Переходить железную дорогу приходилось каждому. Но мало кто задумывался, почему не рекомендуется наступать на рельсы. А главное – что будет, если нога попадет в стрелку.
18 секунд на переход
«Настоящий железнодорожник на рельс не наступит», – такое выражение распространено в среде работников рельсовых видов транспорта. И вот почему.
Рельсы скользкие, особенно в дождливую погоду или зимой. Если вы поскользнулись, то из-за малой площади контакта вряд ли получится сохранить равновесие и, скорее всего, вы упадёте.
Пока вы будете вставать на ноги, неожиданно может появиться поезд. А можно упасть и так, что подняться не получится: например, сломать ногу или удариться головой и потерять сознание. И тогда все закончится совсем печально.
Как же правильно переходить железную дорогу?
«Шагать нужно таким образом, чтобы одна нога оказалась в центре колеи, а вторая уже по другую сторону пути, при этом не ступая на головки рельсов», – пишет дзен-канал «Под стук колес».
Автор канала посчитал, сколько времени есть у пешехода, который начинает пересекать пути примерно за 400 метров до приближающегося нескоростного поезда: если поезд едет со средней скоростью 80 км/ч, то за секунду «покрывает» 22 метра, а значит, на переход есть 18 секунд и падать – категорически нельзя: подняться не успеешь.
Надо помнить, что и железобетонные шпалы небезопасны: на концах они имеют уклон, который в дождь также становится скользким.
Добавим, что, переходя трамвайные пути, следует помнить о тех же правилах. Наступать на рельсы, разумеется, можно, но с поправкой на все ту же возможность упасть.
Когда запнулся на рельсе
Но иногда правила не работают, и кому-то наступить на рельс – удобнее, чем переступить и зацепиться за его.
Поучительную историю рассказал пользователь ex-minsd в Живом Журнале: будучи мальчишкой, он вместе со своим дедушкой переходил пути и спас его от гибели.
«Вскоре под ногами начал похрустывать щебень – мы практически взобрались на насыпь, а оттуда, где находится мост, был слышен тяжелый монотонный гул. «Машка» тянула очень неслабый товарняк. Наконец, видны рельсы, а вместе с ними виден и состав. Он уже прошел проходной светофор и от нас до головы оставалось метров 400-500. Я выразил свое сомнение в том, что мы успеем перейти, на что дедушка сообщил, что тогда мы опоздаем на автобус, и переступил через первый рельс. Я практически в два прыжка преодолел оба рельса и уже был в относительно безопасной зоне. Оглянулся. Дедушка в это время переступал второй рельс. Но его нога запнулась, и он упал на насыпь. «Машка» все это время пронзительно гудела.
Казалось бы, мы успели перебежать через путь, без особых последствий, если бы не дедушкина сумка. В падении он, пытаясь поймать равновесие, отбросил ее точно между рельсами, и теперь она лежала на боку, и несколько пучков зелени вывалилось из нее и лежали рядом…
Толком не поднявшись с земли после падения, сгорбившись, практически на четвереньках дедушка с удивительной для меня скоростью добрался до рельс, протянул руку и схватил сумку. Когда его вторая рука потянулась за зеленью, я с криком «Не надо, дедуля!» изо всех сил рванул его за ремень в брюках и опрокинул на спину. Мы скатились под откос на пару метров ниже рельсов и в тот самый момент мимо пронесся метельник истошно гудящего головного локомотива и загромыхали вагоны.
Когда товарняк прошел, дедушка молча поднялся на путь еще раз и собрал несколько пучков зелени, выпавшие из сумки. Так же молча мы дошли с ним до остановки и увидели отходящий от нее автобус. Так же молча сели на лавочку. Потом дедушка изрек следующее: «Помнишь, я говорил тебе, что настоящий железнодорожник на рельс не наступит? Так вот. Я был не прав».
Бабушке и маме мы, не сговариваясь, ничего не рассказывали о происшедшем. И между собой тоже этот случай никогда более не вспоминали. Только, переходя через пути, старались не перешагнуть рельс, а поставить на него ногу».
