Найти в Дзене

Лётная Жизнь на фото - Аэродром Спасск-Дальний 1977-78 6.Прощай Спасск-Дальний

После каждого полёта экипаж записывает в журнал подготовки самолёта замечания за полёт, но чаще запись была – Замечаний нет

– В авиационных полках, как мы уже поняли, всегда особо стоял вопрос с мотоциклами. Командиры отрицательно относились к тому, чтобы лётчики имели мотоциклы. Считали, что мотоциклы «травмоопасны» и с ними лучше не связываться, а лучший и самый простой способ решения проблемы для начальников, это запрет. Запрет, конечно, был неофициальный, но это мало что меняло, - у начальников было много разных рычагов воздействия на «непокорных» подчинённых. В какой-то мере запрет этот работал, но, некоторые лётчики всё же имели мотоциклы, стараясь не показываться с ними на глаза начальников. Нам, молодым лейтенантам, пока было не до мотоциклов, но вот некоторые наши товарищи постарше были обладателями мотоциклов. Были даже и Явы. Они были модными и дефицитными, стать обладателем Явы было и сложно, и престижно. Ну, и достаточно дорого, стоил он тогда в специализированном магазине 950 рублей. Ездили и мы кое-когда на этих Явах поплескаться в водах озера Ханка или на шашлыки за город. Ездили сначала пассажирами, но уже примерялись и собирались тоже стать мотоциклистами. Ориентировались мы, конечно, на Явы. Хотя вокруг в ходу были и Ижи, которые можно было купить без особых проблем и гораздо дешевле. Но всё же у лётчиков были в основном Явы. Иногда на мотоциклах выезжали и в относительно дальние поездки. Был в километрах ста от Спасска интересный посёлок Реттиховка, туда ездили за разным дефицитом. Там была какая-то шахта, которая поставляла уголь в Япония, а оттуда взамен получали разные японские товары. Там можно было купить и одежду, и обувь, и многое другое. Ехали в Реттиховку по небольшим сопкам в тайге. Дорога интересная, всё время открываются живописные виды, один лучше другого. Места безлюдные, дорога свободная, но пыльная. Просто какие-то дикие места, а вроде совсем недалеко от «цивилизации». Ехать по таким местам одно удовольствие, не считая пыли. Для небольшого посёлка на удивление большой современный магазин. Действительно, продаётся много разного японского импорта. И женская однжда, и мужские костюмы, и обувь, и даже спиртное. Было много разной мелочи, в том числе и сильно дефицитные японские магнитофонные кассеты. Меня заинтересовала бутылка какого-то джина. Она была привлекательной, угловатых форм, чуть ли не хрустальная, и крепость напитка была восемьдесят шесть градусов. Вот её я и купил, больше меня там ничего не привлекло, хотя товарищи мои купили там кое-что из одежды и обуви. Позже, когда я попробовал этот джин, он мне совсем не понравился, и цифры его крепости были какими-то «не нашими». А вот красивая бутылка оставалась у меня ещё долго.

-2

После полёта на перехват мой штатный лётчик-оператор капитан Николай Кулямзин «энергично» объясняет мне ошибки в моих действиях при перехвате, которые он не успел мне объяснить в полёте

– Жили мы далековато от расположения полка, а главное, - от лётной столовой. Каждый день добирались туда пешком, и в дождь, и в мороз. Конечно, в выходные дни, кто не был задействован в наряде или ответственным в казарму, в столовую ходить ленились. Каких-либо запасов пищи в нашей холостяцкой квартире отродясь не было. В наличии был разве, что чай с сахаром и какие-нибудь печеньки. Иногда, можно сказать, - «по праздникам», жарили картошку. Но это было редко. И вот как-то, оставшиеся в квартире, незадействованные служебными заботами, двое лейтенантов, Коля З. и Володя Т. думали-гадали идти ли им в столовую на ужин или ограничиться чаем с печеньками. Склонялись к чаю, - топать пешком в столовую впотьмах совсем не хотелось. Занялись организацией чая и, вдруг, замечают на полке чашку, похоже с чем-то съестным. Разглядывают, нюхают, пробуют. Похоже, что это мёд. Обрадовались такому нежданному подарку, разливают чай, разыскивают завалявшиеся печеньки и приступают к своему, не очень сытному ужину. Довольны, что никуда идти не надо. За чаем размышляют, кто это мог оставить мёд. Даже удивительно для нашей холостяцкой квартиры, особо не обременённой съестными припасами. В это время в квартире появляется Саня Г, он вернулся с суточного наряда, поужинал в столовой и в хорошем расположении духа пришёл домой. – В столовую не пошли, чай пили? – спрашивает он, разглядывая на кухонном столе остатки «пиршества». – Да вот, чай попили с мёдом, - рассказал Володя. - Где это вы мёд взяли? Наверное, вы съели Андрюхину смесь с мёдом, которой он лысину свою мажет. Ругаться Андрюха будет.

-3

В Ставрополе встретился с однокашниками инструкторами Махибородой и Горошко. Фуражку мне подарили

– Подошёл срок очередного отпуска. Летать больше не можем. Всех одновременно отправляют в отпуск. Сборы недолги, у меня много планов на отпуск, и к родителям съездить, и к некоторым однокашникам заехать хочу. Добрался до Ставрополя к однокашникам, которые остались в училище. Остановился у Валеры Махиборода. Он попал инструктором в Холодногорский полк, что под Ставрополем, получил квартиру в городе, живёт с женой в однокомнатной квартире. Расстались мы год назад, много чего произошло за это время. Делились впечатлениями каждый о своей лётной службе, было чему удивляться каждой «стороне». Много было общего, но и разного было достаточно. Наших однокашников осталось в училище инструкторами довольно много, около сорока человек. Распределили их по разным учебным полкам. Кто попал в Ханкалу, это Грозный, кто в Армавир, кто в Сальск, а кто в Холодногорск. Валера доволен, что попал в Холодногорск, это значит попал он в Ставрополь. А он сам родом из Ставрополя. Получается, как жил в Ставрополе, так и продолжает в нём жить. Родители рядом, все друзья тут же. Мало кто хотел из нас по выпуску остаться инструктором в училище, мало было тех, кто пошёл на это добровольно. Так Валера был как раз добровольцем. Рассказывает о своём житье-бытье лётчика-инструктора. С одной стороны, вроде, плюсов много, - живёт в крупном городе, не у чёрта «на куличках» где-нибудь в тайге, в глуши, на севере в снегах. Жизнь более или менее размеренная, без особых неожиданностей. В вопросах службы тоже есть плюсы. Например, звание по должности у него на ступень выше. Получается, что он, будучи лейтенантом, уже на капитанской должности. Зарплата приличная. Никаких ночных сборов по тревоге или боевых дежурств. Но вот вся эта учебная система лично меня напрягает. Куча командиров и начальников над тобой. Всё время возись с курсантами, носись с ними, отвечай за них. Вся твоя лётная деятельность сводится к полётам с курсантами. На себя, для повышения своего лётного уровня, инструктора летают очень мало. Всё лето в жару не вылезают из кабины, летают с курсантами. Налёт, вроде и большой, но «в качестве инструктора». Всё это я знаю из своего курсантского опыта, по своим инструкторам. Конечно, не знаю многих тонкостей, но в принципе, так и есть. Валера так и рассказывает. Подошёл ещё один наш однокашник Саня Горошко, живёт в соседнем подъезде.
Поехали мы к училищу, побывали у самолёта, у училищного МиГ-17, прошлись по дорожке, что мимо училища идёт, - повспоминали, как бегали здесь каждое утро на зарядке вокруг училища. Да и много чего повспоминали, собравшись у Валеры дома за столом.

