Тут подоспел очередной глупый вопрос, ответ на который, кажется, все знают только в теории. Наверняка каждому доводилось переходить пути – неважно трамвайные или железнодорожные – в местах, где есть стрелки. И наверняка каждый хоть раз задумывался, а что, собственно, будет, если в стрелку попадет нога.
От создателей «что будет, если бросить лом в унитаз поезда» и «почему если прыгнешь в вагоне, то приземлишься в то же место, а если на крыше вагона, то в другое».
Начнем с того, что проверять на практике, что с вами будет при попадании в стрелку не нужно. Потому что не будет ничего хорошего. То есть совсем. Но это ответ общий. А теперь – частности.
Небольшое видео с покойными политологом Глебом Павловским, которое мне внезапно показал Youtube, натолкнуло меня на мысль написать этот текст. На этом видео Павловский рассказывал, что, когда он работал на железной дороге, его учили, что если ногу зажмет стрелка, «то откидывайся в сторону и ори изо всех сил». «Ногу потеряешь, но болевой шок снимает», – сказал Павловский.
Действительно, на первый взгляд кажется, что если стрелка перевелась, значит вот-вот поедет поезд или трамвай и задавит того, кто угодил «в капкан». Но трамвай почти со стопроцентной вероятностью остановится – все же там скорости не такие, как на железной дороге, тем более в районе стрелочного перехода, и водитель обязательно увидит человека на путях.
А вот с поездом сложнее.
По идее поезд вообще не должен доехать до этой стрелки. Потому что, если в нее попадет нога, то стрелка не переведется до конца, цепь не замкнется, дежурный по станции увидит проблему на приборах, а машинисту поезда светофор покажет красный свет, и он должен будет остановиться у ближайшего светофора.
В Сети, правда, есть сомнения на счет того, не может ли сигнализация как-то «сглючить». Поломки везде бывают, но вообще-то это один из самых надежных механизмов на железной дороге. Хотя на форумах болтают всякие истории… То ли байки, то ли нет…
«Был инструктаж по травматизму лет 15 назад. Электромеханик ночью ремонтировал стрелку, ДСП забыл о нем и крутанул стрелку для прохода маневрового тепловоза. Ногу механику зажало, а тут и тепловоз на него едет. Он и орал и руками махал, а бригада на путь и не смотрела. Так по ноге и проехали. Еще был давно случай у нас на одной станции: путеец нажрался после смены и «прилег» на стрелку отдохнуть. А в эту смену работала его жена дежурной. Крутанула стрелку и зажала его причинное место», – пишет некий Nemo.
Давайте теперь с ногой разбираться. Кажется, правильного ответа про то, что с ней произойдет никто не знает. В одном из самых популярных разборов на эту тему в Сети говорится, что все зависит от обуви и этот ответ мне представляется наиболее разумным. Если вы в сандалии, то вашей ноге мало не покажется. А если в берцах – ну, сдавит немного, в крайнем случае получите ушиб или небольшой перелом.
Даже профессионалы толком не знают, какую травму можно получить стрелкой.
«Мощность электродвигателя в приводе такова, что остряк в легкую сомнет зажатую ногу и сломает кость», – пишет один из участников обсуждения на уже процитированном форуме.
«При всем уважении. Максимальное значение переводного усилия (Р65 1/11 с гибкими остряками) 4410Н, что равно 450 кгс. Ну не сомнет ногу таким усилием. Повредит – да, но чтоб в лепешку… Другой момент, если ногу поймает где-то ближе к корню остряка», – отвечает другой.
История с попаданием в стрелку – правда не человека, а животного – описана в литературе, в книге Гавриила Троепольского «Белый Бим, черное ухо». Этот полный драматизма сюжет попал и экранизацию – одноименный фильм Станислава Ростоцкого.
Там, несмотря на то что собаке зажало лапу, поезд до нее-таки доехал, но остановился, а дежурная по станции (которая, по советско-российской привычке поворчала на тему «как бы чего не вышло» и «отвечать вы будете») по запросу машинистов перевела несколько раз стрелку туда-сюда, чтобы освободить пса.
Ох, жалко песика.
Но есть и хорошие новости. Беглый поиск по новостям показывает: люди все же разумны и не суют ноги в стрелки. Таких новостей либо нет, либо это не попадает в хронику.
Напоминаем все же, что пути надо переходить только по специально оборудованным пешеходным переходам. И ни в коем случае при переходе не наступайте на рельс. Он может быть скользким, а упасть и удариться головой на путях – так же страшно, как попасть ногой в стрелку.
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.