Найти тему
Без музыки совсем не то

Как «Зеппелины» раскручивали группу Bad Company, а когда они ее бросили, то те сразу же и провалились, показав свою полную бездарность

В 1974-м году началось быстрое падение американской группы Grand Funk Railroad, и в том же году на небосклоне Америки засиял клон этих рок-динозавров – британцы Bad Company. И хотя музыкальные качества этого клона оставляли желать лучшего, тем не менее, они побили «Гранд Фанков» прямо на их территории, а потом и вовсе спихнули с рок-Олимпа. Правда, в 1982 году и сами «Бэд Компани» оказались у разбитого корыта, но этому была очень простая причина – их бросил гениальный менеджер «Лед Зеппелин» Питер Грант, а без его раскрутки группа так больше не поднялась, ну, точно так же, как не поднялись и сами «Гранд Фанки», которые незадолго до своего падения выгнали своего такого же гениального, как и Грант, продюсера Терри Найта.

Один из "платиновых" дисков Bad Company - "Straight Shooter", 1975 г.
Один из "платиновых" дисков Bad Company - "Straight Shooter", 1975 г.

К ВНИМАНИЮ МОИХ ЧИТАТЕЛЕЙ! У КОГО НЕ ОТКРЫВАЕТСЯ ЮТУБ ДЛЯ ПРОСМОТРА РОЛИКОВ - ЗАХОДИТЕ НА НЕГО ЧЕРЕЗ VPN. БЕСПЛАТНЫЙ VPN ВСТРОЕН В БРАУЗЕРЕ ОПЕРА. ВКЛЮЧАЕТСЯ В «НАСТРОЙКАХ» ОДНОЙ КНОПКОЙ.

Меня всегда интересовали проблемы, связанные с популярностью рок-групп, когда всякие нудные и тошнотворные команды рубили свои «платины» прямо с плеча без особых усилий, а другие группы, признанные классикой и трудившиеся в поте лица, еле-еле добирались до «золота». Как пример – Uriah Hepp и Boston, Nazareth и Foreigner, даже такие классики рока, как Deep Purple, уступили свои «платины» таким плагиаторам, как Eagles.

Ну ладно, кто-то будет рассказывать, что в США, где в основном и ковались все эти «платины», британским группам было трудно пробиться.

Не поспорю, хотя, вот, примеры The Beatles или Led Zeppelin как-то выбиваются из этого правила. Возможно, для этих групп на американском рынке как-то звезды правильно сошлись, но «Битлы» и «Зеппелины» - это примеры не единичные. И один из случаев, когда британские команды на просторах Америки побивали даже самых крутых американцев, весьма показательный, хотя и достаточно уникальный.

Речь идет и двух группах – американской Grand Funk Railroad и британской Bad Company.

У GFR был довольно приличный старт в 1969 году, но к 1974 году что-то у группы не заладилось, и последние два альбома 1975 и 1976 годов вообще провалились. В 1981-м GFR реанимировались, выпустили еще два альбома, которые тоже провалились, и с тех пор группа в сильно измененном составе только гастролирует, не выпуская новых альбомов. Всего GFR, судя по данным сертификации, продала 20 миллионов своих альбомов и синглов.

У Bad Company старт в 1974 году тоже был успешным, но к началу 80-х у группы тоже что-то не заладилось, и альбомы 1982 и 1986 гг. были провальными. Позже, со сменой состава и стиля музыкантам удалось поднять популярность, но в середине 90-х всё оборвалось окончательно, как и у «Гранд Фанков». В 1996 году, после провала своего последнего альбома, BC только гастролируют, не записывая ничего нового. Всего группа продала около 40 миллионов альбомов и синглов.

Вот такие вот успехи у обеих групп, но главное кроется в деталях.

Когда в 1974-м у Grand Funk Railroad начала исчезать популярность и пропали коммерческие успехи, все критики говорили о том, что время группы с появлением диско и панка прошло. «Гранд Фанки» распались, но в 1981 и 1983 выпустили еще два альбома, сильно облегченных, но эффект был тот же. Выходило, что и на самом деле время этих динозавров ушло.

