В Университете РГУ СоцТех ведется активное внедрение дистанционных технологий, мы стремимся охватить наибольшее количество ресурсов, позволяющих прийти к полной цифровой доступности. Цифровая доступность — это возможность для каждого быть ближе к информации и использовать цифровые сервисы с тем же уровнем безопасности.
Мы проанализировали приложения Яндекса и подготовили специальную подборку сервисов, облегчающих жизнь как людям с ограниченными возможностями здоровья, так и людям без ограничений. В настоящее время кампания адаптировала уже 16 сервисов, которые активно внедряются и в образовательный процесс.
Яндекс Go
В приложении есть опция «Помогите найти машину». В карточке поездки у водителя отображается комментарий, что пассажиру нужна помощь в поиске машины, пути до неё и посадке в салон. В комментариях к заказу можно указать, как вас найти и узнать. Также, в Яндекс GO появилась функция «Перевозка собаки-поводыря». Приложение сообщает водителю, что пассажиру нужно помочь добраться до машины и разместиться в салоне вместе с собакой-поводырём. У него должен быть с собой паспорт на животное, а также покрывало или подстилка.
В рамках функции «Общаюсь только текстом», водителя попросят запрашивать все уточнения через чат, если у него нет возможности общаться голосом, похожим образом работает команда «Не говорю, но слышу». Водитель получает комментарий к заказу, что пользователь услышит его вопрос, но ответит жестами или текстом.
Нововведения коснулись и самого транспорта. В Яндекс Go люди с ограничениями мобильности могут выбрать опции для комфортной поездки в разделе «Специальные возможности». Например, Тариф «Специальный» позволяет вызывать микроавтобус с подъёмником для людей передвигающихся на электрических и складных инвалидных креслах. Водители обучены обращению с креслами и управлению подъёмником, а Машина приезжает за 30 минут.
Яндекс относится с трепетом и пониманием и к своим сотрудникам. В настоящее время в кампании работает более 3-х тысяч слабослышащих водителей. Для них созданы специальные условия, позволяющие выполнять работу в полном объеме и с полной безопасностью, как для водителя, так и для пассажира. Например, экран начинает мигать, а телефон вибрировать, когда есть новый заказ. Также, в парках-партнёрах можно получить подголовники с надписью «Глухой или слабослышащий водитель» и специальные карточки для пассажира, которые помогут общаться с водителем.
Кинопоиск
На Кинопоиске появляется всё больше фильмов с SDH-субтитрами для глухих и слабослышащих зрителей. Кроме того, на сайте представлены фильмы с Тифлокомментариями, - это закадровое описание видеоряда, составленное сценаристом и начитанное диктором.
За работу по этому направлению отвечает команда Инклюзии, в которой есть незрячие эксперты. Они регулярно оценивают, насколько удобно пользоваться различными сервисами Яндекса, составляют внутренний рейтинг доступности и дают рекомендации. Также Яндекс публикует исследования, посвящённые инклюзивным технологиям и предпочтениям пользователей с инвалидностью. Они помогают разработчикам создавать приложения и сервисы, доступные для всех людей вне зависимости от их особенностей здоровья.
Умная камера
Умная камера распознаёт печатные тексты, объекты и фотографии.
Режим распознавания текста работает с учетом сценариев для незрячих людей — например, распознает обрезанный текст и дает подсказку, что нужно подвинуть камеру и под каким углом это сделать, а также зачитывает перевернутый текст. Помимо этого, камера помогает с поиском товаров, может подсказать принцип работы того или иного устройства, и даже умеет решать математические примеры.
Яндекс Разговор
Яндекс Разговор — это приложение, которое упрощает общение людей с нарушением слуха и слабослышащих людей. Приложение переводит сказанное собеседником в текст на экране и озвучивает набранные вручную сообщения. Программа работает на основе технологии Yandex SpeechKit. Каждая фраза проходит автоматический подбор правильных ударений, характерных для речи человека, что позволяет сделать ее естественной.
Яндекс Еда
Сервис «Яндекс.Еда» начал привлекать курьеров с нарушениями слуха, адаптировав для них работу с приложением и службой поддержки. Программа по подключению к сервису для глухих и слабослышащих была разработана совместно со Всероссийским обществом глухих, участники которого консультировали специалистов «Яндекс.Еды», чтобы сделать мобильное приложение для курьеров и работу службы поддержки удобнее для людей с нарушениями слуха.
Яндекс Карты
в Яндекс Картах представлено огромное количество организаций со всех уголков России. Каждая из них имеет свою собственную карточку с информацией о местонахождении, услугах и часах работы. Эти данные помогают людям в принятии решения о посещении – например, найти поблизости кафе с приемлемыми ценами.
А теперь представьте: человек пришел в кафе, оно открыто, принимает карты и есть свободные столики, но он не может пообедать из-за отсутствия доступной среды.
Доступная среда важна не только для людей с инвалидностью. Если в магазине нет пандуса к входу, туда не смогут попасть ни инвалид на коляске, ни родители с маленьким ребенком. Отсутствие лифта или эскалатора в торговом центре ограничит доступ к верхним этажам для пенсионера с проблемами с ногами или студента с переломом. Узкие проходы в помещении на вокзале будут затруднять прохождение с большим чемоданом.
Кампания разработала инструмент, с помощью которого любой человек может добавить данные о доступности на Яндекс Карты. Для этого не требуются специальные знания, достаточно минуты времени и камеры для фото.
Данные о доступности поступают не только от пользователей. Их могут передавать и владельцы организаций — через личный кабинет в Яндекс Бизнесе. Кроме того, Яндекс собирает информацию самостоятельно. За это отвечают «полевые пешеходы» — сотрудники внутреннего сервиса Crowd, которые обходят пешком улицы крупных городов и фиксируют сведения о местах на пути. С начала года «полевые пешеходы» добавили на Карты данные о доступности более 400 тысяч организаций в 73 российских городах.
Яндекс Алиса
Приложение адаптировано для работы
с программами экранного доступа, что делает его доступным для незрячих людей. Пользователи могут задать свой сценарий и расписание, проверять статистику работы приборов и настраивать push-уведомления. Также, благодаря Алисе пользователи с ограничениями мобильности справляются со многими бытовыми делами без посторонней помощи. Голосовой помощник постоянно совершенствуется, в настоящий момент разрыв в точности распознавания сократился на 20%.
В настоящее время кампания Яндекс продолжает активное развитие доступной цифровой среды.
А мы будем информировать вас о новых технологиях. Остаемся на связи.
С заботой о вас, РГУ СоцТех!
#РГУСоцТех #C_заботой_соцтех