Найти в Дзене

Травля в школе

Как решать одну из самых болезненных и острых проблем в современной образовательной системе

Буллинг затрагивает миллионы детей и подростков по всему миру, разрушая их самооценку, психологическое и, в особо сложных случаях, физическое здоровье. Несмотря на то, что за последние десятилетия было предпринято множество усилий для борьбы с буллингом, ситуация всё ещё остается сложной.

Что такое травля и как она проявляется?

Буллинг в школе определяется как агрессивное поведение, направленное на унижение, запугивание или изоляцию другого человека. Это поведение может быть физическим (удары, толчки) и психологическим (насмешки, оскорбления, издевательства, бойкот). Особенность буллинга — его систематичность: если агрессия повторяется и носит целенаправленный характер, можно говорить о травле.

Буллинг способен принимать разные формы:

1. Физический — включает удары, толчки, порчу имущества жертвы.

2. Вербальный — выражается в оскорблениях, насмешках, грубых замечаниях.

3. Социальный — подразумевает изоляцию, исключение из группы, распространение слухов.

4. Кибербуллинг — это травля с использованием современных технологий: социальных сетей, мессенджеров и других цифровых платформ.

Аттестация на семейном обучении

Психологические последствия травли

Преследование оказывает разрушительное воздействие на психику ребёнка. Постоянные стресс и унижения могут вызвать у жертвы серьёзные психологические проблемы: тревожные расстройства, депрессию, снижение самооценки и даже суицидальные мысли.

Исследования показывают, что дети, подвергшиеся буллингу, чаще страдают от хронической тревожности и испытывают сложности с социальной адаптацией в дальнейшем. У них формируется негативное отношение к школе, часто перерастающее в боязнь образовательных учреждений вообще. Постоянный страх быть униженным или избитым разрушает учебную мотивацию, что приводит к падению успеваемости и снижению интереса к обучению.

Более того, последствия травли могут проявляться и во взрослом возрасте. Люди, пережившие буллинг, способны испытывать проблемы с доверием к окружающим, сложности в установлении социальных связей, они часто замыкаются в себе. Это порождает порочный круг, где неразрешённые детские травмы продолжают оказывать негативное влияние на жизнь взрослого человека.

Кто становится жертвой и агрессором?

Буллинг не происходит просто так. Обычно существует определённая динамика, приводящая к формированию двух ключевых ролей: агрессора и жертвы. Однако стоит помнить, что каждый конкретный случай травли может иметь уникальные особенности.

Чаще всего жертвами становятся дети, отличающиеся от своих сверстников. Это могут быть мальчишки или девчонки с особенностями внешности, низкой самооценкой, исключительными потребностями или, наоборот, слишком талантливые и успешные. Однако иногда жертвой буллинга становится любой ребёнок, оказавшийся в уязвимой ситуации — будь то эмоциональная неустойчивость или временные трудности в семье.

Агрессоры — это дети, как правило, сами испытывающие внутренние трудности. Буллинг для них превращается в способ самореализации и самоутверждения. Чаще всего они испытывают проблемы в семье, не получают достаточного внимания и поддержки или сами подвергаются насилию, возможно, в другом контексте (например, дома).

Аттестация на семейном обучении

Агрессоры часто оправдывают своё поведение желанием «доказать что-то» или «поставить на место». Но корни этого поведения обычно лежат глубже. У них, как и у жертв, может быть низкая самооценка, а агрессия служит средством скрыть свою неуверенность.

Часто в ситуациях травли помимо агрессора и жертвы существуют так называемые «свидетели» — дети или взрослые, наблюдающие за происходящим, но активно не участвующие. Они могут разделяться на несколько групп:

1. Активные — дети, поддерживающие агрессора иногда из страха стать следующими жертвами.

2. Пассивные — те, кто просто наблюдает за травлей и не вмешивается, возможно, из-за страха или неуверенности.

3. Заступники — те, кто пытается помочь жертве и противостоять агрессору.

Роль свидетелей чрезвычайно важна в процессе травли, так как их реакция может либо усилить агрессию, либо остановить её. Если группа поддерживает агрессора или игнорирует проблему, буллинг продолжает усиливаться. Однако если свидетели оказывают поддержку жертве, проявляют активное сочувствие, агрессия может быть подавлена.

Как предотвратить буллинг?

Борьба с травлей должна вестись на всех уровнях: в семье, школе и обществе в целом. Совместные усилия родителей, учителей и школьного руководства могут стать ключом к созданию безопасной среды для всех учащихся.

Родители играют ключевую роль в воспитании своих детей и формировании их отношения к окружающим. Важно учить ребёнка эмпатии, уважению к другим, а также умению защищаться от агрессии. Открытые разговоры на тему буллинга помогут понять, как важно сообщать взрослым о любых проблемах в школе.

Школа должна создать позитивную атмосферу, в которой недопустимо агрессивное поведение. Это достигается с помощью программ по обучению детей навыкам общения, управлению эмоциями и разрешению конфликтов. Также необходимо проводить тренинги для учителей, чтобы они могли выявлять случаи буллинга и грамотно реагировать на них.

Общество в целом, СМИ, социальные сети и фильмы формируют отношение к насилию. И поэтому необходимо тщательно следить за тем, какие модели поведения транслируются подрастающему поколению. Важно продвигать культуру толерантности, взаимоуважения и поддержки.

Как помочь жертве травли?

Если ребёнок подвергается буллингу, нельзя оставлять его наедине с проблемой. Создайте безопасную среду, где он сможет открыто говорить о своих переживаниях. Родители и учителя должны быть внимательны к изменениям в поведении и немедленно реагировать на любые признаки травли.

Также важно обучать детей навыкам самозащиты и противостояния агрессорам. Эмоциональная устойчивость и уверенность в себе помогут справиться с психологическим давлением.

Травля в школе — это не просто детская шалость. Это серьёзная проблема, требующая комплексного подхода. Мы не можем закрывать глаза на страдания ребёнка, потому что последствия буллинга оставляют глубокие следы на всю жизнь. Важно, чтобы каждый человек, будь то родитель, учитель или сверстник взял на себя ответственность за предотвращение агрессии и создание безопасной среды для всех детей. Только тогда мы сможем сказать, что сделали всё возможное для борьбы с буллингом.

Автор статьи: Нина Кашавкина

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.
Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.

Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.

Читайте другие статьи автора: