Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

Grand Funk Railroad. Почему самая лучшая в мире рок-группа не хочет записывать новые альбомы?

Известнейшая американская рок-группа Grand Funk Railroad первые свои записи, правда, под другим названием, сделала еще в 1965 году, и они начали выходить на синглах весьма регулярно. В первой половине 70-х GFR по многим параметрам считались самой лучшей рок-группой в мире, побивая даже «Битлов» по скорости продажи билетов на концерты. Группа существует и по сей день, почти уже 60 лет. Но в то время, как многие ее древние современники записывают альбомы до сих пор, «Гранд Фанки» последние свои песни выдали только в 1996 году, а последний студийный альбом – вообще в 1983-м. Почему такие шикарные музыканты не хотят сочинять новую музыку? Американская рок-группа Grand Funk Railroad – вне конкуренции. Я полюбил эту группу, даже несмотря на то, что начал с ней знакомство с самого невзрачного ее альбома – «Phoenix» 1972 года. Нет, у GFR есть альбомы еще более невзрачные – 1981 и 1983 годов, но когда я в 1976 году услышал «Феникс», эти альбомы по вполне понятной причине еще не появились. Правд

Известнейшая американская рок-группа Grand Funk Railroad первые свои записи, правда, под другим названием, сделала еще в 1965 году, и они начали выходить на синглах весьма регулярно. В первой половине 70-х GFR по многим параметрам считались самой лучшей рок-группой в мире, побивая даже «Битлов» по скорости продажи билетов на концерты. Группа существует и по сей день, почти уже 60 лет. Но в то время, как многие ее древние современники записывают альбомы до сих пор, «Гранд Фанки» последние свои песни выдали только в 1996 году, а последний студийный альбом – вообще в 1983-м. Почему такие шикарные музыканты не хотят сочинять новую музыку?

Группа Grand Funk Railroad образца 2001-2018 года. Слева - бас-гитарист Мел Швхер, справа - гитарист Брюс Кулик, в центре - вокалист Макс Карл, заменивший ушедшего в 1998 году Марка Фарнера
Группа Grand Funk Railroad образца 2001-2018 года. Слева - бас-гитарист Мел Швхер, справа - гитарист Брюс Кулик, в центре - вокалист Макс Карл, заменивший ушедшего в 1998 году Марка Фарнера

Американская рок-группа Grand Funk Railroad – вне конкуренции. Я полюбил эту группу, даже несмотря на то, что начал с ней знакомство с самого невзрачного ее альбома – «Phoenix» 1972 года. Нет, у GFR есть альбомы еще более невзрачные – 1981 и 1983 годов, но когда я в 1976 году услышал «Феникс», эти альбомы по вполне понятной причине еще не появились.

Правда, в то время зажигали еще группы, которые тоже были вне конкуренции – не буду их указывать, потому что их было так много, что кто-то из моих читателей накинется на меня с претензией типа «а что, кроме Deep Purple, Smokie или «Весёлых ребят» больше ничего не было вне конкуренции?»…

На видео: "Гранд Фанки" в лучшие свои времена

Ну, конечно же, было, но моя нынешняя публикация – это не рок-энциклопедия с перечислением всех «рок-групп вне конкуренции», которых уже в 1976 году были многие сотни. Сейчас я хочу предоставить своим читателям одну древнюю публикацию 30-летней давности с биографией Grand Funk Railroad, появившуюся в журнале «Хард-рок Пилорама» в 1993 году. Это сегодня мы знаем об этой группе всё, достаточно как минимум пролистнуть Википедию. А вот 30 лет назад всю информацию можно было черпать из таких вот журнальчиков-однодневок, которые лично я называю «рок-музыкальными бюллетенями».

Ясно, что еще в конце 80-х, а то и гораздо раньше, в СССР ввозились всякие иностранные журналы на чужих языках, информацию из которых можно было переводить. Но тогда, во-первых, не было Гугл-переводчика, а, во-вторых, далеко не каждому такие лакированные журналы были по карману.

