В 1974-м году началось быстрое падение американской группы Grand Funk Railroad, и в том же году на небосклоне Америки засиял клон этих рок-динозавров – британцы Bad Company. И хотя музыкальные качества этого клона оставляли желать лучшего, тем не менее, они побили «Гранд Фанков» прямо на их территории, а потом и вовсе спихнули с рок-Олимпа. Правда, в 1982 году и сами «Бэд Компани» оказались у разбитого корыта, но этому была очень простая причина – их бросил гениальный менеджер «Лед Зеппелин» Питер Грант, а без его раскрутки группа так больше не поднялась, ну, точно так же, как не поднялись и сами «Гранд Фанки», которые незадолго до своего падения выгнали своего такого же гениального, как и Грант, продюсера Терри Найта.
К ВНИМАНИЮ МОИХ ЧИТАТЕЛЕЙ! У КОГО НЕ ОТКРЫВАЕТСЯ ЮТУБ ДЛЯ ПРОСМОТРА РОЛИКОВ - ЗАХОДИТЕ НА НЕГО ЧЕРЕЗ VPN. БЕСПЛАТНЫЙ VPN ВСТРОЕН В БРАУЗЕРЕ ОПЕРА. ВКЛЮЧАЕТСЯ В «НАСТРОЙКАХ» ОДНОЙ КНОПКОЙ.
Меня всегда интересовали проблемы, связанные с популярностью рок-групп, когда всякие нудные и тошнотворные команды рубили свои «платины» прямо с плеча без особых усилий, а другие группы, признанные классикой и трудившиеся в поте лица, еле-еле добирались до «золота». Как пример – Uriah Hepp и Boston, Nazareth и Foreigner, даже такие классики рока, как Deep Purple, уступили свои «платины» таким плагиаторам, как Eagles.
Ну ладно, кто-то будет рассказывать, что в США, где в основном и ковались все эти «платины», британским группам было трудно пробиться.
Не поспорю, хотя, вот, примеры The Beatles или Led Zeppelin как-то выбиваются из этого правила. Возможно, для этих групп на американском рынке как-то звезды правильно сошлись, но «Битлы» и «Зеппелины» - это примеры не единичные. И один из случаев, когда британские команды на просторах Америки побивали даже самых крутых американцев, весьма показательный, хотя и достаточно уникальный.
Речь идет и двух группах – американской Grand Funk Railroad и британской Bad Company.
У GFR был довольно приличный старт в 1969 году, но к 1974 году что-то у группы не заладилось, и последние два альбома 1975 и 1976 годов вообще провалились. В 1981-м GFR реанимировались, выпустили еще два альбома, которые тоже провалились, и с тех пор группа в сильно измененном составе только гастролирует, не выпуская новых альбомов. Всего GFR, судя по данным сертификации, продала 20 миллионов своих альбомов и синглов.
У Bad Company старт в 1974 году тоже был успешным, но к началу 80-х у группы тоже что-то не заладилось, и альбомы 1982 и 1986 гг. были провальными. Позже, со сменой состава и стиля музыкантам удалось поднять популярность, но в середине 90-х всё оборвалось окончательно, как и у «Гранд Фанков». В 1996 году, после провала своего последнего альбома, BC только гастролируют, не записывая ничего нового. Всего группа продала около 40 миллионов альбомов и синглов.
Вот такие вот успехи у обеих групп, но главное кроется в деталях.
Когда в 1974-м у Grand Funk Railroad начала исчезать популярность и пропали коммерческие успехи, все критики говорили о том, что время группы с появлением диско и панка прошло. «Гранд Фанки» распались, но в 1981 и 1983 выпустили еще два альбома, сильно облегченных, но эффект был тот же. Выходило, что и на самом деле время этих динозавров ушло.
В том же 1974-м появились «Бэд Компани», но не на пустом месте. Предтечей этой группы были британцы Free, которые в Америке звезд с неба не хватали, но как только группа распалась, ее фронтмен Пол Роджерс и барабанщик Саймон Кирк создали Bad Company, и тут же в Америке ее ждал оглушительный успех – первый же альбом начал хватать американские «платины» и довел их до 5-ти.
Потом последовали еще «платиновые» альбомы, и это как раз в то время, когда «Гранд Фанки» загнулись окончательно.
Но самое интересное в этом деле то, что фронтмен Bad Company Пол Роджерс, обладая идентичным фронтмену GFR Марку Фарнеру вокалом, моментально перенял и музыкальный стиль американцев, причем до самых последних мелочей. Первые альбомы группы походили на творения «Гранд Фанков» как близнецы-братья, правда, у BC саунд был полегче, а так блюзовая основа была общая. Короче, получалось так, что Grand Funk Railroad воплотились в Bad Company, играя одну и ту же музыку.
Но вот почему-то GFR загнулись, а BC с теми же самыми песнями, наоборот, поднялись, причем так круто, как «Гранд Фанкам» не снилось в лучшие их времена – они никогда до этого не имели столько «платин» за свои диски.
Правда, тут нужно сделать некоторое уточнение. В то время, как Марк Фарнер был композитором от Бога, и все им сочиненные песни были шедеврами, из музыкантов «Бэд Компани» композиторы были как слон из моськи. За все время существования группы она так и не выдала ни одного хита, который дотягивал бы даже до самых худших песен Grand Funk Railroad.
Тем не менее и с таким очень посредственным материалом Bad Company стали собирать в Америке свои «платины», перехватив инициативу у «Гранд Фанков», которые под конец провалились со своими шедевральными альбомами.
Мало того – даже когда в 1981 году GFR воссоединились, они попытались снова оседлать успех, просто скопировав облегченный саунд своих британских конкурентов, но при этом сочинив такие же прекрасные мелодии, которые сочиняли и раньше. Если сравнивать альбомы «Grand Funk Lives» (1981 г.) и «What's Funk?» (1983 г.), то они даже при заметном облегчении явили музыку на порядок более интересную, чем ту, с которой начали Bad Company в 1974-м и на которой проехали все эти годы. Но оба альбома GFR все равно провалились.
Правда, в 1982 году провалился и альбом Bad Company «Rough Diamonds», на который у британцев были большие надежды, а потом начали проваливаться и остальные, но тут, оказывается, была причина довольно интересная.
Дело в том, что Bad Company с самого начала своего существования «взяли под крыло» получившие в Америке феноменальную популярность и коммерческий успех Led Zeppelin. Джимми Пейдж быд дружен с Полом Роджерсом, и можно сказать, что группа вообще появилась не просто так, а именно под патронатом именитого «зеппелиновца».
Раскруткой группы вплотную занялся менеджер «Зеппелинов» Питер Грант, сначала подписав ее на лейбл Swan Song, на котором выходили и все «мультиплатиновые» диски LZ, ну, а дальше все пошло по опробованному на «Зеппелинах» американскому сценарию.
И вот, пока Питер Грант занимался делами Bad Company, всё у группы шло прекрасно. Лавров «Зеппелинов», они, конечно же, не достигли, но те «платины» которые они заработали в 70-х, полностью оправдали неуспех в Америке их предшественников Free, лучшие альбомы которых еле-еле добирались до «золота».
Но как только умер любимец Гранта – барабанщик Led Zeppelin Джон Бонэм, и встал вопрос о дальнейшем существовании группы, он забросил «Бэд Компани», посоветовав им дальше вести все свои дела самостоятельно. А так как самостоятельно группа дела вести не умела, то тут и последовали провалы. Дошло даже до того, что заслуженным «платиновым» призерам во второй половине 80-х даже приходилось выступать на разогреве у Deep Purple, которые особенными «платинами» в США похвастаться никак не могли.
Правда, в 1990-м году группа умудрилась записать еще один «платиновый» альбом, но это объяснялось не прелестями группы, а резким ее смещением в сторону поп-музыки. Но и это группе не помогло, и все последующие альбомы начали закономерно проваливаться – даже возвращение в группу Пола Роджерса, который бросил ее, как только Питер Грант отказался от дальнейшей раскрутки своего «побочного проекта», не улучшило ситуацию.