Стрелки: были и небыли
Если вопрос – вставать на рельс или переступать его – является дискуссионным, то по поводу опасности стрелочного перехода двух мнений быть не может. Ставить ногу в стрелочный перевод категорически нельзя.
Стрелки есть и на железнодорожных, и на трамвайных путях. Но если трамвай, скорее всего, остановится, увидев попавшего в «капкан» пешехода, то поезд может и не успеть – скорость не та.
Впрочем, в теории, если в стрелочный перевод попадает посторонний предмет, стрелка не переведется до конца и цепь не замкнется. Автоматика тут же просигналит о проблеме дежурному по станции, а машинист поезда остановится на красный сигнал ближайшего светофора.
Однако на форуме работников железной дороги машинисты и путейцы рассказывают страшные истории:
«Вон был случай: девушке руку защемило и поездом отрезало. Девушка споткнулась, упала, а дсп (прим. – дежурная по стрелочному переводу) в тот момент стрелку перевела».
«Был инструктаж по травматизму лет 15 назад. Электромеханик ночью ремонтировал стрелку, ДСП забыл о нем и крутанул стрелку для прохода маневрового тепловоза. Ногу механику зажало, а тут и тепловоз на него едет. Он и орал, и руками махал, а бригада на путь и не смотрела. Так по ноге и проехали».
Часть работников железной дороги такие рассказы опровергает, считая их небылицами.
«Фишка в том, что с зажатой ногой стрелка не переведется до конца, не замкнутся контакты в электроприводе, о чем будет знать дежурный по станции, либо человек, ее переводящий. А чтобы не спалить электродвигатель привода, дежурный вернет стрелку в другое положение», – пишет пользователь под ником Бес Толковый на указанном форуме.
Стрелочник не будет виноват
Наши читатели, многие из которых работают на железной дорогой, в комментариях к публикации о проблеме стрелок утверждают: стрелка устроена так, что, «почувствовав» инородный предмет, автоматически переведется обратно. Это значит, что из нее можно выбраться, хоть и с изрядно «помятой» ногой.
«Стрелка АВТОМАТИЧЕСКИ переведется обратно, – уверяет Андрей Л. – Она даже не будет держать ногу зажатой. У механиков есть специальный щуп с пластинами толщиной 1 и 3 мм. Эти пластины поочередно суются между остряком и рамным рельсом, а дежурного по рации просят перевести стрелку. Это называется «проверка на отжим». На пластину 1 мм стрелка должна закрываться и давать контроль, как будто в ней ничего и нет. А вот на 3 мм она закрываться уже не должна. Пожужжит немного и автоматом переводится обратно. В случае с ногой будет то же самое. Так что никакой красный поезду не загорится – стрелка быстро отпустит ногу. Но да, помнет знатно».
Пользователь с ником leo waiet, работающий механиком СЦБ (служба, занимающаяся сигнализацией, централизацией и блокировкой на ж/д), подтверждает: стрелка может сломать ногу, но через несколько секунд отведется обратно:
«Усилие перевода относительно небольшое, около 400 кг. Да, будет больно, возможно сломает кость (смотря как попадёт нога), но стрелка не будет давить вам на ногу бесконечно. Несколько секунд, и она отводится назад, посылая сигнал дежурному, что стрелка не перевелась».
По его словам, даже если у попавшего в стрелку будет перелом, он сможет спокойно упрыгать или уползти в сторону и ждать помощи: минут через 10 – 15 минут обязательно придёт механик – проверить, почему стрелка не перевелась.
Кроме того, он утверждает, что прочная обувь смягчает давление стрелки: «У железнодорожников, особенно во время массовых работ, довольно часто попадают ноги в стрелку, но в обуви (ботинки на резиновой подошве) вообще ничего не успеваешь почувствовать за те несколько секунд, что стрелка давит на ногу. Сам проверял пару раз, поэтому ничего и не известно о случаях подобного травматизма».
Тем не менее, ногу в стрелку ставить нельзя. Ведь автоматика может не сработать. И виноват будет совсем не стрелочник.
Наталья АЛЯКРИНСКАЯ