Зато когда в начале 90-х стали издаваться такие дешевые, то есть легкодоступные «бюллетени», мы все и узнали всю правду о наших любимых группах в самых интименных подробностях.

Вот и я, заполучив в 1993 году в руки этот журнал с биографией моей любимой группы Grand Funk Railroad, сделал его как бы настольной книгой. И долгие годы (2 или 3) этот биографический очерк был для меня почти единственным источником информации.

На видео: "Гранд Фанки" в 1973-м, на пике, но уже в начале процесса заката своей популярности

Правда, в этой биографии было навалом ляпов, но я на них не обращал внимания. Куда существенней было то, что в ней было пропущено много очень важных подробностей, которые сегодня стали энциклопедическими. Поэтому когда я получал все новые и новые данные по GFR из все новых и новых источников, я эту информацию просто накладывал на этот очерк 1993 года. И в итоге у меня получился довольно большой труд, который по информативности переплюнул даже Википедию, потому что в нем была куча таких данных, которые в Википедии не отыскать.

Единственное, что мне во всей этой истории с «Гранд Фанками» было непонятно – почему это они так быстро сдулись и почему снова не хотят раздуваться во всю мощь своих талантов. Вроде и музыкантами они были шикарными, и композиторами отменными, и вообще молодцами что надо…

Не, понятно, что к 1976 году наступила «эра диско и панка», и рок-группы начали как бы сдуваться под натиском «музыкальных гуннов», даже самые именитые из них. Но не все же сдулись, вот, например, «Киссы» сдуваться не собирались, а такие прогрессивные, то есть совершенно не панковые или дисковые банды, как Styx или Kansas именно после 1976-го начали получать свои первые американские «платины».

Сюда же можно записать и AC/DC, и Motorhead, и Pink Floyd, и Van Halen, да и много кого еще…

Нет, что-то мне не верится, что «Гранд Фанки» не выдержали какой-то конкуренции. Вот возьмем таких же популярных в 70-х рокеров – Элиса Купера или групп Rainbow и Black Sabbath. Во второй половине 70-х они тоже как бы начали терять популярность, но это не послужило причиной прекращения их деятельности. Они побороли всех этих панков и дискоманов, и чуть позже снова начали выдавать популярные альбомы.

Правда Grand Funk Railroad тоже в начале 80-х попытались повторить хотя бы часть былого успеха, и выдали два альбома, которые, несмотря на свою относительную унылость, прекрасно могли бы конкурировать с дисками таких групп, как «Форинер» или «Бэд Компании», как раз в те же годы собиравших в США «платины» и даже «мультиплатины». Я думаю, что два последних альбома GFR тоже могли бы выстрелить, но почему-то не выстрелили. Странно это всё, и очень таинственно.

Ну, хочу завершить свою тираду тем соображением, что «Гранд Фанки» все равно пытались реанимироваться. Во второй половине 90-х они собрались в своем первоначальном составе и дали почти полтора десятка концертов, один из которых был выпущен альбомом «Bosnia» в 1997 году. Возможно, музыканты собирались запилить новый альбом, чтобы взять, наконец, реванш за бесцельно прожитые годы. Об этом можно судить по трем песням, которые были записаны в 1996-м году, но вот на альбом так и не вошли – так и не вышел альбом. А эти три новые песни закончили свои дни на сборниках.

На видео: одна из песен, записанная GFR в 1996 году. В записи принимали участие Марк Фарнер, Дон Брюер и Мел Чачер (Шахер), запись велась в студии PR Studios, Detroit, MI, в августе 1996 года.

Конечно, я не скажу, что эти три песни – что-то убойное, наподобие шедевров, которыми группа нагружала своих фанатов в 70-х. Но они слушаются все же интереснее, чем песни тех групп, которые заколачивают «платины». Да ладно, если бы было надо – пригласили бы какого-нибудь модного композитора, или воспользовались бы каверами.

«Гранд Фанки» наделали много каверов на самые модные в свое время хиты – это были песни «Энималс» («Inside Looking Out»), «Роллингов» («Gimme Shelter»), и еще кого-то («The Loco-Motion»)… Сингл GFR с последней песней в США и Канаде вообще возглавил чарты и разошелся миллионами копий. Кавер на песню «Some Kind of Wonderful» тоже разошелся миллионными тиражами. А ведь это только маленькая часть каверов, которые прославили «Гранд Фанков», и которые те играли на каждом своем концерте на потеху публике!

В любом случае GFR могли выкрутиться из своей коммерческой кручины, наняв хорошего композитора и пригласив модного продюсера без вредных привычек. Разбавили бы новый альбом модными каверами, и получилась бы прекрасная пластинка, не хуже, чем у занюханных «Форинеров» и «Бэд Компаней». Но нет, начались у музыкантов внутренние проблемы, они все 80-е и 90-е постоянно друг с другом ругались, причем часто по поводу денег. Марку Фарнеру не хватало трети доходов от реюниона группы, он хотел половину, а в итоге не получил ничего.

Все студийные альбомы GFR с 1969 по 1986 гг., снизу справа - сборник, где впервые появились три записанные в 1996 году в классическом составе песни
Все студийные альбомы GFR с 1969 по 1986 гг., снизу справа - сборник, где впервые появились три записанные в 1996 году в классическом составе песни

А в ответку Брюер и Шачер начали придираться к своему бывшему патрону за то, что тот не теми буквами писал на своих гастрольных афишах упоминание, что он «бывший участник Grand Funk Railroad», и подавали за это на него иски во всякие судебные инстанции.

Да, группу сгубили сугубо меркантильные проблемы, но вот мне только непонятно почему такие великие музыканты оказались настолько мелкими склочниками, что интересы фанатов променяли на всякие личные дрязги. Вот это и есть главная загадка века.

Сегодня группа Grand Funk Railroad жива по-прежнему, правда, без Марка Фарнера, и она не записывает новых песен, а тем более альбомов. На 2024 год в группе из первоначального состава остался только барабанщик Дон Брюер. Правда, до 2018-го компанию ему составлял и бас-гитарист Мел Шахер, но он уволился из группы 6 лет назад, и его заменил Стэнли Шелдон, бас-гитарист Питера Фрэмптона.

На видео: "Гранд Фанки" в 2015 году - с Брюером и Шахером, но без Фарнера. Тут целый концерт

Также в январе 2024 года уволился и гитарист Брюс Кулик, который в 2001 году пришел в группу из Kiss, где проиграл до этого 10 лет. Ему на замену рекрутировали Марка Чатфилда, бывшего гитариста Боба Сигера.

В общем, банда продолжает зажигать в гастрольном темпе, жаль, конечно, что не выпускает новых альбомов. А ведь многие ее современники, такие как Deep Purple, Uriah Heep, ELO, Гленн Хьюз или Элис Купер альбомчики штампуют по-прежнему! А последние двое – по-настоящему вышибающие!

Ну ладно, представляю наконец обещанную раритетную публикацию, которую мои читатели не найдут больше нигде, потому что журнал вышел мизерным тиражом, да и тот после прочтения был пущен на растопку (на раскурку, на подтирку, на обои, и т. д. и т. п.). Только хочу внести несколько поправок в текст, чтобы не править чужое творчество «по живому», потому что для меня исправлять чьё-то раритетное литературное произведение – все равно, что дорисовывать уникальные картины Дали, Ван Гога, Врубеля, Паблы Пикассы или еще какого-то гения художественных искусств.

На видео: "Гранд Фанки" в 2001 году, как раз после прихода в группу вокалиста Макса Карла и гитариста Брюса Кулика. Ну, ни вокалистами (включая и Брюера), ни лидер-гитаристом Бог группу в XXI веке не обидел - и почему бы музыкантам не сочинить каких-то песен для нового альбома?

Так, в очерке написано, что «Гранд Фанки» выдали 10 «платиновых» альбомов подряд. На самом деле они выдали подряд всего 5 «платиновых» альбомов (1969-1971 гг. в США, включая концертник), и 6-й – вне очереди (1973 г.)

