В масс-медиа существует немало фотографий, которые за долгие годы обрели статус культовых. Один из таких снимков называется «Обед на небоскребе» и был сделан в день сегодняшнего обзора — 29 сентября 1932 года.
Вокруг этого кадра ходит немало споров, и больше всего они касаются имени фотографа. Но авторство снимков интересует лишь специалистов, а вот обществу важней история и правдоподобность запечатленного события.
Мы видим 11 рабочих, сидящих на металлической балке на головокружительной высоте без всякой страховки. Внизу маленький Нью-Йорк и 69 этажей (260 метров) строящейся высотки Рокфеллер-центра. При первом взгляде создается впечатление, что фото смонтировано и сделано простым наложением нескольких снимков. И хоть в 1932 году никаких «фотошопов» не было в помине, зато имелась ретушь, которой мастера фотографии владели идеально. В пользу этой версии говорит и неестественное белое свечение вокруг фигур рабочих, и отсутствие ветра, который обязательно должен быть на такой высоте (вон, слева один рабочий дает другому прикурить, даже не прикрывая спичку рукой).
Однако снимок изучали, и не один раз, скрупулезно рассматривая все детали. Вывод — ретуши на нем нет, кадр сделан без использования монтажа. Тогда все равно снимок постановочный и роль рабочих играют каскадеры. Такая версия долгое время ходила в среде специалистов, но в конце XX века энтузиасты смогли выяснить личность большинства изображенных на фото людей. Никакие это не каскадеры, а простые мигранты из Ирландии, действительно работавшие на стройке небоскреба.
Правда тут в том, что снимок и в самом деле постановочный, и когда родственники его автора предъявили другие фотодоказательства, все встало на свои места. Фотографа Чарльза Эббетса нанял застройщик Рокфеллер-центра, чтобы прорекламировать свой небоскреб, строительство которого подходило к концу. Эббетс за деньги предложил поучаствовать в нем рабочим со стройки. Да, риск был, но как можно видеть на другом снимке, не такой уж и смертельный. Когда в двух метрах от ступней находится пусть не сплошная, но все же опора, вестибулярный аппарат ведет себя не так бунтарски. А свидетели потом пояснили, что под нижней двойной балкой был вообще залит бетонный пол, так что ирландцы рисковали не сильно.
К тому же заработать лишнюю копеечку (а по слухам фотограф заплатил каждому по 100 долларов, что для того времени составляло внушительную сумму) желающих было полно, и Эббетсу еще пришлось устраивать кастинг, выбирая самых фотогеничных.