Теперь понятен провал «Гранд Фанков», которые в начале 80-х вроде бы попробовали пойти по пути «Бэд Компании», записав два облегченных альбома.
Дело было не в музыке, а в менеджменте. Просто после того, как Марк Фарнер и Ко выгнали из своей компании по-настоящему гениального своего продюсера Терри Найта, то у них всё и пошло наперекосяк. Не сразу, конечно, но довольно быстро. Если бы Терри Найт продолжал опекать GFR, как такой же гений Питер Грант - Bad Company, то всё у «Фанков» было бы прекрасно.
Ведь хорошо известно знающим людям, что не таланты музыкантов обеспечивают им коммерческий успех, а талантливые менеджеры. И у «Гранд Фанков», и у «Бэд Компани» поначалу были талантливые менеджеры, но как только они их покинули – тут-то и наступил для групп полный швах, и это правило, а не исключение. Например, у Uriah Heep и Deep Purple менеджеры были просто бездарные, а если бы их опекал кто-то наподобие Терри Найта или Питера Гранта, то у этих групп в США были бы вообще запредельные «мультиплатиновые» успехи.
А так какие-то по-настоящему бездарные бездари типа «Иглз», «Бостон», «Форинер» или «Бэд Компани», пользуясь услугами гениальных коммерчески подкованных комбинаторов просто взяли и переплюнули по коммерческому успеху по-настоящему знаковые группы. Вспомним тех же Sweet и Slade, которые так и не смогли себе заработать на спокойную старость, и до сих пор развлекают всякую глупую публику по дешевым кабакам, зарабатывая себе на жизнь.
Да, составы музыкантов у Sweet и Slade уже совсем другие, но ведь бренды-то – те же!
Ну ладно, вернемся к нашим баранам, то есть к Bad Company и Grand Funk Railroad. Плагиат – дело тонкое, и если музыканты не воруют чужих песен, а только воруют чужой стиль, то это преступлением не является, и не преследуется даже морально. Вот этим и воспользовался Питер Грант, который в приказном порядке заставил Пола Роджерса полностью скопировать вокальный стиль Марка Фарнера, но при этом не усложнять музыку новой группы, а только следовать в русле блюзового саунда GFR и не выходить за рамки.
На аудио: песня Bad Company "Run with the Pack" с альбома 1976 года - типичный клон похожей песни из репертуара Grand Funk Railroad 1974 года (ниже)
На аудио: пример плагиата, причем постоянного и многолетнего, то есть полного
Вот так и перетекли все достоинства Grand Funk Railroad в музыку Bad Company, и пока у самого Гранта было все хорошо - все было хорошо у «Бэд Компани», и всё становилось только хуже у «Гранд Фанков», от которых Грант перетянул всю аудиторию.
А что? Марк Фарнер так ничего и не понял, и по сей день, иначе он озаботился бы хорошим менеджером еще в далеком 1974-м, когда альбомы группы вдруг перестали продаваться в прежних количествах.
Да, Фарнер подрядил в 1976-м Фрэнка Заппу для записи альбома «Good Singin', Good Playin'», который должен был стать по-настоящему ударным. И Заппа сделал просто шикарный альбом, но он был только музыкантом, а не менеджером, и раскруткой группы, как этот делал Терри Найт, не занимался.
Вот так и пропали «Гранд Фанки», хотя если сравнить оба альбома 1976 года обоих групп («Run with the Pack» от Bad Company), то последний по музыке – сущее унылое барахло.
Но зато это барахло раскручивал сам Питер Грант – прожженный делец от шоу-бизнеса, прекрасно умевший «шевелить» Америку.
А кто раскручивал «Гранд Фанков»?
Да никто, на том и погорели, уступив свой Олимп самым настоящим музыкальным шарлатанам.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Grand Funk Railroad. Почему самая лучшая в мире рок-группа не хочет записывать новые альбомы?
Grand Funk Railroad «Born to Die», 1975 г. Почему провалился шедевр, достойный мультиплатины?