Найти тему
Петр Власов

«Конверсионки» Кольта: «если нельзя, но очень хочется - то можно…»

Оглавление
Кадр из фильма «Поезд на Юму». Все иллюстрации взяты из открытых источников
Кадр из фильма «Поезд на Юму». Все иллюстрации взяты из открытых источников

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: XIX век: эволюция стрелковых боеприпасов и первые казнозарядные револьверы

Описанные в предыдущей статье попытки разных оружейников обойти патентную монополию фирмы «Смит и Вессон» на производство револьверов со сквозными каморами барабана были дополнены подобными же «маневрами» фирмы «Кольт» - основного револьверного «монстра» США, до этого долго господствовавшего на оружейном рынке Америки.

-2

В это время фирма переживала нелегкие времена. В 1862 г. скончался ее создатель и главный двигатель коммерческого успеха – Сэмюел Кольт. Свои наследственные права он завещал ближайшему сотруднику и помощнику – специалисту в оружейном деле Элайше Руту. Однако Рут пережил Кольта всего на три года, и после его смерти распорядительницей всего состояния оказалась вдова главы фирмы - миссис Элизабет Кольт. Не имея навыков управления бизнесом, она передала руководство кампанией своему родному брату Ричарду Джейвису. Тот главным своим сотрудником сделал генерала Уильяма Франклина, имевшего полезные связи в Военном департаменте; а в высшее руководство компании ввел трех ведущих инженеров: Александра Туэра, Чарльза Ричардса и Уильяма Мейсона.

-3

Эти инженеры и занялись вплотную проблемой преодоления монополии Смита и Вессона. Предложение дружков-монополистов о разрешении фирме «Кольт» производить револьверы со сквозными барабанами при оплате ею лицензии в 800.000 долларов, было отметено Джейвисом и Франклином, как слишком невыгодное. И тройке ведущих инженеров фирмы было поручено для начала приспособить к новым патронам старые револьверы своей марки, причем так, чтобы обойти патент Роллина Уайта, гарантировавший фирме «Смит и Вессон» монопольное право на револьверы с просверленными насквозь барабанами. Причем разработка велась под новейшие патроны центрального боя: ведь они, в отличие от менее надежных патронов кругового воспламенения, позволяли существенно увеличить калибр. А это не только освобождало «Кольт» от судебных разборок по поводу нарушения патента «Смит и Вессона» на патрон бокового огня, но и обеспечивало интерес к крупнокалиберному оружию особого, оптового покупателя – армии США (чего не предусмотрели Смит и Вессон со своими патронами «гражданских» .22 и .32 калибров).

-4

В 1868 г. Александр Туэр запатентовал свой «хитрый» барабан. Он вроде бы и не был просверленным насквозь… хотя все же был просверлен; но главное - барабан Туэра не нарушал патент Уайта! Этот барабан состоял из двух частей: самого барабана со сквозными каморами, и сцеплявшимся с ним в задней части толстого кольца; входя в зацепление, эти детали создавали единую конструкцию без сквозной сверловки. Патроны в барабан Туэра вставлялись спереди; они были разработаны тем же Туэром и имели слегка конические втулки. Вдавленные в каморы, эти патроны удерживались в них трением достаточно плотно. Внутри заднего кольца находилась плоская пружина с коромыслом и двумя бойками. Один боёк стоял на уровне ствола напротив капсюля в донышке верхней гильзы, другой же (нижний) коромыслом был пока отведен назад. При стрельбе курок бил по первому бойку, тот пружинил и ударял по капсюлю патрона, производя выстрел. Отстрелявшись, владелец револьвера опускал оружие, при помощи рифленого рычажка на кольце поворачивал его так, чтобы коромысло подвело под удар курка второй боек, и отщёлкивал курком шесть раз подряд. При этом второй боек бил по донышку стреляной гильзы и выбрасывал её через переднее отверстие в барабане. Таким образом, Туэр создал оригинальное устройство, позволявшее не только стрелять из этого револьвера, но и относительно быстро разряжать его!

