Найти тему
Lace Wars

Огненная ночь Чесмы: как русский лейтенант сжег турецкие корабли

Оглавление

Скромный офицер с большой судьбой

Дмитрий Сергеевич Ильин, родившийся в 1737 году в селе Демидиха Весьегонского уезда Новгородской губернии, вряд ли мог предположить, какая судьба его ожидает. Выходец из глубинки, далекой от морских просторов, он тем не менее выбрал путь морского офицера. В 1764 году Ильин окончил Морской корпус в чине мичмана, а к 1770 году дослужился до лейтенанта и занял должность артиллерийского офицера на бомбардирском корабле "Гром".

Казалось бы, обычная карьера флотского офицера, ничем не примечательная. Однако судьба готовила Дмитрию Ильину испытание, которое навсегда впишет его имя в историю российского флота и морских сражений.

Чесменская бухта: ловушка для турецкого флота

В конце июня 1770 года турецкий флот оказался в непростой ситуации. Все корабли противника сосредоточились в небольшой Чесменской бухте, фактически оказавшись в ловушке. Русская эскадра под командованием адмирала Г. А. Спиридова блокировала выход из бухты, лишив турок возможности маневра.

Отряд кораблей во главе с контр-адмиралом С. К. Грейгом начал атаку на противника. Завязалась ожесточенная артиллерийская дуэль, исход которой долгое время оставался неясным. Ни одна из сторон не могла добиться решающего преимущества.

В этой ситуации русское командование приняло смелое и рискованное решение – использовать брандеры. Эти небольшие деревянные суда, нагруженные порохом, представляли собой одно из самых опасных видов оружия ближнего боя того времени. Задача брандера заключалась в том, чтобы вплотную подойти к вражескому кораблю, поджечь его и уничтожить.

Четверо смельчаков на пути к славе

Для выполнения этой опасной миссии требовались добровольцы. Ими стали четверо офицеров: князь Василий Гагарин, капитан-лейтенанты Дугдаль и Макензи (оба англичане на русской службе) и лейтенант Дмитрий Ильин. Каждый из них возглавил экипаж одного из четырех брандеров, направленных в атаку на турецкий флот.

Задача оказалась крайне сложной. Турки быстро заметили приближающиеся вражеские корабли, двигавшиеся медленно из-за большой загрузки. Противник сосредоточил на брандерах мощный артиллерийский огонь.

Удача не сопутствовала трем из четырех смельчаков. Брандеры под командованием Дугдаля и Макензи взорвались, не достигнув цели. Корабль князя Гагарина сумел поджечь турецкий линкор, но тот уже горел от предыдущих попаданий. Казалось, что атака обречена на провал.

Подвиг лейтенанта Ильина

Однако лейтенант Дмитрий Ильин не собирался сдаваться. Проявив незаурядное мастерство, он сумел провести свой брандер сквозь шквал вражеского огня. Искусно маневрируя, Ильин подвел корабль вплотную к борту огромного 84-пушечного турецкого линкора.

Рискуя жизнью, лейтенант лично закрепил абордажные крючья, намертво сцепив свой брандер с вражеским кораблем. Более того, Ильин собственноручно прибил горящий кранец к борту турецкого линкора, фактически подписав тому смертный приговор.

Теперь судьба турецкого корабля была предрешена. От летящих искр на брандере начал воспламеняться порох. В считанные мгновения огонь охватил снасти и паруса линкора. Запасы пороха у орудий начали взрываться один за другим.

Всего через несколько минут после атаки Ильина гигантский турецкий корабль превратился в настоящий плавучий костер, освещавший большую часть Чесменской бухты.

Цепная реакция уничтожения

Лейтенант Ильин и его команда успели вовремя отойти от обреченного корабля. Однако даже сам Дмитрий Сергеевич вряд ли мог предположить, насколько масштабными окажутся последствия его дерзкой атаки.

Пламя с горящего турецкого линкора стремительно перекинулось на соседние корабли. Турецкие моряки отчаянно пытались бороться с огнем, но все их усилия оказались тщетными. Один за другим на кораблях противника гремели мощные взрывы, превращая некогда грозный флот в груду пылающих обломков.

Масштабы катастрофы, постигшей турецкий флот, поражают воображение. В результате пожара в Чесменской бухте были уничтожены:

  • 14 линейных кораблей
  • 6 фрегатов
  • Около 40 кораблей других классов

Человеческие потери противника оказались не менее впечатляющими – погибло около 11 тысяч турецких моряков.

Неудивительно, что на памятной медали, отчеканенной в России в честь Чесменского боя, выбита лаконичная, но исчерпывающая надпись: "Былъ". Пожалуй, сложно найти более точное описание судьбы, постигшей некогда грозный турецкий флот.

Награда нашла героя

Подвиг 32-летнего лейтенанта Дмитрия Ильина не остался незамеченным. За проявленные мужество и отвагу он был награжден орденом Святого Георгия IV степени. Стоит отметить, что эта высокая награда была учреждена в России совсем недавно, и Ильин стал всего лишь 137-м кавалером ордена.

Дальнейшая карьера Дмитрия Сергеевича складывалась вполне успешно. Он получил под свое командование бомбардирский корабль "Молния". Однако состояние здоровья офицера-героя начало ухудшаться, и в 1774 году Ильина перевели в Петербург.

Три года спустя Дмитрий Сергеевич вышел в отставку в чине капитана 1-го ранга. Завершив службу, он вернулся в родные края. 19 июля 1802 года герой Чесменского сражения скончался в своем поместье Демидиха. Похоронили Дмитрия Ильина рядом с храмом Успения Пресвятой Богородицы в селе Застижье Весьегонского уезда Тверской губернии.

Память о герое

Подвиг лейтенанта Ильина не был забыт. Память о нем бережно хранилась в русском флоте на протяжении долгих лет. Имя героя Чесмы носили два эскадренных миноносца, построенных в 1887 и 1916 годах соответственно.

Традиция эта продолжилась и в наши дни. В 2000 году название "Лейтенант Ильин" получил один из тральщиков Черноморского флота России.

Не забыто и место упокоения Дмитрия Сергеевича. Еще в 1895 году на его могиле был установлен величественный надгробный памятник. В 2002-2003 годах монумент был отреставрирован, вернув себе первоначальный вид.

В 2005 году имя лейтенанта Ильина было увековечено в топонимике – одна из улиц Твери теперь носит его имя.

Понравилось? Поставь лайк!