Также утверждается, что на 1993 год GFR продали около 90 миллионов пластинок. На самом деле на 2024 год официально продано всего 25 миллионов. Даже если включить в число проданных синглы (миньоны), то и в этом случае 90 миллионов не наберется, думаю, что не наберется и половины.

Органист Крэйг Фрост дебютировал не на альбоме GFR «We're an American Band» 1973 года, а на альбоме «Phoenix» 1972 г. Мало того, этот музыкант работал с Фарнером и Брюером в группе The Pack еще в 1968 году, и даже записывал в этой группе песни. Мало того – имеются и видео этих песен, на которых Фрост смотрится просто прекрасно (одно из этих видео я поместил ниже).

Ну и еще некоторые ляпы, очень мелкие, но кому-то заметные. Ляпами они были в 1993-м, а сегодня это не ляпы, а уникальные свидетельства той эпохи в отечественной меломанской тусовке.

Журнал HR Pilorama, №1, июль 1993 г.
Журнал HR Pilorama, №1, июль 1993 г.

Журнал «ХАРД-РОК ПИЛОРАМА», №1, июль 1993 г.

GRAND FUNK RAILROAD

Автор не указан, возможно, это редактор выпуска, некто Трубицын (без имени и отчества).

Сейчас речь пойдет о группе из разряда «великих». Эта команда была первой и самой известной американской хард-роковой группой, достойным конкурентом своих английских коллег в лице Led Zeppelin и Deep Purple. Ну что, заинтриговали?!

Это первая хардовая формация, разработавшая стабильную формулу успеха – непрерывные гастроли, постоянный и непосредственный контакт со своими поклонниками. Догадались, кто это?!

Ее упорно замалчивали критики (редкие их рецензии на деятельность музыкантов были пропитаны яростной неприязнью), игнорировали музыкальные радиостанции и телевидение, люто ненавидели представители старшего поколения. Тем не менее, наши герои были кумиром американской молодежи, имея восторженный прием у миллионов (это в то-то время!) фэнов. Вьехали, наконец?!

Страницы с текстом из журнала. Фотографии тут "левые", посвященные другим группам
Страницы с текстом из журнала. Фотографии тут "левые", посвященные другим группам

Последняя подсказка: это первая рок-группа, выпустившая подряд 10 «платиновых» альбомов (к настоящему времени общий тираж их пластинок составляет около 90 миллионов экземпляров)!!!

Итак, без всякого сомнения, это GRAND FUNK RAILROAD!!!

Базой для создания коллектива будущих Grand Funk Railroad стала группа из Флинта (штат Мичиган) под названием Jazz Masters, руководимая Дональдом Бревером (Брюером). В составе последней вместе с Доном (ударные, вокал) играли Марк Фарнер (соло-гитара, вокал, клавишные) и Терри Найт (ведущий вокал, гитара). В начале 66-го по инициативе последнего (настоящая его фамилия Нэпп, родился 9 сентября 1943 г. во Флинте) в том же составе группа стала выступать под новым именем The Pack.

Уже в 1966 году Terry Knight & The Рack (чаще коллектив называли именно так) попали с одной из своих песен в «Топ 40» самого «Биллборда». Но это была лишь мимолетная удача - в дальнейшем выступления артистов из Флинта проходили без особого успеха (то же можно сказать и о дебютном альбоме, увидевшем свет в ноябре 66-го на «Лаки Илевен»). Тогда-то и родилось решение создать новый проект…

На видео: Марк Фарнер (на вокале) и группа The Рack в 1968 году. На барабанах - Дон Брюер, за органом - Крейг Фрост (оба - будущие "грандфанкофцы")

В конце 1968-го на основе The Pack (были также приглашены несколько музыкантов из ряда составов Флинта и других городов Мичигана, в частности, Мел Шехер из Question Mark& Mysterians) Терри Найтом и Сo был создан рок-ансамбль Grand Funk Railroad.