-5

Размеры нового барабана с кольцом были подогнаны под уже давно выпускавшиеся и очень распространенные ударно-капсюльные револьверы Кольта; они продавались как в комплекте с капсюльными револьверами, так и отдельно, чтобы владельцы уже давно купленных Кольтов могли бы вставлять его в свое оружие взамен обычного капсюльного барабана. В итоге по выбору стрелка и условий, в которых он находился, револьвер можно было попеременно использовать как с исходным ударно-капсюльным барабаном, так и с новым, доработанным под унитарные патроны.

Создание такого «конструктора двойного исполнения» имело в то время важный коммерческий смысл. Ведь революция в оружейном деле, вызванная разработкой унитарного металлического патрона, не могла сразу же совершить переворот во взглядах покупателей. Люди за многие десятилетия пользования ударным оружием привыкли к нему, и руководство фирмы «Кольт» отлично понимало, что необходимо не только произвести новое оружие в достаточно больших количествах, но еще и убедить в преимуществах новинки клиентуру, успешно пользовавшуюся старыми образцами вооружения. К тому же люди, более всего нуждавшиеся в оружии, чаще всего жили вдали от больших городов – на Диком Западе, в землях, только недавно отторгнутых у индейских племен, а то и вовсе только начинавших отторгаться. И они не могли сразу же преодолеть силу застарелых привычек, и быстро перейти на новое оружие. Тем более, что новинка стоила дорого, и человек, вполне довольный своим старым ударно-капсюльным револьвером, не видел нужды с ним расставаться и не понимал, ради чего ему разоряться на приобретение чего-то другого. Да и первые металлические патроны с кольцевым боем, в уже распространившихся Смит-Вессонах, еще сильно уступали в мощи зарядам ударных револьверов. И потому часто вступавшие в перестрелки с индейцами переселенцы, в отличие от живших в более спокойных условиях горожан, боялись оказаться плохо вооруженными – малокалиберные «Смиты» особого доверия у них не вызывали.

-6

На Диком Западе имелось много маленьких рынков и базарчиков, на которых торговали и черным порохом, и свинцом для отливания пуль и затравкой (капсюлями). А вот купить металлические патроны, да еще найти нужный калибр было куда сложнее. Так что «старые» револьверы еще долго оставались в ходу даже после появления нового оружия с металлическими патронами. Требовалось время, чтобы в этот переходный период не только наладить массовое производство и постоянную доставку в отдаленные районы страны унитарных патронов и оружия к нему, но и чтобы психологически приучить потенциальных клиентов к новинкам, и убедить их в преимуществах казнозарядного оружия. Вот для этого фирма «Кольт» и организовала доработку «старых» револьверов, начав выпускать отдельные барабаны под унитарные патроны, которые можно было устанавливать в капсюльные револьверы вместо прежних ударных барабанов, или снимать их, если доставка патронов в данный район по каким-либо причинам задержалась….

По этим причинам завод Кольта продолжал выполнять такую конверсионную доработку для владельцев ударных револьверов еще очень долго – даже после поступления в продажу знаменитой модели 1873 г. «Peacemaker», ставшей впоследствии невероятно популярной. В общей сложности оружейный завод в Хартфорде приспособил под металлические патроны около 46.000 старых револьверов Кольта различных типов (включая и те, что описаны ниже). Из них заново произведенных Кольтов Арми обр. 1860 г. калибра .44 в комплектации сразу с двумя барабанами разных типов было изготовлено 5.000 штук.

