орловской губернии, проповедовали идею греховности сожительства, отрицали браки, питали отвращение к детям и условием спасения души считали "борьбу с плотью" путем оскопления".
Вклад в земледелие
И до ссылки скопцы предавались воистину ударному капиталистическому труду, ну а здесь они развернулись по-настоящему. Они занимались земледелием и отличались исключительным трудолюбием. Хотя скопцы составляли небольшую часть населения, они стали одними из крупных производителей хлеба в регионе. По данным архивов, в 1888 году они произвели 33% от всего урожая зерна.
Местные власти высоко ценили вклад скопцов в сельское хозяйство. В одном из архивных документов начала ХХ века сообщается: "Якуты соседних улусов приходят смотреть на сельские работы скопцов и даже нанимают их к себе для распашки в виде образца некоторой части своих полей".
Например, скопцы из Мархи за первые 12 лет расчистили около 1000 гектаров земли. Их урожайность была в 1,5-2 раза выше, чем в селениях Ленского тракта, а зарплата батраков превышала 100 рублей в год. Скопцы выращивали в основном яровую рожь и пшеницу, используя современные сельскохозяйственные машины и передовые методы, такие как удобрение полей, сохранение влаги и отбор семян. Кроме того, они выращивали арбузы и тыквы, а также держали гусей, кур и уток.
Скопцам не удалось вовлечь в свою секту ни одного якута
Благодаря своему трудолюбию скопцы смогли накапливать неплохие сбережения. Для них деньги были важным инструментом для защиты от внешних угроз. Они не тратили их на пустяки, а концентрировали: когда одна группа скопцов умирала, их имущество переходило к следующим. Эти деньги использовались для вознаграждения людей, согласившихся на оскопление, и для подкупа чиновников.
Но в Якутии им не удалось привлечь ни одного местного жителя в свою секту. Это происходило не только из-за стойкости якутов к их предложениям, но и благодаря хитрости местных чиновников, которые договорились с руководителями скопцов: "Вы не проводите обряды — мы вас не отправляем в тундру". За это с скопцов взимали большие взятки. В результате их поселили в самых удобных местах — рядом с Якутском, в Олекминском округе, около Нюрбы и Вилюйска. Попытки проводить незаконные обряды жестко подавлялись полицией. Поэтому скопцы были вынуждены сосредоточиться только на своих хозяйственных делах.
"Непосредственно у Олекминска находится скопческое поселение. Скопцы — темные фанатики. Мужчин они подвергают кастрации и даже еще более радикальному калечению. Женщины также подвергаются варварскому обезображиванию, делающему их неспособными к деторождению и кормлению детей. Скопчество является одним из самых тяжелых последствий религиозного фанатизма", — из книги "В Сибирь за мамонтом" Евгения Пфиценмаиер.
Скопческие селения в Олекминске и Мархе
Первая группа скопцов, состоящая из 31 семьи, приехала в Олекминск в 1861 году из Туруханского края. Им выделили участки земли вдали от города, но, заплатив 40 тысяч золотых местному комиссару, они основали близ Спасское село. Центральная улица Олекминска до сих пор называется Спасской, потому что здесь сохранились дома из Спасского села. Город и село разделяла река Алалайка.
Дома имели своеобразную конструкцию и определенный архитектурный стиль. Более подробно их описание сделал академик, профессор архитектуры Хабаровского госуниверситета Николай Крадин в аннотированном каталоге "Памятники архитектуры Олекминска". В домах было много разных потайных засовов и проходов в кладовые и к соседям, заборы были высокими, чтобы скрывали жизнь обитателей от посторонних глаз и чтоб уберечься от "тати", т.е. воров.
В 1865 году скопцы образовали селение в Мархе. Ученый-этнограф Феликс Кон в своих "Намских письмах" в 1890-х годах писал о Мархинском селении: "Видные красивые дома, мельницы паровые, конные, ветряные. Это селение по красоте и зажиточности построек превосходит даже многие сибирские деревни".
Бесславный конец
Скопцы, даже находясь в ссылке, пытались восстановить своё религиозное влияние. Полиция неоднократно останавлиала их попытки отправить большие суммы денег в Якутию — иногда до 600 тысяч рублей (для справки, зарплата рабочего тогда была всего 10-15 рублей в месяц).
В 1881 году арестовали скопца Козьму Лысины, который заявил, что он — земное воплощение бога Саваофа. После этого религиозная активность скопцов почти полностью угасла, и они стали обычными крестьянами, ведя скучную жизнь. Но в скопческих селах стали появляться дети, и хотя "урезанные" скопчицы могли рожать, оскопление детей уже не практиковали.
Последние скопцы в Якутии умерли в конце 30-х годов, оставив только крепкие дома в Мархе, Магане и Олекминске. Так завершилась скопческая история, когда-то начавшаяся с увлекательной, но безумной идеи о том, что человек должен быть похож на ангела.