Музыкальный стиль группы (тяжелый блюз), ее имя (это название узкоколейной железнодорожной ветки в штате Мичиган) и ее имидж (»хиппи») - все это было «дите мозга» Терри Найта. После ряда перестановок сформировался прочный состав: Марк Фарнер (род. 29.9.48 г.) - соло-гитара, вокал, пианино, гармоника; Дон Бревер (род. 3.9.48 г.) - ударные, вокал; Мел Шехер (Шечер, род. 8.4.51г.) - бас-гитара, вокал. Все они были уроженцами Флинта, кроме басиста Мела (родился в Овоссо), сотрудничавшего с остальными еще в рядах Јazz Masters.

Сам Терри Найт на первых порах пел и иногда играл на ритм-гитаре, успешно исполняя при этом также роль продюсера и администратора (начинавший свою карьеру диск-жокеем на самой большой радиостанции Детройта «Си-Кей-Эл-дабл Ю» Терри имел кое- какие связи), но вскоре полностью переключился на менеджерскую деятельность, передоверив микрофон Фарнеру.

Вырезка из журнала HR Pilorama, 1993 г. с дискографией GFR
Вырезка из журнала HR Pilorama, 1993 г. с дискографией GFR

Так был сформирован GFR (возьмем для удобства это сокращение), проект, ставший с самого начала правофланговым американского тяжелого рока. Этому в значительной мере способствовал подбор способных инструменталистов, а также активная деятельность по рекламе и популяризации коллектива его менеджера и экс-вокалиста. Время показало, что певцом он был посредственным, зато как бизнесмен Найт был просто незаменим: недаром в начале 70-х наряду с самим Биллом Грэмом он считался одним из лучших американских промоутеров.

Став импресарио группы, Т. Найт первым делом занялся ее рекламой. Очень скоро музыканты переехали в Детройт (оттуда они позже переберутся в Нью-Йорк), где вскоре стараниями того же Найта был заключен контракт с фирмой грамзаписи «Кэпитол Рекордз».

Публичный дебют нового коллектива состоялся в октябре 1969-го на поп-фестивале в Атланте перед 125-тысячной аудиторией. Также в конце года вышел дебютный альбом «On Time», который чаще называют просто «The First Album» (в Европе, включая Англию, издан годом позже), и тут же стал «золотым», разойдясь миллионным тиражом.

Вместе с альбомом музыканты записали и первый свой сингл-хит «Машина времени». Почти все вещи диска написал и спел Марк Фарнер (этот приоритет сохранится надолго), иногда солировал и Бревер.

Что же представляла собой музыка группы? Молотоподобное звучание одновременно солирующих инструментов, шквал гитарных пассажей, тяжесть, которой ранее не слыхивали, и громкость, за которую GFR нещадно начали критиковать и за которую их даже не пустили на радио, хотя выступление группы было заранее оговорено.

Популярность GFR у молодежи росла стремительно, успех был огромным, только в 1970 году группа обнародовала три лонгплея, в короткий срок расхватанных фэнами. 1970-й год сделал хэви-роковое трио самой известной рок-группой Штатов, а Терри Найта – наиболее влиятельным менеджером-антрепренером в рок-музыке вообще!

Здесь вновь надо подчеркнуть, что, несмотря на обожание и даже поклонение со стороны молодежной публики, группа была встречена рок-критиками насмешками и даже презрением, ее работы подвергались всяческим нападкам и оголтелой критике. Вот образец наиболее «мягкой» критики:

«Трио Grand Funk Railroad - раздражающе громкая американская хэви-метал группа, один из первых составов США этого безумного стиля. Создан коллектив был в Мичигане в конце 1969-го и в настоящее время считается самой громкой рок-группой в мире - мощность звука их аппаратуры часто превышает 135 децибел. Кстати, для здоровья человека вредно длительное восприятие громкости в 90 дб, длительный звук громкости в 155 дб вызывает ожоги, а громкость в 180 дб - смертельна для человека. Для наглядности: шелест листьев - 10 дб; тарахтение мотоцикла - 104 дб; раскаты грома 112 дб; группа Led Zeppelin - 123 дб; группа Slade - 127 дб... Эти волосатые и неопрятные парни собирают на свои концерты-шабаши таких же чокнутых, как они сами»...

