Найти тему

Подросток: «Я тут новенький!»

Оглавление

История о том, как родители под благовидным предлогом вероломно перевели ребёнка в другую школу, часто возникает на консультациях у психолога уже взрослых людей. Удивительно, но факт: в подростковом возрасте смена школы может стать триггером проблем. Особенно если это происходит в 11-14 лет. Как помочь? Разберёмся вместе с Ларисой Викторовной Носовой, психологом, старшим преподавателем ИНО МГПУ.

Патология? Норма!

Период «нормальной патологии» – так квалифицировала подростковый возраст отечественный учёный, психолог Лидия Божович. Действительно, то, что обычно рассматривается как отклонение от нормы, в подростковом возрасте не является таковым.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Подросток пробует этот мир на прочность, исследуя границы дозволенного. Он не всегда способен понять себя, не всегда может управлять собственными чувствами и поступками. Вспомните себя в подростковом возрасте – часто это очень непростой период жизни с ничтожной самооценкой. Есть и физиологические причины, описанные специалистами и подтвержденные исследованиями, не позволяющие подростку проживать этот период стабильно и радостно.

На фоне естественной сепарации от родителей главным становится принятие подростка референтной группой сверстников. В ситуации перехода в новую школу окружение сверстников меняется. Надо заново выстраивать отношения, чтобы занять «своё» комфортное место в новом сообществе.

Даже в суде с 10 лет принято спрашивать мнение ребёнка

Если по какой-то причине вы планируете поменять школу, обязательно проговорите с подростком грядущие перемены. Расскажите подробно о причинах, спросите, что он думает об этом. Поделитесь своими чувствами, тревогами. Обсудите все возможные варианты: пусть это решение будет совместным. Если подросток причастен к принятию решения, ему будет легче и взять на себя ответственность за его последствия. Жизненные ситуации бывают разные. Не исключено, что, поговорив с ребёнком, вы выберете другой вариант. И это станет вашим совместным решением.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Не все, кто гуляет, потерялись

Если ваш ребёнок прирожденный коммуникатор, легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, обретает новых друзей и пользуется среди них авторитетом, то беспокоиться не о чем – новая школа даст ему новые возможности. Если это не так, то важно заранее продумать, чем можно помочь в этой ситуации.

В открытом доступе много простых и толковых советов от школьников, которые меняли школу и благополучно адаптировались в новом коллективе. Среди них:

  • не стесняться спрашивать учителей,
  • быть вежливым,
  • не рассказывать про себя небылиц,
  • не критиковать происходящее,
  • использовать юмор и др.

Чтобы не заучивать правила поведения на все ситуации, возможные в новой школе, можно придумать метафору.

Например, приходя в гости, мы выполняем правила, принятые у хозяев. Кладём верхнюю одежду в определенное место, спрашиваем, где что находится, ведём себя доброжелательно и т.п.

В путешествии мы настроены на открытое восприятие: кого мы встретим в новом городе, какие привычки у местных жителей, как понять кто у них главный и как лучше общаться?

Важно, чтобы метафора вызывала отклик у подростка, поэтому лучше создавать её совместно или даже отдать в этом вопросе инициативу ребёнку. Такое простое действие может помочь тонко подстроить поведенческие реакции, способствующие адаптации в новом коллективе, и создать позитивный настрой.

Внимание: деформированный педагог!

Существуют рекомендации для педагогов в ситуации появления нового учащегося в классе: представить его одноклассникам, дать время на самостоятельную адаптацию на уроке (не спрашивать до поры до времени), интересоваться увлечениями, назначить наставника и т.п. Но бывает и так, что педагоги настороженно воспринимают нового учащегося, и в группе срабатывает механизм «свой-чужой».

Это происходит неосознанно, вследствие профессиональной деформации или эмоционального выгорания учителя. Так работает восприятие: свои – понятные, близкие, хорошие, многое прожито вместе. Чужой – непонятный, а значит, может стать источником угрозы, надо на него тратить время и силы.

Ошибаясь, педагоги могут устраивать проверки знаний, акцентировать внимание класса на новичке, в худшем случае – запустить процесс травли. Что делать при буллинге, мы неоднократно писали – не будем повторяться. Если травли нет, но педагог не способствует адаптации в классе, родителю нужно спросить ребёнка, какая помощь ему нужна.

Не всегда подросток хочет активного вторжения родителей в школьную жизнь, и с его мнением нужно считаться. Часто лучшее, что может в этой ситуации сделать родитель – снизить свои требования к успеваемости подростка и набраться терпения. Нужно время для того, чтобы подросток самостоятельно справился с ситуацией – не лишайте его такого важного жизненного опыта!

Разумеется, если ребёнок просит ему помочь, это веская причина пообщаться с классным руководителем, школьным психологом, завучем и, возможно, директором школы.

В любом случае проверьте ресурсы – свои и подростка, – которые помогут ребёнку адаптироваться в новой школе. Если ему не хватает знаний, нужно организовать дополнительные занятия. Если подростку нужны понимание и поддержка – возьмите на себя труд поддерживать и понимать.

Совершенно точно любому подростку нужны здравомыслящие, живущие активной жизнью, любящие, неидеальные родители, с которыми он будет полноценно проживать часть своей жизни, считывая адаптивные модели поведения.

Переводите в новую школу ученика начальных классов? Вам поможет статья Ларисы Викторовны, опубликованная в сентябре.

Л.В. Носова, психолог, старший преподаватель ИНО МГПУ. Фото: mgpu.ru
Л.В. Носова, психолог, старший преподаватель ИНО МГПУ. Фото: mgpu.ru