В том же 1974-м появились «Бэд Компани», но не на пустом месте. Предтечей этой группы были британцы Free, которые в Америке звезд с неба не хватали, но как только группа распалась, ее фронтмен Пол Роджерс и барабанщик Саймон Кирк создали Bad Company, и тут же в Америке ее ждал оглушительный успех – первый же альбом начал хватать американские «платины» и довел их до 5-ти.

Потом последовали еще «платиновые» альбомы, и это как раз в то время, когда «Гранд Фанки» загнулись окончательно.

Но самое интересное в этом деле то, что фронтмен Bad Company Пол Роджерс, обладая идентичным фронтмену GFR Марку Фарнеру вокалом, моментально перенял и музыкальный стиль американцев, причем до самых последних мелочей. Первые альбомы группы походили на творения «Гранд Фанков» как близнецы-братья, правда, у BC саунд был полегче, а так блюзовая основа была общая. Короче, получалось так, что Grand Funk Railroad воплотились в Bad Company, играя одну и ту же музыку.

Но вот почему-то GFR загнулись, а BC с теми же самыми песнями, наоборот, поднялись, причем так круто, как «Гранд Фанкам» не снилось в лучшие их времена – они никогда до этого не имели столько «платин» за свои диски.

Правда, тут нужно сделать некоторое уточнение. В то время, как Марк Фарнер был композитором от Бога, и все им сочиненные песни были шедеврами, из музыкантов «Бэд Компани» композиторы были как слон из моськи. За все время существования группы она так и не выдала ни одного хита, который дотягивал бы даже до самых худших песен Grand Funk Railroad.

Тем не менее и с таким очень посредственным материалом Bad Company стали собирать в Америке свои «платины», перехватив инициативу у «Гранд Фанков», которые под конец провалились со своими шедевральными альбомами.

Мало того – даже когда в 1981 году GFR воссоединились, они попытались снова оседлать успех, просто скопировав облегченный саунд своих британских конкурентов, но при этом сочинив такие же прекрасные мелодии, которые сочиняли и раньше. Если сравнивать альбомы «Grand Funk Lives» (1981 г.) и «What's Funk?» (1983 г.), то они даже при заметном облегчении явили музыку на порядок более интересную, чем ту, с которой начали Bad Company в 1974-м и на которой проехали все эти годы. Но оба альбома GFR все равно провалились.

Правда, в 1982 году провалился и альбом Bad Company «Rough Diamonds», на который у британцев были большие надежды, а потом начали проваливаться и остальные, но тут, оказывается, была причина довольно интересная.

Дело в том, что Bad Company с самого начала своего существования «взяли под крыло» получившие в Америке феноменальную популярность и коммерческий успех Led Zeppelin. Джимми Пейдж быд дружен с Полом Роджерсом, и можно сказать, что группа вообще появилась не просто так, а именно под патронатом именитого «зеппелиновца».

Раскруткой группы вплотную занялся менеджер «Зеппелинов» Питер Грант, сначала подписав ее на лейбл Swan Song, на котором выходили и все «мультиплатиновые» диски LZ, ну, а дальше все пошло по опробованному на «Зеппелинах» американскому сценарию.

И вот, пока Питер Грант занимался делами Bad Company, всё у группы шло прекрасно. Лавров «Зеппелинов», они, конечно же, не достигли, но те «платины» которые они заработали в 70-х, полностью оправдали неуспех в Америке их предшественников Free, лучшие альбомы которых еле-еле добирались до «золота».

Но как только умер любимец Гранта – барабанщик Led Zeppelin Джон Бонэм, и встал вопрос о дальнейшем существовании группы, он забросил «Бэд Компани», посоветовав им дальше вести все свои дела самостоятельно. А так как самостоятельно группа дела вести не умела, то тут и последовали провалы. Дошло даже до того, что заслуженным «платиновым» призерам во второй половине 80-х даже приходилось выступать на разогреве у Deep Purple, которые особенными «платинами» в США похвастаться никак не могли.

Правда, в 1990-м году группа умудрилась записать еще один «платиновый» альбом, но это объяснялось не прелестями группы, а резким ее смещением в сторону поп-музыки. Но и это группе не помогло, и все последующие альбомы начали закономерно проваливаться – даже возвращение в группу Пола Роджерса, который бросил ее, как только Питер Грант отказался от дальнейшей раскрутки своего «побочного проекта», не улучшило ситуацию.

Теперь понятен провал «Гранд Фанков», которые в начале 80-х вроде бы попробовали пойти по пути «Бэд Компании», записав два облегченных альбома.