Справедливости ради, все же отметим, что затем, во многом благодаря опять же деятельности Терри Найта, группе было сделано прочное паблисити, в том числе и с подачи лояльной прессы.

Так или иначе, GFR сразу же стали лидером так называемого «подпольного», «прогрессивного» американского рока. Состав быстро приобрел широченную аудиторию поклонников своими буйными концертами. При этом творчество трио отличалось высокой плодотворностью: ежегодно выпускалось в среднем по две долгоиграющие пластинки и несколько синглов. Как правило, альбомы группы после своего выхода сразу же возглавляли национальный хит-парад по опросу читателей журналов. По тем временам GFR были воистину выдающимся коллективом!

На видео: 1969 год. "Гранд Фанки" исполняют кавер на песню группы Animals. Но этот кавер на долгие десятилетия стал визитной карточкой именно GFR, а не прославленных "Энималс".

В Англии и соседних с ней странах тогда за корону «королей тяжелого рока» боролись Deep Purple, Led Zeppelin, Black Sabbath и Uriah Heep, в Штатах такой проблемы не существовало группой - №1 были GFR, которые в 1971 году побили рекорд The Beatles по скорости распродажи билетов на свои представления. Более того, к тому времени проект уже считался самым известным «тяжелым» трио в мире, затмив таких «монстров» 60-х, как Cream и Jimi Hendrix Experience...

Все лонгплеи первого этапа творчества GFR (то есть периода работы с коллективом Терри Найта) были удостоены «золотых» и «платиновых» (тираж более миллиона) дисков. Последняя совместная пластинка Найта и музыкантов группы называлась «Live Album» (1970) и представляла собой двойной концертник. Диск «Е Рluribus Funk» (1971) создавался вместе с Найтом, но записывался и поступил в продажу после его ухода.

Первые работы отличались свежестью музыкального языка, яркими и порой неожиданными звуковыми эффектами и находками. Ярким примером тому служат лонгплеи «The First Album», «Grand Funk», «Closer To Home», «Survival» и уже упоминаемый «Live Album». С самого начала группу отличало не совсем обычное для хэви-рока многоголосное пение и некоторое влияние негритянской музыки «соул». Как это и не покажется странным, но именно лирические номера с широким применением вокала удавались парням гораздо лучше, чем «чистые» хард-роковые композиции.

Вскоре после распада в 1972 году союза с Найтом популярность наших героев стала падать: подавляющее большинство новых работ являлись уже примером самоповторения, были сделаны по твердо устоявшемуся штампу: «Е Рluribus Funk» («проснувшиеся» американские критики посчитали диск почему-то наиболее зрелой работой, в которой, по их мнению, не только полностью раскрылись композиторские способности Марка Фарнера, но и тексты песен были вполне зрелыми, затрагивающими важные темы, например, песня «Люди, остановите войну» и другие.

Но, несмотря на явный самоплагиат, многие пластинки второго периода также собрали богатый урожай «золота»…

Итак, 1973 год стал началом падения популярности группы не только за рубежом (в Европе GFR тогда ставили на четвертое место после «пеплов», «цеппелинов» и «сэббетс»), но и на родине, где интерес к утяжеленному блюзу стал сходить на нет. Этому предшествовали определенные события приведшие в итоге к внутреннему расколу коллектива.

Во-первых, Терри Найт с 1970 года, продолжая работу с трио, стал продюсером Bloodrock, которые за короткое время стали необычайно популярны по всей стране. Но вместе с тем был ослаблен его контроль над деятельностью своих питомцев из Флинта...

Во-вторых, сильно обострились отношения между Терри и лидером группы Фарнером, обвинившим менеджера в том, что он «зажимает инициативу музыкантов, навязывает им свои вкусы, игнорирует их мнение, не терпит возражений» и т. д. и т. п. Марк даже обвинил Терри и фирму грамзаписи «Браун Бэг Рекордз» (филиал компании «Капитол») в присвоении ими крупных денежных сумм...

