Ремонт памятника архитектуры будет проходить в несколько этапов. Первый включает в себя работы по приведению в нормальное состояние фасадов, крыши, фундаментов, а также приспособление общедомового имущества к современным условиям эксплуатации.
В историко-культурной экспертизе отмечено, что общее состояние здания удовлетворительное, но в каждом из корпусов есть свои нюансы. В частности, в разные годы на фасадах выполнено несколько самовольных пристроек балконов.
- Они искажают предмет охраны - фасады жилых корпусов объекта культурного наследия, а также угрожают жизни и здоровью людей. Балконы выполнены неустановленными лицами, без разрешения, без проектной документации. Не осуществлялась их приемка в эксплуатацию. Таким образом, судить о качестве выполненных работ по установке балконов не представляется возможным, - указано в документации.
Также известно, что в корпусах №№ 4 и 5 проводились реконструкции, направленные на увеличение количества и площади квартир. Прошли эти работы еще в 1972 году - тогда на втором и пятом этажах за счет уменьшения площади коридора в однокомнатных квартирах были устроены кухни, которые изначально там не предусматривались. Примерно в то же время к западной стороне корпусов №№ 2 и 3 сделали двухэтажную пристройку из силикатного кирпича с подсобными помещениями.
Были и другие изменения в конструкции здания - где-то заложили окна, где-то отремонтировали крышу так, что она утратила свой первоначальный облик. Также на вид дома сильно повлияли размещенные на нем провода, кабели, блоки кондиционеров.
- На всех фасадах беспорядочно закреплены кабели силовых и слаботочных сетей, блоки кондиционеров, оборудование вентиляции, которые отрицательно влияют на техническое состояние и эстетическое восприятие. В том числе затеняют, затрудняют проветривание и сушку фасадов, способствуют скоплению влаги, снега и обледенению. Указанное оборудование закрывает и искажает первоначальную архитектуру, - отмечается в экспертизе.
В целом специалисты оценивают состояние отделки фасадов как неудовлетворительное: на здании повсеместно наблюдаются трещины, небольшие участки с отслоившейся штукатуркой. А на некоторых сторонах дома-коммуны отделка и вовсе находится в аварийном состоянии. Несколько лет назад хабаровчане даже наблюдали, как с фасада памятника архитектуры падают кирпичи.
- Возможно произвольное обрушение фрагментов штукатурки и кирпичной кладки. Учитывая срок эксплуатации здания, а также характерные повреждения, состояние штукатурной отделки и кирпичной кладки стен требует уточнения на основании комплексного обследования, - говорится в документации.
Отметим, что дом-коммуна представляет собой архитектурный комплекс из пяти жилых корпусов и четырех блоков общественного назначения. В нем около 200 квартир, при этом здание имеет переменную этажность - 6 и 5 этажей.
- Есть отличительная особенность: конфигурация сложного ступенчатого плана напоминает очертания серпа и молота, - объясняется в историко-культурной экспертизе.
Необычное для Хабаровска здание, согласно данным историков, возвели в 1931-1933 годах, при этом идея строительства подобных объектов возникла еще раньше, в начале 1920-х, когда в конфискованных доходных домах, заселенных, как правило, покомнатно, стали возникать бытовые коммуны.
- Эти коммуны нуждались в собственной инфраструктуре: детских садах, кухнях-столовых, красных уголках-читальнях, прачечных и так далее. Дом-коммуна работников УНКВД по Дальневосточному краю - единственный реализованный в Хабаровске проект домов подобного типа. Его проектирование и строительство осуществлялось силами стройконторы НКВД. Работы начались в мае 1931 года на месте, где размещались спортивные площадки и ипподром НКВД, и продолжались до 1933 года, - отмечают историки.
Шестиэтажная жилая часть дома вмещала в себя квартиры и отдельные комнаты. Последние не были оборудованы кухнями, санузлами и бытовыми помещениями - они располагались на этажах (поэтому впоследствии жильцам и пришлось самим оборудовать кухни, забрав для них часть коридоров).
- Ядром здания стал пятиэтажный угловой объем, выходящий на пересечение красных линий улиц Карла Маркса и Дзержинского. В нем были расположены магазин спортивных товаров «Динамо» и спортивные залы этого же общества, имеющие в плане форму неправильного шестиугольника. С северо-запада вдоль улицы Дзержинского к нему примыкала клубная часть со зрительным залом на 1000 человек, - отмечается в документации.
На первом этаже дома имелась также столовая с пропускной способностью в 1500 человек. В торцовых частях каждого из корпусов располагались помещения кухни и детского сада. А в цоколях корпусов помещалась поликлиника УНКВД с амбулаторией и светолечебницей, также был интернат для детей.
- Такая особенность расположения внутренних помещений отражала смысл, который в то время пытались вынести в общество социалисты-утописты. Они продвигали идею «массового человека» и концепцию новой формы жилья, где люди смогли бы приучиться к коллективизму, освободились бы от тягот домашнего труда, всего мелкого и частного, - объясняют историки.
Поэтому в доме были оборудованы общие столовые, гостиные, библиотеки и студии. В одном из крыльев размещались мастерские и прочие помещения для шумных видов деятельности, детские комнаты. В другом была гостиница с бальными залами и холлами для встреч с гостями. Раньше, по воспоминаниям очевидцев, состояние здания было идеальным - в подъездах росли в горшках цветы, лежали ковры.
- Идея домов-коммун была проста: создать для семьи минимальную жилую площадь с местами общего пользования. Однако насущные нужды жителей дома приводили к перестройкам в его жилой части. Так что мечты о новом быте человека и о жилье нового типа, столкнувшись с традициями и устремлениями людей, остались только мечтами, не выдержав проверки временем, - указано в экспертизе.
Власти в свое время определили жесткие требования к проектам домов-коммун – максимально эффективное использование пространства и невысокую стоимость строительства, после чего приняли решение о возведении нескольких подобных зданий в качестве эксперимента, который должен был определить, годятся ли они для массового тиражирования по всей стране.
Тем не менее в итоге проект строительства домов-коммун не получил продолжения в 30-е годы и канул в Лету, оставив после себя лишь интересные памятники архитектуры. Хотя поначалу возведение таких сооружений было воспринято с большим энтузиазмом.
- Это было связано с тем, что увеличение городского населения требовало нового жилья. Приезжавшие из деревень молодые люди вынуждены были жить в рабочих казармах и бараках. А дома-коммуны, удобство которых кажется современному городскому жителю сомнительным, были прекрасной альтернативой бараку, - отмечают историки.
Но, как уже известно, строительство домов-коммун было в скором времени приостановлено, а архитекторы были вынуждены переориентироваться на более традиционные типы жилья.
Напомним, в 2021 году общий балкон на шестом этаже обрушился, когда 71-летний жилец вышел на него с отверткой. Судя по всему, он планировал самостоятельно заняться ремонтом и закрепить доски на полу, которые начали отходить. Именно в этот момент прогнившее покрытие под ним не выдержало. Суд взыскал с управляющей компании 1,6 млн рублей в связи с гибелью мужчины.
Екатерина Пирогова, новости Хабаровска на DVHAB.ru