Никто не знает, где находится граница между рассудком и сумасшествием. А для творческих людей черта, отделяющая гениальность от безумия становится почти невидимой. Необыкновенный подъем сил в моменты вдохновения внезапно сменяется апатией и безразличием. Между этими двумя состояниями сотни великолепных произведений, оставленных в назидание потомкам.
Имя Сергея Есенина (1895-1925) прочно вошло в историю русской литературы. Он был одним из самых ярких и противоречивых поэтов Серебряного века, чья жизнь и творчество стали символом бунтарского духа и трагического финала.
Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году в деревне Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. С раннего возраста он проявил любовь к природе и народной культуре, что позже отразилось в его творчестве. В 1912 году Есенин переехал в Москву, где начал писать стихи и публиковаться в периодических изданиях.
В начале своей карьеры Есенин был одним из основателей “имажинизма”, литературного направления, которое отличалось яркой образностью и эмоциональностью. В стихах этого периода он воспевал красоту русской природы, любви и народной культуры. Среди самых известных произведений этой эпохи - “Гой еси, русь”, “Клен ты мой опавший”, “Чёрный человек”.
В 1910-х и 1920-х годах Есенин быстро завоевал популярность как поэт. Его стихи отличались яркой эмоциональностью, простотой и народностью языка. Он часто читал свои стихи на публике, собирая полные залы.
Однако, позже в творчестве Есенина появились мотивы тоски, безнадежности и саморазрушения. Он переживал духовный кризис, связанный с революцией и с изменениями в русском обществе. В этом периоде он написал стихи, в которых отразилась его трагедия и противоречия его души.
28 декабря 1925 года Есенин был найден повешенным в гостинице “Англетер” в Ленинграде. Причина смерти остается неизвестной, но предположительно это был суицид.
А теперь давайте разбираться, что подтолкнуло писателя на этот шаг ?
Влияние алкоголизма на творчество Сергея Есенина исследовалось многими, но далеко не все обращали пристальное внимание на его детство и юность. Отношения его родителей были конфликтные. Возможно, отсюда берет начало чувство ущербности у ребенка, обделенного заботой и вниманием и ставшего практически сиротой при живых родителях. Уже в школьном возрасте поведение Сергея отличалось неуравновешенностью. У него, единственного из всего класса, была, по свидетельству учителя Евгения Хитрова, пятерка с двумя минусами по поведению. Правда, родные отмечают, что его вспыльчивость сопровождалась быстрой «отходчивостью», сердиться он долго не мог.
Впервые он предпринял попытку суицида в 17 лет и подробно описал ее в письме своему другу юности Марии Бальзамовой. Через год Есенин написал товарищу Григорию Панфилову, что ему посоветовали обратиться за психологической помощью:
«Меня считают сумасшедшим и уже хотели было везти к психиатру, но я послал всех к сатане и живу, хотя некоторые опасаются моего приближения».
С переездом в Москву за Есениным закрепилась слава «горького пропойцы». К 1924 году у него уже имелся полный набор симптомов хронического алкоголизма: частичные провалы памяти, белая горячка и галлюцинации.
Сформировавшуюся алкогольную зависимость утаить довольно трудно любому человеку, да Есенин к этому и не стремился. Он сознавал, что влечение к эпатажному поведению происходит из внутренних побуждений и не является наигранным, поэтому легко признавался в стихах: «…без этих чудачеств я прожить на земле не могу».
В конце 1923 года после товарищеского суда Есенин был вынужден госпитализироваться в «санаторий для нервнобольных». В это время поэт уже вплотную подошел к той стадии заболевания, когда в воображении «тяжело больного человека появились “преследователи”. Однажды, когда ему показалось, что пресловутые враги подобрались к Пречистенке, он спрыгивает со второго этажа и заставляет извозчика гнать во весь опор, чтобы оторваться от них. Поэт запасается длинной веревкой и рассказывает, не скрывая своего торжества, как будет по этой веревке спускаться с седьмого этажа, чтобы оставить с носом своих “преследователей”».
Милиция ему попустительствовала, но без внимания хулиганства все-таки не оставляла. На Есенина было заведено несколько уголовных дел, но ни одно из них не было доведено до суда, так как поэт сразу уезжал в другой город. Впрочем, если бы власти очень захотели наказать уже ставшего популярным поэта, то нашли бы его в любом уголке России.
В поэме «Черный человек» (1925 год) поэт откровенно признавался в своем душевном неблагополучии. К своей суицидомании поэт относился «философски»:
«В этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей».
Свою горькую смерть в «Англетере» поэт предсказал еще в 1916 году пронзительными словами: «В зеленый вечер под окном на рукаве своем повешусь…» И эпитафию себе Есенин сочинил не без идеи, но с чисто алкогольной метафорой: «Любил он родину и землю, как любит пьяница кабак».
В заключение хочется сказать, что данным видом "заболевания" отличался не только Сергей Есенин и этому есть объяснение.
Диапазон психологического восприятия гениальных людей всегда значительно отличается от распространенного в их эпоху общественных представлений. И в первую очередь, это касается, конечно, поэтического восприятия. Для рождения поэтического образа, легкокрылой метафоры, требуется «набор» определенных психологических составляющих, помогающих в творчестве, и осложняющих, к сожалению, часто бытовое существование автора. Часто это приводит к излишней экзальтации поэтической натуры, не примиряющейся и порывающей с сознательным восприятием жизни. Любой гений вынужденно платит за свой талант часто отчуждением окружающих, не принимающих сложность их бытового поведения. Хотя надо отметить, что отчуждение обществом совсем не говорит об их гениальности. Кропотливое копание в чертах характера гениев не является насущным, потому, что каждый из них оставил нам свое великое творение, за что мы их любим и почитаем. Но нам трудно бывает порой понять их современников, не очень уважительно обращавшихся с трудными характерами гениев. Но, надо сказать, что не бывает и идеально прожитой жизни, в которой каждый способен совершать ошибки и находиться в плену своих заблуждений.