В- третьих, и это, на наш взгляд, главное - время тяжелого рока (в том его виде, разумеется) уже давно ушло.

Еще несколько слов о разрыве музыкантов с Найтом. Открытый раскол произошел в конце 1971-го: Фарнер со товарищами выдвинул против своего босса (и фирмы, как уже упоминалось) чудовищный иск в пять миллионов долларов (один миллион относился на счет Терри Найта)... После долгого судебного разбирательства иск был... удовлетворен! Официальное оформление «расторжения брака» было закончено лишь в 1973 году. Вскоре после того, как Найт и GFR расстались, от Терри в начале 1972-го «ушли» также и Bloodrock, на этот раз это правда, обошлось без иска и судебного разбирательства; но не у дел маэстро не остался и через некоторое время начал работу с Mom’s Apple Pie и Wild Cherry...

Вернемся, однако, к трио, попытавшемуся продолжить серию своих бестселлеров («We're an American Band», «Shinin' On» и др.) под руководством продюсера Тодда Рандгрина, начавшего сотрудничать с группой с 1973 года (до него пользовались услугами Билла Грэма, выведшего в люди Грейс Слик. В нескольких словах об этом известном в мире рок-н-ролла человеке.

Тодд - бывший участник популярного в Америке рок-состава Nazz (не путать с первой группой Элиса Купера), известен также по сотрудничеству с Badfinger, Fanny, Sparks и New York Dolls. В 1973 году Рандгрин также создал свой проект под названием Utopia...

В том же году коллектив стал квартетом: группе явно не доставало хорошего клавишника (причем, свободного), и поэтому к ребятам присоединился их старый приятель органист Крейг Фрост (род. 20.4.48 г.), владевший также гитарой и неплохо поющий. Тогда же название коллектива было сокращено до GRAND FUNK (GF), видимо, чтобы разозленный Терри Найт не смог выдвинуть претензий о своих правах на него...

Дебютировал новый участник на диске «We're an American Band», мнения о котором разделились. Одни специалисты назвали его «лучом света в темном царстве», другие посчитали его неудачей группы, которая, по их мнению, ничего нового не продемонстрировала. Так или иначе, но альбом этот стал популярным, и популярным не только в США, но и во многих странах Старого Света. Большую роль в этом сыграла и рекламная кампания, организованная новым менеджером квартета Джоном Ли Истмэном, юристом по образованию, братом жены Пола Мак-Картни, его другом и представителем его финансовых интересов.

Да, особенно от критиков досталось дебютанту:

«Крейг Фрост ничего нового в группу не внес (противники данного мнения утверждали напротив, что он разнообразит музыкальную палитру - прим. авт.), а более того, отодвинул на второй план знаменитый звук гитары Фарнера, которым славились ранние работы»...

Казалось, что музыканты обрели «второе дыхание» (несмотря на критику)... Но надеждам, появившимся с выходом альбома «We're an American Band», не суждено было сбыться - лучшие времена группы все же остались позади. В середине 1976-го начался явный, причем стремительный спад в биографии Grand Funk, вступивших в затяжную полосу кризиса. Группа вот-вот готова была развалиться.

Новой попыткой, новым шагом по оживлению интереса к творчеству GF (новое сокращение) стал переход группы на попечение всемирно известной фирмы грамзаписи «Эм-Си-Эй Рекордз» и начало работы с легендарным рок- музыкантом и продюсером Фрэнком Заппой. Фрэнк - известнейший рок-гитарист, композитор и аранжировщик, бывший руководитель популярного состава Mothers Of Invention, владелец собственной студии звукозаписи - попытался выручить ребят, став продюсером их последнего (как оказалось) лонгплея «Good Singin', Good Playin'» (1976).

