Найти в Дзене

Модерн и символизм в картинах Эдварда Окуня

Эдвард Франтишек Матеуш Окунь, польский художник, известный своими картинами в стиле модерн и символизм.

Эдвард Окунь. "Автопортрет в испанском костюме". 1911 год.
Эдвард Окунь. "Автопортрет в испанском костюме". 1911 год.

Родился Эдвард Окунь в дворянской семье, уходящей в глубь веков и берущей свое начало аж с 15 века. Осиротел в юном возрасте, но, унаследовав немалое имущество, Эдвард не стоял перед жестоким выбором профессии, которая сможет дать лучшую жизнь в будущем, поэтому выбрал себе занятие по душе. И в возрасте 19 лет поступил в Школу изящных искусств в Кракове. Но обучение в стенах данного заведения не нашло свой отклик у начинающего художника, и после очередной ссоры с преподавателем живописи бросает учёбу и перебирается в Мюнхен. В этом городе как раз в то время открылась выставка художников-модернистов, посетив которую Эдвард Окунь оказался под глубочайшим впечатлением. И дальнейшее свое обучение получил в Париже в Академии Жюлиана.

Эдвард Окунь. "Автопортрет с женой на фоне Антиколы Коррадо". 1900 год.
Эдвард Окунь. "Автопортрет с женой на фоне Антиколы Коррадо". 1900 год.

Несмотря на то, что в то время в главной культурной столице стали популярны такие направления, как экспрессионизм и примитивизм, они не вызвали такого восторга в сердце Эдварда Окуня, как это сделал модерн. По окончании обучения в Париже художник возвратился на родину. В Варшаве он повстречался с двоюродной сестрой своей матери, Зофией Вандой Толкемит. Их союз любви хоть и был бездетным, но зато все свои силы они направили на искусство.

Эдвард Окунь. "Портрет жены художника". 1897 год.
Эдвард Окунь. "Портрет жены художника". 1897 год.
Эдвард Окунь. "Портрет жены художника". 1907 год.
Эдвард Окунь. "Портрет жены художника". 1907 год.

Продав в Варшаве все свое имущество молодая пара переезжает в Мюнхен, где Эдвард Окунь увидел на выставке картины Габриэля Россетти и Эдварда Бёрн-Джонса. С тех пор прерафаэлизм прочно вошёл в творчество Окуня. А от Россетти художник перенял тему рыцарства. Так в картине "Весеннее опьянение" рыцарь в чёрных доспехах страстно целует даму своего сердца. Отрешенное лицо дамы, облаченной в платье по образу напоминающее павлина в стиле модерн, может говорить о нежелательно кавалер. Но нет, это образ богини Любви.

Эдвард Окунь. "Весеннее опьянение". 1906 год.
Эдвард Окунь. "Весеннее опьянение". 1906 год.

Две картины, которые написал художник с разницей в три года, по сюжету дополняют одна другую. Первая называется "Мазурка Шопена", а вторая "Четыре струны скрипки". Это история о музыканте, убитом непониманием со стороны общества.

Эдвард Окунь. "Мазурка Шопена". 1911 год.
Эдвард Окунь. "Мазурка Шопена". 1911 год.
Эдвард Окунь. "Четыре струны скрипки". 1914 год.
Эдвард Окунь. "Четыре струны скрипки". 1914 год.

Тема рыцарства в полной мере раскрывается в картине" Победитель".

Эдвард Окунь. "Победитель". 1910 год.
Эдвард Окунь. "Победитель". 1910 год.

Ещё одна интересная картина, полная символизма и глубокого смысла под названием" Филистеры".

Эдвард Окунь. "Филистеры". 1904 год.
Эдвард Окунь. "Филистеры". 1904 год.

