Полюдье - это уникальное явление в истории Древней Руси, представлявшее собой своеобразную систему сбора дани с покоренных племен. В эпоху, когда централизованной власти и налоговой системы не существовало, князь с дружиной лично объезжал свои владения, собирая дань с населения.
Как проходил процесс полюдья?
Полюдье проводилось после сбора урожая, осенью, и продолжалось с ноября до апреля. Князь со своей дружиной, насчитывавшей 100-200 человек, выезжал из Киева и двигался по часовой стрелке, посещая владения разных племен: древлян, дреговичей, кривичей, северян, возможно, радимичей. Путешествие князя было не просто сбором дани, а демонстрацией власти и подтверждением его прав на управление покоренными племенами. Князь останавливался в гостях у племенных вождей, которые были обязаны его содержать.
Источники по изучению полюдья:
Главным источником сведений о полюдье является трактат "Об управлении империей" византийского императора Константина Багрянородного, написанный около 950 года.
Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно — в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию.
Арабские источники сообщают о сбыте русами дани, собранной со славян, применительно к 9 веку:
Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки чёрных лисиц и мечи из самых отдалённых [окраин страны] славян к Румийскому. Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танаису — реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать.
О полюдье также пишет арабский географ Ибн Руста:
Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берёт по одному из её платьев в год, а если сын, то также берёт по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот даёт по одному из платьев жены или рабыни в год.
Особенности сбора дани
Отсутствие единого стандарта: Размер дани, как и ее состав, определялся не четкими правилами, а договоренностью между князем и племенным вождем.
Непредсказуемость: Князь мог пойти на второе полюдье, если ему казалось, что дань собрана недостаточно, как это произошло с князем Игорем в 945 году, что привело к его гибели.
Опасность: Полюдье было не только рискованным для крестьян, но и для самого князя. В любой момент мог возникнуть конфликт, ведущий к восстанию или убийству правителя.
Скорость: Сбор дани составлял примерно 7-8 километров в день.
Ольга и реформы сбора дани:
После гибели Игоря его жена Ольга провела ряд реформ, которые изменили порядок сбора дани. Она установила фиксированный размер дани, называемый "уроком", и перешла к сбору ее на погостах, что позволяло минимизировать непосредственное участие князя в процессе.
С развитием государственности на Руси полюдье постепенно утратило свою актуальность. Князья стали назначать наместников для сбора дани, а к XII веку система полюдья практически исчезла.
Полюдье - это уникальное явление в истории Древней Руси, отражающее особенности ее социально-политического устройства. Оно демонстрирует сложность процесса становления государственности, сочетание авторитарной власти князя с племенной системой управления. Полюдье было важным фактором в становлении древнерусской государственности. Оно позволило князьям утвердить свою власть над покоренными племенами и создать основы для формирования единого государства.