Но все попытки оживить творчество, предпринятые вслед за кратковременным успехом 1973 года, увенчались полным крахом. Выпустив за последующий период с полдюжины совершенно безликих пластинок (все они так или иначе сборники), GF распались в конце 1976-го (спустя несколько лет на прилавках магазинов стали иногда появляться некоторые старые, переизданные заново альбомы группы и сборники их лучших вещей прошлых лет)...

Причины кризиса и распада?

Главным, на наш взгляд, было то, что инструментальные композиции Grand Funk последнего периода их творчества (на этом периоде им отдавалось преимущество) просто не выдержали конкуренции с аналогичными британскими. Безусловный лидер и автор практически всех лучших вещей группы (кроме произведений собственного сочинения музыканты также с успехом исполняли номера других музыкантов и композиторов) соло-гитарист Марк Фарнер оказался значительно слабее своих английских конкурентов Джимми Пейджа из Led Zeppelin ( в США, кстати, «цепеллинов» долгое время пренебрежительно называли «английским эквивалентом Grand Funk Railroad ) или Ритчи Блэкмору из Deep Purple...

Тем не менее, подводя итог творческого пути группы, можно смело утверждать, что GFR были родоначальниками американского тяжелого рока, и их деятельность оказала огромное влияние на дальнейшее развитие стиля рок-н-ролл в целом, которое трудно переоценить.

Что было потом?

В 1977 году Фарнер, не долго думая, нарулил сольник «Mark Farner», а годом позже, собрав собственный состав, записал лонгплей «No Frills»...

Шехер, Бревер и Фрост, сохранив костяк GFR, нарекли себя Flint, куда заарканили гитариста-вокалиста Билли Элуэрди (партии второй гитары взял на себя басист-вокалист Мел Шэхер), но, разродившись в 1979 году одноименным альбомом, разбежались кто куда... Фрост и Бревер, в частности, оказались под крышей группы Боба Сигера Silver Bullet Band...

В начале 80-х, когда развилась и окрепла «новая волна тяжелого металла», а вместе с ней возрос и интерес к «тяжелой» музыке, многие ветераны стиля посчитали необходимым реанимироваться. Не миновала сея чаша и наших подопечных. В январе 1981-го Марк и Дон, рекрутировав из Mark Farner Band басиста Денниса Беллинджера, «всплыли» под своим первоначальным названием.

Вслед за этим последовало большое гастрольное турне по Штатам, а в октябре того же года вышел альбом концертных записей турне «Biographies» (второе название - «Grand Funk Road Alives»). Прежде чем окончательно сказать «гуд бай» в 1983 году, трио тогда же опубликовало совершенно безликую пластинку «Whats Funk?»...

Дон Бревер вернулся к Бобу Сигеру, где вновь объединил усилия с Крейгом Фростом... Шэхер тем временем, перебравшись из Детройта в Нью- Йорк, открыл школу для начинающих бас-гитаристов... А что же лидер группы, Марк Фарнер?

Сначала он вернулся к сольной карьере, сколотив для этого сольный проект из Фила Хигги (ударные) и Боба Карлиси (бас-гитара), с которыми в 1990 году записал диск «Just Another in Justice» а затем, по некоторым сообщениям, бросил якорь на своей ферме, где занялся разведением племенных коров. Перед этим общественно полезным делом неугомонный Марк пытался даже дирижировать симфоническим оркестром, но с этим делом, как и с сольной деятельностью, у него ничего не выгорело...

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О GRAND FUNK RAILROAD НА МОЁМ КАНАЛЕ:

«Grand Funk Lives», 1981 г. ~ прекрасный типичный альбом Grand Funk Railroad, не понятно только, почему он провалился

Почему альбому Grand Funk Railroad «Good Singin', Good Playin'» 1976 г. не помогли даже таланты Фрэнка Заппы?

Альбом «All the Girls in the World Beware!!!» 1974 года ~ последний успех в биографии Grand Funk Railroad

Альбом Grand Funk Railroad «E Pluribus Funk», 1971 г. ~ это фактическая вершина творческого пути группы

Дебютный альбом Grand Funk Railroad «On Time», 1969 г., записывался уже очень опытными музыкантами