Дело было не в музыке, а в менеджменте. Просто после того, как Марк Фарнер и Ко выгнали из своей компании по-настоящему гениального своего продюсера Терри Найта, то у них всё и пошло наперекосяк. Не сразу, конечно, но довольно быстро. Если бы Терри Найт продолжал опекать GFR, как такой же гений Питер Грант - Bad Company, то всё у «Фанков» было бы прекрасно.

Ведь хорошо известно знающим людям, что не таланты музыкантов обеспечивают им коммерческий успех, а талантливые менеджеры. И у «Гранд Фанков», и у «Бэд Компани» поначалу были талантливые менеджеры, но как только они их покинули – тут-то и наступил для групп полный швах, и это правило, а не исключение. Например, у Uriah Heep и Deep Purple менеджеры были просто бездарные, а если бы их опекал кто-то наподобие Терри Найта или Питера Гранта, то у этих групп в США были бы вообще запредельные «мультиплатиновые» успехи.

А так какие-то по-настоящему бездарные бездари типа «Иглз», «Бостон», «Форинер» или «Бэд Компани», пользуясь услугами гениальных коммерчески подкованных комбинаторов просто взяли и переплюнули по коммерческому успеху по-настоящему знаковые группы. Вспомним тех же Sweet и Slade, которые так и не смогли себе заработать на спокойную старость, и до сих пор развлекают всякую глупую публику по дешевым кабакам, зарабатывая себе на жизнь.

Да, составы музыкантов у Sweet и Slade уже совсем другие, но ведь бренды-то – те же!

Ну ладно, вернемся к нашим баранам, то есть к Bad Company и Grand Funk Railroad. Плагиат – дело тонкое, и если музыканты не воруют чужих песен, а только воруют чужой стиль, то это преступлением не является, и не преследуется даже морально. Вот этим и воспользовался Питер Грант, который в приказном порядке заставил Пола Роджерса полностью скопировать вокальный стиль Марка Фарнера, но при этом не усложнять музыку новой группы, а только следовать в русле блюзового саунда GFR и не выходить за рамки.

На аудио: песня Bad Company "Run with the Pack" с альбома 1976 года - типичный клон похожей песни из репертуара Grand Funk Railroad 1974 года (ниже)

На аудио: пример плагиата, причем постоянного и многолетнего, то есть полного

Вот так и перетекли все достоинства Grand Funk Railroad в музыку Bad Company, и пока у самого Гранта было все хорошо - все было хорошо у «Бэд Компани», и всё становилось только хуже у «Гранд Фанков», от которых Грант перетянул всю аудиторию.

А что? Марк Фарнер так ничего и не понял, и по сей день, иначе он озаботился бы хорошим менеджером еще в далеком 1974-м, когда альбомы группы вдруг перестали продаваться в прежних количествах.

Да, Фарнер подрядил в 1976-м Фрэнка Заппу для записи альбома «Good Singin', Good Playin'», который должен был стать по-настоящему ударным. И Заппа сделал просто шикарный альбом, но он был только музыкантом, а не менеджером, и раскруткой группы, как этот делал Терри Найт, не занимался.

Вот так и пропали «Гранд Фанки», хотя если сравнить оба альбома 1976 года обоих групп («Run with the Pack» от Bad Company), то последний по музыке – сущее унылое барахло.

Но зато это барахло раскручивал сам Питер Грант – прожженный делец от шоу-бизнеса, прекрасно умевший «шевелить» Америку.

А кто раскручивал «Гранд Фанков»?

Да никто, на том и погорели, уступив свой Олимп самым настоящим музыкальным шарлатанам.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Grand Funk Railroad. Почему самая лучшая в мире рок-группа не хочет записывать новые альбомы?

«Grand Funk Lives», 1981 г. ~ прекрасный типичный альбом Grand Funk Railroad, не понятно только, почему он провалился

Почему альбому Grand Funk Railroad «Good Singin', Good Playin'» 1976 г. не помогли даже таланты Фрэнка Заппы?

Grand Funk Railroad «Born to Die», 1975 г. Почему провалился шедевр, достойный мультиплатины?

Альбом Grand Funk Railroad «E Pluribus Funk», 1971 г. ~ это фактическая вершина творческого пути группы