Найти в Дзене
МУЖСКИЕ МЫСЛИ

Загадочные „Послы“: что хотел сказать Ганс Гольбейн Младший?

Оглавление

Арт-детектив XVI века, который круче «Игры престолов» и почему эта картина — первый в истории инстаграмный пост с подвохом

Если бы Ганс Гольбейн Младший жил в наше время, его «Послы» наверняка собрали бы миллионы просмотров в TikTok. Всё просто: тут есть всё для виральности — скрытый череп-анаморфоз, роскошные луки, хайповые гаджеты эпохи Ренессанса и даже философский подтекст про бренность бытия. В общем, идеальный контент для арт-критиков и любителей загадок. Но давайте по порядку.

Ганс Гольбейн Младший создал картину «Послы» в 1533 году. Она выполнена маслом на панели размером 209,5 на 207 сантиметров. Сегодня эта работа хранится в Национальной галерее в Лондоне, в Великобритании.
Ганс Гольбейн Младший создал картину «Послы» в 1533 году. Она выполнена маслом на панели размером 209,5 на 207 сантиметров. Сегодня эта работа хранится в Национальной галерее в Лондоне, в Великобритании.

Череп, который взорвал мозг искусствоведов (и вашу ленту)

Представьте: вы листаете ленту, видите двух пафосных чуваков в бархатных камзолах. На столе перед ними — глобус, книги, лютня, а на полу… странный серый блик, напоминающий испорченный NFT. Но стоит вам подвинуть телефон под углом 27 градусов (или принять позу йога), как «блик» превращается в череп. Да, это не глюк — Гольбейн нарисовал первый в истории AR-фильтр.

Искусствоведы до сих пор спорят: то ли это намёк на memento mori («помни о смерти»), то ли троллинг зрителя — мол, «ваша жизнь так же иллюзорна, как эта оптическая фигня». А может, Гольбейн просто хотел, чтобы потомки восхищённо орали: «Он гений!» каждые 50 лет. Что ж, вышло.

Инстаграм XVI века: что послы выкладывали в свой блог

Жан де Дентевиль и Жорж де Сельв — не просто послы, а типичные инфлюенсеры эпохи Тюдоров. Их стол — этакая средневековая Stories Highlights:

- Глобус с отметкой «Полиси» — это как геотег родного замка Дентевиля. #путешествия #моякрепость.

- Лютня со сломанной струной — намёк, что даже у дипломатов бывают плохие дни. Или просто пиар музыкального лейбла.

- Книги по геометрии и гимнам — «читаю умное, подписывайтесь».

- Солнечные часы — «10:30 утра, уже работаю, а вы?».

Но главный хит — серебряное распятие, затерявшееся в складках шторы. Это либо крипто-символ надежды, либо предсмертный пост: «Всё тлен, лайкайте пока можете».

Реконструированный образ черепа, созданный на основе картины после того, как изображение было повернуто под определённым углом.
Реконструированный образ черепа, созданный на основе картины после того, как изображение было повернуто под определённым углом.

Гольбейн — первый арт-тролль?

В 1533 году художник, как типичный фрилансер, искал новых заказчиков после того, как его старые клиенты угодили в Тауэр (спасибо Генриху VIII и его матримониальным экспериментам). «Послы» — это его промо-видео: «Смотрите, умею и портреты, и символизм, и 3D-эффекты!».

Но Гольбейн не был бы гением, если бы не добавил подколов:

- Возраст Дентевиля (29 лет) выгравирован на ножнах кинжала — ранний аналог «29 лет в активе» в Tinder.

- Тень от цилиндра указывает на 11 апреля — возможно, день создания картины или дату, когда послу пора было возвращать кредит.

- Молодой епископ Сельв, опирающийся на книгу с отметкой «25», — это вам не селфи в спортзале, но тоже солидно.

Почему «Послы» актуальны в 2024 году?

1. Смерть как хайп. Череп-анаморфоз — это прадедушка современных «пасхалок» в кино. Представьте, если бы в каждом фильме Нолана нужно было смотреть под углом, чтобы понять финал.

2. Эстетика многослойности. Картина — визуальный квест: чем дольше вглядываешься, тем больше деталей-улик. От глобуса до треснувшего стекла (символ церковного раскола, между прочим).

3. Философия для циников. «Всё тленно, даже ваш TikTok-аккаунт» — сообщение, которое никогда не устареет.

Вердикт GQ Art

«Послы» Гольбейна — это не картина, а ранний стартап. Здесь есть:

- Интерактивность (поверни голову, получи череп);

- Контент-стратегия (натюрморт как медитация о смерти);

- Личный бренд (Гольбейн — круче Илона Маска в пиаре своих навыков).

Если бы в XVI веке были очки VR, Гольбейн наверняка добавил бы в уголок QR-код, ведущий на гугл-карты с меткой «Ад». Но и без того его работа — proof, что настоящее искусство не стареет. Оно просто ждёт, пока вы смените ракурс.

P.S. Проверьте, нет ли анаморфозного черепа на вашей последней селфи. Вдруг Гольбейн уже в вашем смартфоне?

Материалы по теме