Понятие "филистеры" происходит от немецкого "филистимлянин" и означает презрительное отношение к людям с узкими взглядами, погрязшего в рутине и без намёка на стремление к удовлетворению интеллектуальных потребностей, которому не интересно познание мира и тот, который не испытывает эстетического наслаждения от искусства, а вся его жизнь сосредоточена исключительно на удовлетворении физических потребностей тела. Это также обозначает самодовольного мещанина, невежественного обывателя вкупе с лицемерным и ханжеским поведением в обществе.

На картине художник изобразил играющего на скрипке музыканта. Женщина рядом разделяет вместе с музыкантом минуты чарующего звучания скрипки. А вот мужские фигуры художник изобразил спящими, которых разморило от еды и музыки.

Это картина ещё и своеобразный автопортрет художника. Тут он изобразил самого себя, как вечного певца красоты, которому никак не удавалось достучаться до сердца своих современников.

Эдвард Окунь. "Война и мы". 1923 год.
Эдвард Окунь. "Война и мы". 1923 год.

В картине "Война и мы" художник изобразил себя и свою жену, пробирающихся через крылатых змей, кусающих друг друга. В руке, спрятав под плащом, художник осторожно несёт цветок, символизирующий их любовь.

Эдвард Окунь. "Маршал Юзеф Пилсудский". 1919 год.
Эдвард Окунь. "Маршал Юзеф Пилсудский". 1919 год.

Юзеф Пилсудский - маршал Польши и первый глава возрожденного Польского государства.

Интересный факт о картине. В левом верхнем углу картина была повреждена. Снаряд застрял в полотне во времена бомбардировки Варшавы от 24 сентября 1939 года.

Эдвард Окунь. "Иуда". 1901 год.
Эдвард Окунь. "Иуда". 1901 год.
Эдвард Окунь. "Вальс Шопена". 1926 год.
Эдвард Окунь. "Вальс Шопена". 1926 год.
Эдвард Окунь. "Сакральная музыка". 1915 год.
Эдвард Окунь. "Сакральная музыка". 1915 год.

В начале своего творческого пути художник делал уклон в сторону реализма. На него огромное влияние оказало искусство итальянского Возрождения, прерафаэлизм, а позднее и арт-нуво. Элементы этих течений сплетаются в сюжетах картин Эдварда Окуня. Только к середине жизни его стал привлекать символизм и модерн.

Эдвард Окунь. "Рагуза". 1930 год.
Эдвард Окунь. "Рагуза". 1930 год.

Двадцать лет художник прожил вместе с женой в Италии, где было создано немало ярких солнечных пейзажей. За это время они посетили Флоренцию, Сорренто, Амальфи и остров Капри.

Эдвард Окунь. "Вилла Торквато Тассо". Цикл с Капри. 1938 год.
Эдвард Окунь. "Вилла Торквато Тассо". Цикл с Капри. 1938 год.
Эдвард Окунь. "Неаполитанский залив и Везувий". 1937 год.
Эдвард Окунь. "Неаполитанский залив и Везувий". 1937 год.

Идиллические пейзажи художника наполнены элементами сказочности и фантастичности с явным преобладанием декоративности и выделяются они ярким колоритом. Именно благодаря своим картинам, на которых изображал художник мифические пейзажи и портреты в декоративном стиле, наполненными различными символичными знаками - все это сделало Эдварда Окуня выдающимся польским художником на рубеже 19 и 20 веков, входившим в группу художников названных "сецессион".

Сецессион — это общество художников, отошедших от традиционной академической школы в конце 19 — начале 20 вв. в сторону нового художественного изобразительного языка — европейского модерна. Наиболее известные и масштабные общества художников сложились в Мюнхене, Вене, Берлине. А в Австрии, Чехии и Польше термин «сецессион» собственно и означает стиль модерн.
Эдвард Окунь. "Осенние листья". 1912 год.
Эдвард Окунь. "Осенние листья". 1912 год.
Эдвард Окунь. "Глициния". 1911 год.
Эдвард Окунь. "Глициния". 1911 год.

<<<Интересное здесь>>>