-7

Одновременно с этим производством фирма все в тех же условиях монополии «Смит и Вессона» на сквозной барабан вела работу по упрощению и удешевлению производства своих барабанов под унитарные патроны – ведь система Туэра, разработанная в спешке, была все же достаточно сложной и дорогой. К тому же продажа целого револьвера приносила более высокую прибыль, чем продажа одного лишь барабана, и потому инженеры «Кольта» взялись модернизировать наиболее ходовую модель «Арми» .44 калибра обр. 1860 г. в новый револьвер – «с прицелом» на приближение окончания срока действия патента Уайта. Конверсией этого револьвера занялись Чарльз Ричардс и Уильям Мэйсон. Пока патент Уайта был еще в силе, Ричардс, используя идею Туэра имитировать вид барабана как якобы «несквозного», создал новое заднее кольцо, но не такого сложного устройства, как у Туэра.

-8

В нём в верхней части поначалу имелся выступающий подпружиненный боек-переходник (видно на первом фото в заголовке статьи), но вскоре вместо него там просто просверлили небольшое отверстие для бойка, теперь намертво вделанного в курок (чтобы он бил прямо по капсюлю патрона). А справа в кольце Ричардс сделал полукруглый вырез, закрывавшийся откидывающейся в сторону подпружиненной заслонкой с небольшим козырьком. Визуально кольцо с закрытой заслонкой полностью закрывало сзади каморы (патент Уайта вроде бы не нарушен); но откинутая в сторону заслонка открывала одну из камор сзади, позволяя поочередно загружать барабан патронами с казны! При этом «старо-новая» форма курка позволяла стрелять как патронами центрального боя, так и патронами бокового огня, что расширяло возможности оружия. А над ускоренным удалением отстрелянных гильз потрудился Мэйсон, разработавший и запатентовавший эжектор гильз. Это была полая трубка с подпружиненным штоком выбрасывателя внутри, крепившаяся вдоль ствола справа. Прежний рычаг досылателя порохового заряда в барабан (находившийся на капсюльных Кольтах под стволом) был упразднен за ненадобностью.

-9

С 1871 г., после того, как закончился срок патента Уайта, производство этого револьвера продолжили уже без ставшего ненужным кольца-имитатора, с нормальным удлиненным барабаном сквозной центровки (откидную заслонку, удобную для загрузки патронов в барабан, стали теперь монтировать на тыльнике рамы револьвера). Но таких револьверов с нормальным сквозным барабаном выпустили всего 7.000 штук, а в 1872 г. их производство прекратили. Этот Кольт обр. 1971 г. назывался «Colt Open Top»; предшествовавшие ему точно такие же револьверы, но с еще запирающим сквозную сверловку барабана кольцом в литературе именуются «конверсией Ричардса-Мэйсона»…

-10

Под производство «конверсий Ричардса-Мэйсона» и «Colt Open Top» были использованы имевшиеся в значительном количестве залежи уже изготовленных ранее деталей от ударно-капсюльных Кольтов, которые в новых условиях просто не имело смысла пускать в продажу в первоначальном виде. Некоторая небольшая часть «конверсий» была приспособлена под патроны бокового боя малых калибров; но большинство револьверов имели калибр .44, как более «убойный» и потому особо популярный среди покупателей. В этом калибре были изготовлены и все «Colt Open Top» - руководитель фирмы Ричард Джейвис надеялся через генерала Франклина «сбагрить» всю партию этих револьверов армии. Но – не удалось: армейцев больше не устраивала прочность незамкнутой разъемной рамы револьверов, характерной для всех капсюльных Кольтов, остававшейся и у конверсий. Поэтому фирма «Кольт» отправила свой «Open Top» в свободную продажу, и занялась разработкой нового револьвера с замкнутой рамой, вылившейся в создание знаменитого «Писмейкера», ставшего впоследствии поистине легендарным оружием…

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: XIX век: эволюция стрелковых боеприпасов и первые казнозарядные револьверы

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Colt «Peacemaker» – плюющийся свинцом «Миротворец»

Список других статей канала, посвященных американскому оружию и армии США в XVIII – XIX вв., НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Список других статей канала, посвященных теме «История оружия» можно найти ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.