Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Герцогиня в синем

Как ни соберусь показать вам портрет какой-нибудь испанки из музея Прадо, так там обязательно окажется синее, именно синее платье (вот, например). И чем особо хороши эти портреты, так это тем, что их героини - вовсе не обязательно приукрашенные художником юные красавицы. И в этом особая прелесть! Так что давайте полюбуемся ещё одной сеньорой.

"Портрет Марии дель Кармен Эрнандес и Эспиноза де лос Монтерос", Фелерико Мадрасо, 1873. (с) Из коллекции Прадо
"Портрет Марии дель Кармен Эрнандес и Эспиноза де лос Монтерос", Фелерико Мадрасо, 1873. (с) Из коллекции Прадо

Сеньоре Марии на этом портрете всего сорок пять лет (родилась она в 1828), и с современной точки зрения выглядит она старше- но ведь то другие времена... Она в вечернем наряде, причём при полном параде, с многочисленными украшениями и орденской лентой.

Мне очень нравится, как этот синий цвет - можно было бы назвать васильковым, но для этого он, пожалуй, темноват - смотрится в её темных волосах. Это сложная куафюра - вечерний головной убор, украшающий причёски и спереди и, присмотритесь, сзади, а сбоку виднеется банделета, обруч, и кажется, он металлический - кто знае, может, он и соужит основой куафюры.

Тёмные волосы, тёмные брови и глаза и светлая кожа образуют красивое контрастное сочетание. Зона декольте - лучшая витрина, чтобы продемонстрировать массивные украшения вроде этого колье из золота и жемчуга, а брошь на груди и серьги , по-видимому, входят в ту же парюру.

Сеньора Мари была пожалована Орденом благородных дам королевы Марии Луизы за свою деятельность на ниве благотворительности, и портрет призван, по-видимому, запечателеть это важное достижение.

"Портрет Марии дель Кармен Эрнандес и Эспиноза де лос Монтерос", Фелерико Мадрасо, 1873. (с) Из коллекции Прадо. Деталь.
"Портрет Марии дель Кармен Эрнандес и Эспиноза де лос Монтерос", Фелерико Мадрасо, 1873. (с) Из коллекции Прадо. Деталь.

Наша сеньор - дама с довольно пышными формами, однако костюм той эпохи строится на основе корсета и турнюра. Именно они и задают силуэт. Так что оборка-берта украшает бюст и увеличивает контраст между ним и туго зашнурованной талией, а турнюр, пышная накладка сзади, увеличивает, соответственно, контраст между талией и тем, что находится ниже. И в результате нехуденькая дама выглядит достаточно статной.

Платье относительно строгое, выдержанное в одной цветовой гамме, и к такому вполне можно надеть побольше броских украшений - два широких браслета на правой руке, один на левой. И, кстати, мне кажется, что именно тот, который мы не можем разглядеть, и входит в парюру, дополняя колье и брошь.

"Портрет Марии дель Кармен Эрнандес и Эспиноза де лос Монтерос", Фелерико Мадрасо, 1873. (с) Из коллекции Прадо. Деталь.
"Портрет Марии дель Кармен Эрнандес и Эспиноза де лос Монтерос", Фелерико Мадрасо, 1873. (с) Из коллекции Прадо. Деталь.

Смотрите, какая интересная игра фактур: платье сделано из однотонного синего шёлка, а верхняя юбка, шлейф и оборки на подоле - из ткани в полоску, очень точно подобранного к основному цвету оттенков. Плюс отделка бахромой (мне кажется, синелью). Представляете, как нужно было постараться, чтобы найти все материалы тон в тон?..

"Портрет Марии дель Кармен Эрнандес и Эспиноза де лос Монтерос", Фелерико Мадрасо, 1873. (с) Из коллекции Прадо. Деталь.
"Портрет Марии дель Кармен Эрнандес и Эспиноза де лос Монтерос", Фелерико Мадрасо, 1873. (с) Из коллекции Прадо. Деталь.

Очень сдержанный и благородный образ получился.

P.S. На моём канале по истории моды и костюма мы раскрываем секреты старинных нарядов!