Эдвард Франтишек Матеуш Окунь, польский художник, известный своими картинами в стиле модерн и символизм.
Родился Эдвард Окунь в дворянской семье, уходящей в глубь веков и берущей свое начало аж с 15 века. Осиротел в юном возрасте, но, унаследовав немалое имущество, Эдвард не стоял перед жестоким выбором профессии, которая сможет дать лучшую жизнь в будущем, поэтому выбрал себе занятие по душе. И в возрасте 19 лет поступил в Школу изящных искусств в Кракове. Но обучение в стенах данного заведения не нашло свой отклик у начинающего художника, и после очередной ссоры с преподавателем живописи бросает учёбу и перебирается в Мюнхен. В этом городе как раз в то время открылась выставка художников-модернистов, посетив которую Эдвард Окунь оказался под глубочайшим впечатлением. И дальнейшее свое обучение получил в Париже в Академии Жюлиана.
Несмотря на то, что в то время в главной культурной столице стали популярны такие направления, как экспрессионизм и примитивизм, они не вызвали такого восторга в сердце Эдварда Окуня, как это сделал модерн. По окончании обучения в Париже художник возвратился на родину. В Варшаве он повстречался с двоюродной сестрой своей матери, Зофией Вандой Толкемит. Их союз любви хоть и был бездетным, но зато все свои силы они направили на искусство.
Продав в Варшаве все свое имущество молодая пара переезжает в Мюнхен, где Эдвард Окунь увидел на выставке картины Габриэля Россетти и Эдварда Бёрн-Джонса. С тех пор прерафаэлизм прочно вошёл в творчество Окуня. А от Россетти художник перенял тему рыцарства. Так в картине "Весеннее опьянение" рыцарь в чёрных доспехах страстно целует даму своего сердца. Отрешенное лицо дамы, облаченной в платье по образу напоминающее павлина в стиле модерн, может говорить о нежелательно кавалер. Но нет, это образ богини Любви.
Две картины, которые написал художник с разницей в три года, по сюжету дополняют одна другую. Первая называется "Мазурка Шопена", а вторая "Четыре струны скрипки". Это история о музыканте, убитом непониманием со стороны общества.
Тема рыцарства в полной мере раскрывается в картине" Победитель".
Ещё одна интересная картина, полная символизма и глубокого смысла под названием" Филистеры".
Понятие "филистеры" происходит от немецкого "филистимлянин" и означает презрительное отношение к людям с узкими взглядами, погрязшего в рутине и без намёка на стремление к удовлетворению интеллектуальных потребностей, которому не интересно познание мира и тот, который не испытывает эстетического наслаждения от искусства, а вся его жизнь сосредоточена исключительно на удовлетворении физических потребностей тела. Это также обозначает самодовольного мещанина, невежественного обывателя вкупе с лицемерным и ханжеским поведением в обществе.
На картине художник изобразил играющего на скрипке музыканта. Женщина рядом разделяет вместе с музыкантом минуты чарующего звучания скрипки. А вот мужские фигуры художник изобразил спящими, которых разморило от еды и музыки.
Это картина ещё и своеобразный автопортрет художника. Тут он изобразил самого себя, как вечного певца красоты, которому никак не удавалось достучаться до сердца своих современников.
В картине "Война и мы" художник изобразил себя и свою жену, пробирающихся через крылатых змей, кусающих друг друга. В руке, спрятав под плащом, художник осторожно несёт цветок, символизирующий их любовь.
Юзеф Пилсудский - маршал Польши и первый глава возрожденного Польского государства.
Интересный факт о картине. В левом верхнем углу картина была повреждена. Снаряд застрял в полотне во времена бомбардировки Варшавы от 24 сентября 1939 года.
В начале своего творческого пути художник делал уклон в сторону реализма. На него огромное влияние оказало искусство итальянского Возрождения, прерафаэлизм, а позднее и арт-нуво. Элементы этих течений сплетаются в сюжетах картин Эдварда Окуня. Только к середине жизни его стал привлекать символизм и модерн.
Двадцать лет художник прожил вместе с женой в Италии, где было создано немало ярких солнечных пейзажей. За это время они посетили Флоренцию, Сорренто, Амальфи и остров Капри.
Идиллические пейзажи художника наполнены элементами сказочности и фантастичности с явным преобладанием декоративности и выделяются они ярким колоритом. Именно благодаря своим картинам, на которых изображал художник мифические пейзажи и портреты в декоративном стиле, наполненными различными символичными знаками - все это сделало Эдварда Окуня выдающимся польским художником на рубеже 19 и 20 веков, входившим в группу художников названных "сецессион".
Сецессион — это общество художников, отошедших от традиционной академической школы в конце 19 — начале 20 вв. в сторону нового художественного изобразительного языка — европейского модерна. Наиболее известные и масштабные общества художников сложились в Мюнхене, Вене, Берлине. А в Австрии, Чехии и Польше термин «сецессион» собственно и означает стиль модерн.
<<<Интересное здесь>>>