-4

Как не сфотографироваться у легендарного училищного МиГ-17, ставшего визитной карточкой Ставропольского ВВАУЛШ

– Хоть и присутствовало в спасском полку на мотоциклы некоторое «гонение» со стороны начальства, мотоциклы всё же были и у техников, и у лётчиков, которым начальники напрямую запрещали иметь мотоциклы. Особо популярным был, конечно, знаменитый чехословацкий мотоцикл Ява. Очень «модным» он был у лётчиков. Другие марки мотоциклов, конечно, тоже были. Был у одного офицера уже не новый, но в хорошем состоянии, можно сказать, редкий, кажется немецкий, мотоцикл с коляской Цундап. Двигатель у него был двухтактный и издавал при работе интересный и необычный звук. Работал он не громко, неспешно и размеренно. Звук был просто благородный и настолько неспешный, что казалось двигатель глохнет. Но он работал уверенно и солидно, всегда собирая своим звучанием толпу любителей. Приходили просто послушать его необычный и какой-то благородный звук. Всё же самым популярным мотоциклом был отечественный Иж – Планета. Было их достаточно много и с коляской, и без. Он был незаменим на рыбалке и охоте, при выездах на природу. Да и, так сказать, в хозяйстве тоже был востребован. Ведь редко кто владел в то время личным автомобилем. Вполне обходились мотоциклом с коляской. Владельцами были, что говориться, и стар, и млад. Появляется в то время в продаже новая модель Ижевского завода - Иж – Спорт. Новый мотоцикл без коляски, оранжевого цвета с мощным мотором в тридцать две лошадиные силы и объёмом в триста сорок кубиков, к тому же электрооборудование на нём было установлено японское. При всей своей привлекательности, продавался он свободно, что для того времени было не совсем привычно для «хорошего товара», тем более транспорта. Дело в том, что цена его, как для мотоцикла без коляски, была высокой, - больше тысячи полновесных советских рублей. И вот, этот Иж – Спорт решил себе купить лётчик Саня К. Помочь себе финансово он решил продажей своего старого мотоцикла Ковровец, был такой, поменьше Ижа, кажется, 175 кубиков объём двигателя и мощностью аж девять лошадиных сил. Но никак не мог его продать. Тогда решил он получить страховку за него. Был мотоцикл у Сани застрахован. Для этого поставил он свой Ковровец во двор соседний пятиэтажки и оставил там его на ночь. Рассчитывал, что его должны украсть. На следующий день проверяет наличие своего Ковровца. Но, не украли, стоит сиротливо. Проверял и на следующий день, и ещё раз, пока не увидел, что мотоцикл, наконец-то пропал. Поспешил в милицию с заявление, что у него украли мотоцикл. Но в милиции огорошили Саню известием о том, что мотоцикл его жители пятиэтажки сначала охраняли, а потом привели в милицию и он может забрать свой драгоценный Ковровец. Не получилось у Сани получить финансовую помощь от Ковровца в виде страховки. Но Иж - Спорт он купил. И долго был единственным и счастливым обладателем такого шикарного мотоцикла в ближайшем мотоциклетном сообществе.

-5

Заехал я в отпуске и в Запорожье, где проходят службу однокашники Слава Лопатько и Коля Нагорнов

– Из Ставрополя я отправился к следующей цели своего отпускного «турне», - в Запорожье к моему однокашнику и лучшему другу Коле Нагорнову. Полетел туда самолётом из Мин- Вод. В запорожском аэропорту встретил меня Кока, так мы в училище называли Колю, прямо на выходе из самолета. Ничего удивительного, у них тут аэродром совместного базирования с аэропортом под названием Мокрая. Да и порядки в аэропортах тогда были попроще, не такие строгие. Кока попал в Запорожье так же, как и я на Як-28П. Тут мы прям коллеги. Только я оправился после выпуска за тысячи километров на Дальний Восток, а Кока уехал совсем недалеко на Украину. Попасть в такое место службы после выпуска считалось большой удачей. Так, что Коке, можно сказать, повезло. Живёт Кока тут рядом в авиагородке, с женой в однокомнатной квартире. Но ненадолго задержались мы в его квартире. В Запорожье, вместе с Кокой попало ещё несколько наших однокашников, - Злобин, Задера, Лопатько, Пальшин и Пугачёв. И у одного из однокашников, - у Вани Пальшина сегодня свадьба. Так что попал я в Запорожье очень даже вовремя. Поехали в ресторан на свадьбу. Вечер в ресторане провели, как и положено на свадьбе, - с поздравлениями, тостами, подарками. Кричали «горько», пили и закусывали. Город Запорожье большой промышленный город со множеством заводов, здесь развита металлургия. И вообще это просто большой и красивый город. Через Запорожье протекает Днепр и стоит на нём знаменитая ДнепроГЭС. Кока со своей женой Наташей провели мне целую экскурсию, по большому центральному проспекту, по просторной набережной Днепра. Взяли мы с Кокой ещё одного нашего однокашника Славу Лопатько и решили сходить в ресторан. Курсантами мы часто мечтали, как после выпуска пойдём лейтенантами в ресторан и будем там гулять «на широкую ногу». Пошли мы в местный ресторан Интурист. Посидели там, выпили поговорили, было о чём поговорить, ведь год не виделись. Да и год непростой, осваиваемся после училища в своём новом, лейтенантском качестве. Делимся впечатлениями, кое-какими успехами и нажитыми проблемами. Мои однокашники здесь много летают, хорошо продвинулись по Программе. Я такими успехами похвастаться не могу. Но они завидуют тому, что я служу на Дальнем Востоке, мол романтика, тайга и прочее. Эх нашли, чему завидовать, пользуясь при этом плодами цивилизации крупного города.

-6

Сфотографировался я у Исаакиевского Собора на фоне Медного Всадника

– Отпуск получился у меня длинный, побывал я и у однокашников в Ставрополе и Запорожье. Съездил к родственникам и одноклассникам в Грозный, побывал у родителей во Фрунзе. Ну, и в завершении отпуска съездил в Ленинград. Раньше никогда там не был и всегда мечтал побывать в этом городе. Пробыл я там недолго, дней десять, но постарался посмотреть основные достопримечательности. Наивный, думал поселиться в гостинице, но узнал, что в ленинградских гостиницах мест не бывает. Подсказали мне, где снять квартиру, что я и сделал. Старался продуктивно проводить время, каждый день ездил на экскурсии, посещал те знаменитые места, о которых слышал раньше, и те, о которых уже узнавал здесь. В общем, познавал величественный город. Побывал на Дворцовой площади, походил по ней, посетил и Зимний Дворец с его бесконечными залами. Побродил по длинному и шумному Невскому проспекту, был и в Петропавловской крепости. Конечно, нашёл и посетил героическую Аврору. Был в Исаакиевском соборе, поднялся на смотровую площадку на самом верху собора, оттуда видно сразу и Зимний Дворец, и Петропавловскую крепость. «Обнаружил» возле собора памятник Петру Первому, узнал, что это и есть Медный Всадник. Конечно, сфотографировался возле него. Попал в бывший Казанский Собор, он давно не работает, как Собор, из него сделали музей «религии и атеизма». Сейчас, в ХХI веке, Собор снова функционирует. Времена меняются. Съездил я на экскурсию в Петергоф, там очень интересный царский дворец и парк. Потом даже съездил в Новгород, там тоже много интересного. Побывал ещё в разных местах, даже устал от обилия и насыщенности информации и впечатлений. Ленинград, конечно прямо музейный город, красивый и монументальный, одни гранитные набережные Невы чего стоят. Но ноябрьская погода с низкими и тёмными тучами, мелким моросящим дождём, пронизывающим ветром и всеобщим серым и мрачным фоном сильно портили общее впечатление от этого без всякого сомнения величественного города. Покинул я Ленинград даже с некоторым облегчением, что кончилась эта моя экскурсионно-познавательная «карусель».
Вернулся я в Спасск в конце ноября. Прошёл ровно год с того времени, как мы прибыли сюда после окончания училища. Как и планировалось с самого начала, получили мы переучивание на Як-28П и первоначальное освоение самолёта, а теперь предстояло части лейтенантов покинуть спасский полк и направиться к новому месту службы, как это официально звучит. Я попал в эту самую «часть» и на полёты нас уже в Спасске не планировали, нам предстояла дождаться приказа из «верхнего» штаба о нашем переводе в другой полк. Вот из-за этого перевода был у меня тот редкий случай, когда в своём отпуске я не проторчал двадцать четыре дня из сорока пяти в санатории, так как для полкового доктора мы уже были чужие и он не стал возиться с предоставлением нам обязательных для лётчиков-истребителей авиации ПВО санаторных путёвок.

28.09.2024 – Севастополь