Сегодня я снова собираюсь читать про Серых Рыцарей и Ангрона, однако в совершенно другой обстановке. С Первой Армагеддонской минуло 600 лет. И Ангрон снова собирается протечь в реальность. Этому посвящен роман Дэвида Гаймера «Ангрон, Красный Ангел», и у меня об этой книге, как водится, есть немного очень личного мнения.
Начинается роман, конечно, с Серых Рыцарей. Мы встречаем Грауца Теломейна — самого младшего из Серых Рыцарей, выживших на Армагеддоне. Ангрон нанес ему раны, которые внешне давно зажили, но все еще болят и тревожат. Именно Грауц находит с помощью варп-видения, где собирается высадиться Ангрон в этот раз. 600 лет для астартес, в общем, зрелый возраст, но Гаймер приписывает Грауцу «старческий» голос и не единожды показывает, что годы на него давят; форсюзеры далекого темного будущего платят немалую дань за свои варп-таланты.
В этой книге мы снова переносимся на «Завоеватель», — успели соскучиться с Ереси? «Завоеватель» за это время, эээ, немного изменился. Сейчас им в отсутствие бати рулит некто Коссолакс. В отличие от многих Пожирателей Миров и вообще кхорнитов, которым абы резня, Коссолакс хочет объединить под своей рукой остатки XII легиона и весть успешные боевые действия. Вот только ему кое-кто мешает: некая Хозяйка, как он ее называет. Очень уж ему хочется владеть кораблем единолично, а не делить с кем-то власть. Не сразу до него доходит, что это — дух «Завоевателя». Однако в какой-то момент соперничество Коссолакса и Хозяйки (вы же догадываетесь, кто это, да?) отступает на второй план: на корабле появляется его истинный владыка.
Есть и еще одна важная линия. Мы познакомимся с кхорнитской варбандой, которая… ну кхорниты как кхорниты, даже относительно адекватные. «Адекватный кхорнит» — тот еще оксюморон, конечно… А потом мы узнаем предысторию, и вот это сюрприз. От прошлой жизни у одного из героев осталась серв ордена, проявляющая большую преданность.
Хотя главная сюжетная линия — это противостояние Серых Рыцарей под предводительством Грауца и Ангрона сотоварищи, но она не акцентируется, а, наоборот, «разбавляется» многочисленными дополнительными сюжетными линиями и «шкатулками» — отступлениями и флэшбеками. То есть это история о самом Ангроне, о кхорнитах и Серых в целом. Например, очень запоминается Шака Бескожий. Вот это, пожалуй, классический кхорнит в его терминальном выражении. Гаймер позволяет нам заглянуть ему в голову, и то, что мы видим, — чудовищно. Пожалуй, самый кошмарный из персонажей.
В книге часто упоминаются Абаддон и его Черные крестовые походы. Но наши друзья кхорниты к ним не примкнули. Это ж надо учитывать командную иерархию, следовать плану боевых действий, да и вообще, кто он такой, этот ваш Абаддон… КРОВЬ КРОВЬ ЧЕРЕПА КРОВЬ! У Ангрона — собственные страсти, а его легион тянется к нему, несмотря на то, что никаких теплых отношений между батей и сынками нет и в помине: все они ненавидят друг друга.
Равенство и братство между Пожирателями Миров и примкнувшими к ним впечатляют. Большинство из них не держат себя в руках: когда у них в головах поют Гвозди, они буквально набрасываются друг на друга, и все, что мы увидим, это безоглядная ярость. Иногда в Мирожорах просыпается что-то, кроме страсти разрушать, но все это — до первого приступа Гвоздей.
Если вы из тех читателей, которые хотят видеть в варха-книжках исключительно боевки, рубилово и «гримдурку» в виде немотивированного и бессмысленного взаимного уничтожения, то на вашей улице однозначно перевернулся грузовик с конфетами. Добрых астартес — защитников человечества вы тут не найдете. И нет, Грауц и его команда — не добрые и не защитники. Их задача — уничтожить Ангрона, точнее, его физическое воплощение, и по возможности сделать так, чтобы он больше не протекал в реальность. А уж какой ценой это будет сделано… да кто и когда считал этих людишек? Уничтожим целый мир — не беда, терраформируем и заселим заново. А погибшие пусть утешаются тем, что они своей смертью послужили Императору.
Однако все это ультранасилие, не имея вещественного практического смысла, тем не менее имеет смысл для персонажей. Кхорниты хотят собирать черепа. Точка. Для них это действо исполнено значения. Серые Рыцари хотят остановить кхорнитов любой ценой. Точка. Для них это и только это имеет значение. И да, через все это месилово автор — как сказали бы в школьных учебниках — решает важные художественные задачи и ставит этические дилеммы. С одной стороны, нам показывают бытие сразу двух фракций, одинаково чуждых реальному человеку, но при этом «отзывающихся» в реальном человеке. Кто не вспыхивал от гнева из-за каких-нибудь проблем и не желал зла окружающим? И кто не подумывал о том, чтобы наплевать на чужие права и ценности ради чего-нибудь поважнее (с точки зрения думающего, конечно)? Нам гротескно и выпукло показывают весь ужас такого подхода, воплощенного в реальные поступки.
Будет и демонятина. Красивая. Сочная. Страшненькая, довольно-таки хоррорная.
А еще мы увидим мир Гиаду, на котором путешествуют на дирижаблях.
Гаймер подтянул творческое мастерство, и у него получаются очень выразительные вещи. Слегка сюрреалистичные, с большим налетом сплаттерпанка и апокалипсиса. При этом герои имеют индивидуальность, собственные цели, черты, запоминаются. Особо хочу отметить язык: богатый и красивый, несмотря на довольно-таки невычитанный перевод.
Многие книги по Вархаммеру — это истории о цене. Ценой часто оказывается смерть, предательство, ранения и увечья. В финале «Ангрона…» ценой окажется нечаянное убийство друга. Это очень безнадежная и мрачная книга, и она должна быть такой, потому что повествует о хаоситах — последователях Кхорна, и их угрюмых преследователях, заплативших за силу и Дар Императора человечностью.