Не так давно я писал статью про экраноплан «Лунь», который выводили и испытывали в Каспийском море. И тогда я задался вопросом: а есть ли сейчас в Каспийском море военные корабли и зачем они вообще там нужны? Ведь как я рассказывал в ещё одной статье ещё раньше, Каспий ― это не море, это озеро, потому что он не соединяется с мировым океаном, а, стало быть, вывести оттуда корабли или куда-то перебросить их в случае необходимости не представляется возможным (на самом деле он легко может попасть в Чёрное море). Ну и зачем тогда они там? И вот в этой статье постараюсь сам же ответить на свой вопрос.
В министерстве обороны у меня родственников нет, поэтому информацию могу брать только из открытых источников, а они говорят, что сейчас в акватории Каспийского моря находится не менее 36 военных кораблей. Их основные задачи ― бороться с браконьерами, незаконно добывающими рыбу и чёрную икру, охранять торговые пути и разрабатываемые месторождения нефти, следить за порядком в системах речного мореходства, бороться с религиозным экстремизмом и террористами.
Краснознамённая Каспийская флотилия — это одно из оперативных объединений ВМФ. Основная база, отвечающая за Каспийский регион, расположена в дагестанском городе Каспийск с 2020 года. Всего же на сегодняшний день Военно-морской флот России располагает как минимум 70 подводными лодками и 200 военными кораблями различного назначения.
Создана Каспийская флотилия была ещё Петром I и являлась одной из важных составных частей имперского флота Российской империи. В то время Россия ещё не имела выхода к Чёрному морю и не могла строить там своих военно-морских баз, а потому Каспийская флотилия, созданная более 300 лет назад была и самым южным нашим форпостом, и важным элементом экспансии страны в Каспии и близлежащих регионах, и компонентом военного доминирования, если бы в этом возникла необходимость. Важно учесть, что ещё со времён Петра I Россия воспринимает Каспий как свой внутренний водоём, потому и охраняет эти территории особенно тщательно.
Изначально база флотилии находилась в Астрахани, но для увеличения эффективности обороны в 2018―2020 годы она постепенно перебазировалась в Каспийск. Одновременно наращивался и личный состав. Новая база в перспективе должна стать самым развитым в России и регионе военно-морским объектом. Техническое же перевооружение началось с 2002 года и ещё продолжается. Известно, что к 2016 году Каспийская флотилия состояла на 85 % из новых судов и кораблей.
Все корабли и суда в составе Каспийской флотилии оснащены передовым оборудованием и вооружением. Некоторых таких элементов до сих пор нет ни у Балтийского, ни у Северного, ни у Черноморского флота. Сила и военная мощь флотилии не только позволяет поддерживать «порядок» в Каспии, но и способствует тому, что страны, в границах которых расположено Каспийское море (это Туркменистан, Азербайджан, Казахстан, Иран и Россия), стараются сосуществовать мирно и взаимно не допускать эскалации военных сил в регионе. При этом прибрежным государствам разрешено размещать в Каспийском море как торговые, так и военные корабли.
Разумеется, самый мощный флот на Каспии у России. В него входят два сторожевых ракетных корабля, один из них ― флагман «Татарстан», способный эффективно противостоять и воздушным судам, и надводным кораблям, и подводным лодкам. Название второго сторожевого корабля ― «Дагестан». Также есть как минимум по восемь десантных катеров («Д-185», «Алексей Суханов» и пр.), восемь малых боевых кораблей («Град Свияжск», «Великий Устюг» и пр.), 11 боевых катеров («Ступинец», «АК-326» и др.), семь минных тральщиков («РТ-181», «Герман Угрюмов» и пр.), а также несколько десятков катеров прочего назначения. Дополнительно на службе в военно-морском флоте есть и береговые войска: это морская пехота, всего три батальона. Морская авиация тоже есть: это самолёты-амфибии, а также корабельно-противолодочные вертолёты (Ка-25, Ка-27). На вооружении самих кораблей такие зенитно-ракетные комплексы как «Пальма» (имеет управляемые ракеты «Сосна-Р»), ракетные комплексы «Бал-Э» и «Уран-Э». Также есть и самые современные экранопланы: ракетный и десантный. Они способны летать в 1―10 метрах над водой и землёй, развивая скорость до 15 км в час, при этом оставаясь незаметными для «чужих» радаров.
Корабли других стран в Каспии
Помимо российских военных кораблей, в Каспийском море уже пару десятков лет присутствует иранский военно-морской флот. Иран всегда опасался, что в районе Каспия однажды может возникнуть вооружённое противостояние, а потому держит там довольно-таки сильный флот. Личный состав последнего составляет более трёх тысяч человек. Находятся они на трёх военных базах. Примечательно, что по-настоящему крупных кораблей у Ирана нет: только катера (в том числе артиллеристские и оснащённые воздушной подушкой) в количестве около 60 единиц. Оснащены они баллистическими ракетами «Шахаб-3», «Шахаб-4», «Шахаб-5», имеющими дальность полёта 800―2800 км. Иран периодически проводит военные учения, на случай, если береговые границы и торговые пути всё же придётся защищать.
Серьёзный флот есть и у Азербайджана: его штат насчитывает более 2200 человек. В 1992 году Азербайджану было передано до 30% судов из состава Каспийской флотилии России. Это девять патрульных катеров, один фрегат, пять противоминных тральщиков, не менее четырёх судов на воздушной подушке, а также вспомогательные суда в количестве трёх штук. В последние годы азербайджанский флот имеет более 60 надводных судов, среди которых поисково-спасательные, противопожарные, охранные, десантные, гидрографические катера, минные тральщики, патрульные суда и диверсионно-разведывательные корабли. Есть у Азербайджана и сверхмалые подводные лодки «Тритон-1М» и «Тритон-2».
До 2003 года у Казахстана не было собственного военно-морского флота, а потому районы нефтедобычи охраняли военные суда России. Сейчас у казахов есть свой флот, однако количество боевых единиц в нём невелико: есть как минимум один ракетно-артиллерийский корабль, три ракетно-артиллерийских катера, не менее трёх патрульных катеров, шесть малых ракетных и артиллерийских судов, один минный тральщик, одно гидрографическое судно и более 60 патрульных катеров. Также у Казахстана есть несколько единиц авиатехники, приспособленной для полётов над водами Каспия.
Туркмения уступила России до 25% своего флота уже при распаде СССР, а собственный флот страна начала создавать лишь с 2009 года в городе Туркменбаши. Сегодня в составе флота и береговой службы Туркмении около трёх тысяч человек. С 2015 года данный флот насчитывает более 17 патрульных и ракетных катеров плюс небольшое количество прочих судов. Уже сформированы охранные бригады для туркменской части Каспийского моря. Также власти закупили несколько катеров американского производства, морскую и наземную спецтехнику, позволяющую эффективно мониторить охраняемый регион. При этом спорные участки с нефтяными месторождениями продолжают патрулировать туркменские боевые самолёты.
Если было интересно и хочешь читать мои новые статьи каждый день, подписывайся на мой Телеграм, а ниже я подобрал ещё несколько статей по теме: