Найти в Дзене
Зрительский вектор

Выставка : Журнал красивой жизни, или "всё-таки она существует"!

В Музее русского импрессионизма до 06/10/2024 проходит замечательная "нарядная" выставка, посвященная первому русскому глянцу - журналу "Столица и усадьба", а точнее картинам, которые публиковались на его страницах.

Журнал "Столица и усадьба" издавался англофилом Владимиром Крымовым и копировал концепцию британских изданий Country Style и Tatler . Журнал позиционировали как издание исключительно для аристократов и слоев, к ним стремящихся. Его печатали на лучшей глянцевой бумаге, использовали вкладки с цветными иллюстрациями.

Журнал издавался с 1913 по 1917 год (всего вышло 92 номера) и имел серьезный успех, в числе его подписчиков была сама императрица Александра Фёдоровна.

В Крыму/Николай Беккер 1917 Фото автора
В Крыму/Николай Беккер 1917 Фото автора

Целевую аудиторию привлекали статьями о "красивой жизни" на самые разные темы : светская хроника, балы, охота, драгоценности, интерьеры, путешествия, элитные товары и, конечно, искусство.

Обложки каждого номера журнала украшали картины, как известных, так и молодых художников, но обязательно консервативного толка.

Лесная сказка/Николай Кайгородов Нач. ХХ века Фото автора
Лесная сказка/Николай Кайгородов Нач. ХХ века Фото автора

Журнал и сейчас представляет бесценный источник информации : статьи об искусстве и обзоры выставок, напечатанные в нем, позволяют нам в ХХI веке получить представление о вкусах и предпочтениях тогдашней публики, узнать ее восприятие и отношение к произведениям искусства.

Севастопольский базар/Константин Коровин 1915 Фото автора
Севастопольский базар/Константин Коровин 1915 Фото автора

Выставка условно разделена на несколько частей, каждая из которых носит название рубрик из журнала "Столица и усадьба".

  • СТОЛИЦА

Итак, выставка "Журнал красивой жизни" неслучайно начинается с галереи женских портретов. По мере роста популярности журнала светские львицы стали стремиться попасть на его страницы. Дамы досаждали редакции с просьбами напечатать их портрет или интерьеры их гостиных.

Так в 1903 году Николай Богданов-Бельский написал портрет в натуральную величину дочери князя Константина Горчакова - княгини Кудашевой. Эта картина стала иллюстрацией к статье о столичном особняке князя.

Портрет княгини Марии Константиновны Кудашевой /Николай Богданов-Бельский 1903 Эрмитаж Фото автора
Портрет княгини Марии Константиновны Кудашевой /Николай Богданов-Бельский 1903 Эрмитаж Фото автора

Красивые дамы в изысканных туалетах в тени богатых интерьеров, наполненных предметами роскоши - парадные портреты "в рост", заказанные у известных живописцев, считались отличным атрибутом, чтобы подчеркнуть статус их владелицы.

Портрет Маргариты Павловны Гинсбург/Николай Беккер 1915 Эрмитаж Фото автора
Портрет Маргариты Павловны Гинсбург/Николай Беккер 1915 Эрмитаж Фото автора

Живописный портрет в отличии от фотографии легко позволяет себе приукрасить реальность, скрыть недостатки и преумножить достоинства.

В 1916 году Исаак Бродский написал портрет Зинаиды Штильман. На нем заказчица предстает в образе роковой красавицы. Однако, по свидетельству современников в реальной жизни она была невысокого роста, тучная и с родимым пятном во всю щеку, но действительно пользовалась успехом у мужчин : пять раз была замужем и за ней ухаживал даже великий князь Дмитрий Павлович.

Портрет Зинаиды Семеновны Штильман/Исаак Бродский 1916 Русский музей Фото автора
Портрет Зинаиды Семеновны Штильман/Исаак Бродский 1916 Русский музей Фото автора

Когда смотришь на парадные портреты кажется, что и жизнь женщин, изображенных на них, тоже была всегда парадная, но как мы знаем по злой иронии судьбы -"не родись красивой".

В 1912 году Виктор Штембер написал портрет баронессы Дарьи Гревениц (урожденной Богарне) с домашним питомцем, что было весьма популярно. Она родилась в Мариинском дворце , состояла в родстве с императором Николаем I , училась в Сорбонне, дважды была замужем. Настоящая светская львица блистала в лучших салонах Петербурга и Парижа. Во время Первой мировой войны она активно помогала армии и сопровождала санитарный поезд. Революционные события 1917 года застали ее в Баварии, однако, она приняла решение вернуться в Россию, где впоследствии много лет проработала в библиотеке. Её жизнь оборвалась в роковом 1937 году...

Портрет баронессы Дарьи Евгеньевны Гревениц/Виктор Штембер 1912 Эрмитаж Фото автора
Портрет баронессы Дарьи Евгеньевны Гревениц/Виктор Штембер 1912 Эрмитаж Фото автора
  • О ТОМ и О СЕМ

Целевой аудиторией журнала была светская элита, но попасть на его страницы могли не только аристократки, а также дамы полусвета, актрисы и даже простые горожанки, хотя многим читательницам эта тенденция не нравилась. Однако, издатель Владимир Крымов считал, что немного "перчинки" журналу не помешает.

На картине "Подруги Тата и Валя" кисти Александра Вахромеева изображены обычные провинциалки. Шатенка слева с красивой прической в греческом стиле - дочь пензенского железнодорожного служащего- Татьяна Трофимова, в которую был влюблен в художник.

Интересная деталь - платья на девушках довольно открытые, оголены руки и шея. Такие вольности позволялись раньше только на балах, но в начале ХХ века дневные туалеты становятся менее строгими.

Подруги Тата и Валя /Александр Вахромеев Фото автора
Подруги Тата и Валя /Александр Вахромеев Фото автора

Несмотря но то, что журнал "Столица и усадьба" был довольно консервативен и избегал новых веяний и течений, издатель Владимир Крымов уделял достаточно времени теме роли женщины в общественной жизни.

С приходом XX века женский мир стал намного шире и уже не ограничивался историческими сложившимися чисто женскими добродетелями - домашним хозяйством с рукоделием. На страницах журнала печатали статьи о женщинах-художницах, женщинах-спортсменках, женщинах, пробующих себя в разных жанрах искусства.

Современная музыка/Иван Горюшкин-Сорокопудов 1906 Фото автора
Современная музыка/Иван Горюшкин-Сорокопудов 1906 Фото автора
  • УСАДЬБА В ПРОШЛОМ и УСАДЬБА В НАСТОЯЩЕМ

Журнал " Столица и усадьба" , как очевидно из названия, много внимания уделял не только светской столичной жизни. Первая страница в каждом номере обязательно посвящалась рассказу о какой-нибудь усадьбе.

Усадьба/Константин Вроблевский 1913 Фото автора
Усадьба/Константин Вроблевский 1913 Фото автора

Владельцы "дворянских гнезд" с удовольствием демонстрировали убранство своих пенатов. Интерьерный жанр, "портреты комнат", становятся весьма популярны.

Портрет незнакомки/Николай Сергеев-Коробов 1910 г. Фото автора
Портрет незнакомки/Николай Сергеев-Коробов 1910 г. Фото автора

Александр Средин много работал в усадьбах, имениях, особняках и дворцах, в том числе и в Архангельском - владении князей Юсуповых.

"Много бледных цветов и интимных интерьеров у элегантного, своеобразного Средина" - так отзывался о художнике критик Сергей Кондаков, который писал для журнала обзорные статьи о художественных выставках.

Интерьер усадьбы князей Юсуповых Архангельское под Москвой/ Александр Средин 1900-е Фото автора
Интерьер усадьбы князей Юсуповых Архангельское под Москвой/ Александр Средин 1900-е Фото автора

Созданием фотографически точных интерьеров прославился также художник итальянского происхождения Луиджи (Людвиг) Премаццо. В 35-м номере журнала была напечатана репродукции его картины "Танцевальный зал в доме графа Кушелева у Симеоновского моста в Санкт-Петербурге".

На ней в таких мельчайших подробностях воспроизведен зал в стиле ренессанс в особняке на Фонтанке, что даже легко узнаются шедевры мировой живописи на его стенах.

Танцевальный зал в доме графа Кушелева у Симеоновского моста в Санкт-Петербурге/Луиджи Премаццо 1849 г. Фото автора
Танцевальный зал в доме графа Кушелева у Симеоновского моста в Санкт-Петербурге/Луиджи Премаццо 1849 г. Фото автора

На картине Станислава Жуковского запечатлен интерьер дома в усадьбе Брасово в Брянской области, владельцем которой был Михаил Романов (младший сын императора Александра III) .

После заключения морганатического брака с Натальей Вульферт (бывшей женой своего подчиненного) он был вынужден уехать заграницу. Однако, в 1914 году Николай II разрешил брату вернуться в Россию и жаловал его супруге титул графини Брасовой по названию имения, где они и проживали.

Имение Брасово/Станислав Жуковский 1916 Фото автора
Имение Брасово/Станислав Жуковский 1916 Фото автора

Редакция журнала старалась по просьбам читателей везде и во всем отыскивать "крупинки радостного, красивого". Картина Алекcандра Моравова, написанная в усадьбе Гарусово графов Аракчеевых, именно об этом. С 1900-х годов Моравов снимал дом в Гарусово вместе со своими друзьями-художниками : Николаем Богдановым-Бельским, Станиславом Жуковским, Витольдом Беляницким-Бируля. Гарусово было для них местом силы и вдохновения . Это был счастливый период. "Я очень любил изображать солнечный свет и радостное ощущение жизни" - говорил художник.

Интерьер. Жена художника/Александр Моравов 1913 Фото автора
Интерьер. Жена художника/Александр Моравов 1913 Фото автора

Но на рубеже XIX и XX веков мир традиционной русской усадьбы переживал не лучшие времена. Многие дворянские гнезда разорялись, владельцы были вынуждены их продавать.

Тема увядания дворянской усадьбы максимально раскрыта на картине Василия Максимова "Все в прошлом", недаром художник сделал 40 (!) авторских повторений. В молодости он работал учителем рисования в имении Голенищевых-Кутузовых в Тверской губернии. Рассказы хозяйки имения о былом величии их рода и усадьбы сильно повлияли на молодого художника. Правда воплотить задуманное на холсте смог только 20 лет спустя, когда он с супругой получил по наследству усадьбу Любша на реке Волхов. Она и стала натурой для картины.

Все в прошлом/Василий Максимов Фото автора
Все в прошлом/Василий Максимов Фото автора

Наступала новая эра - дачная, которую и предсказывал Лопахин в чеховском "Вишневом саде".

В 1915 году в усадьбе Пенаты в местечке Куоккала, расположенном на берегу Финского залива, ученица Ильи Репина Елена Кисилева написала картину, великолепно передающую атмосферу дачной жизни. Моделями стали ее сестра Мария и жена ее брата Берта. Кстати, в "Дачницах" уже явно чувствуются нотки модерна.

Дачницы/Елена Кисилева 1915 Фото автора
Дачницы/Елена Кисилева 1915 Фото автора

Постепенное угасание "дворянских гнезд" вызвало новый тренд на
романтизацию прошлого. Для своей дипломной работы Александр Рубцов выбрал трогательный сюжет в "ампирных" тонах. Две юные дамы, одетые по моде "времен наполеоновских войн" сидят у открытого окна в богато обставленной гостиной. Подходящие интерьеры для картины Рубцов нашел в усадьбе Марьино, принадлежащей князю Павлу Голицыну. Работа получила высокую оценку и художник был отправлен в 4-х летнюю пенсионерскую поездку.

В гостиной/Александр Рубцов Фото автора
В гостиной/Александр Рубцов Фото автора

Все чаще появляются сюжеты на народные крестьянские темы, отличающиеся нарочито яркими красками и декоративностью. В моду входит "русский стиль." Очень популярны становятся портреты "в русских костюмах". Журнал "Столица и усадьба", будучи по сути своей консервативно-патриотически настроенный, активно погружается в эту тему. Главная задача - вызвать чувство гордости за национальные традиции.

У каруселей/Вячеслав Бычков 1916 Фото автора
У каруселей/Вячеслав Бычков 1916 Фото автора

На страницах журнала публикуют картины "в боярском стиле" : яркий броский портрет Елизаветы Соколовой-Куликовой (жены художника) в парчовой душегрее, русском сарафане и кокошнике кисти Ивана Куликова, и девушку в вологодском костюме Ивана Горюшкина-Сорокопудова , от которой так и веет "лесным скитом, старой верой", как писали критики.

В русском наряде/Иван куликов 1916; Девушка в вологодском костюме/Иван Горюшкин-Сорокопудов 1910 Фото автора
В русском наряде/Иван куликов 1916; Девушка в вологодском костюме/Иван Горюшкин-Сорокопудов 1910 Фото автора

Многие художники даже начинают собирать русские национальные костюмы, потому что увеличивается количество заказов на портреты "в русском стиле". На картине Александра Маковского "Купчихи. Чаепитие" сложно сказать, кем были модели - аристократками или простыми мещанками, но образы, созданные ими явно намекают на роскошь и богатство. Обильно украшенная золотным шитьем одежда, фарфоровая посуда, ампирные кресла - все свидетельствует о высоком статусе их владелиц.

Купчихи. За чаем /Александр Маковский 1916 Фото автора
Купчихи. За чаем /Александр Маковский 1916 Фото автора
  • ТУРИЗМ

Издатель Владимир Крымов сам был заядлым путешественником ( в его личной биографии было несколько кругосветок), и в журнале этой рубрике уделялось достаточно места. Одна цитата из журнала на мой взгляд актуальна до сих пор :

Выставка "Журнал красивой жизни" Фото автора
Выставка "Журнал красивой жизни" Фото автора

Заметки о путешествиях с репродукциями отечественных и заграничных пейзажей печатались регулярно.

Ледоход во Пскове/Исаак Бродский 1913 Фото автора
Ледоход во Пскове/Исаак Бродский 1913 Фото автора
На Капри/ Константин Вещилов 1912 Фото автора
На Капри/ Константин Вещилов 1912 Фото автора

Классические пейзажи всегда были любимым и популярным жанром. Но в 1916 году Анна Остроумова-Лебедева представила на суд зрителей новый пейзаж - индустриальный. " Как много значит талант"- говорили про нее. И действительно, волею судьбы из-за мужа-химика, оказавшись в краю нефтяных вышек - Баку, художница смогла найти нестандартные источники для вдохновения.

Нефтехранилища /Анна Остроумова-Лебедева 1916 Фото автора
Нефтехранилища /Анна Остроумова-Лебедева 1916 Фото автора
  • В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ / БАЛЕТ

На рубеже XIX и XX веков русское искусство было на подъеме во всех жанрах : театр, балет, танцы, живопись, скульптура. В Париже гремели "Русские сезоны" Дягилева. На средства русских меценатов содержались частные оперы.

В журнале часто писали о театральных постановках и актрисах , печатали истории крепостных театров, а читатели просили публиковать как можно больше усадебных интерьеров, чтобы театральные художники вдохновлялись ими при создании декораций к спектаклям.

Невозможно равнодушно пройти мимо эскизов Льва Бакста. Они прекрасны !

Но балет, пожалуй, был самой модной темой.

Выставка "Журнал красивой жизни" Фото автора
Выставка "Журнал красивой жизни" Фото автора

На выставке представлена интересная витрина - это попытка "воспроизвести" фотографию из журнала, на которой были запечатлены вещи из личной коллекции балетомана Валериана Светлова : книга-монография "Современный балет" с иллюстрациями Льва Бакста, слепок ноги Анны Павловой и статуэтка балерины Людмилы Шоллар в роли Вероники в балете "Египетские ночи".

Выставка "Журнал красивой жизни" Фото автора
Выставка "Журнал красивой жизни" Фото автора
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ

Обзоры художественных выставок и прочих культурных мероприятий были весьма популярны, такие материалы можно было встретить даже на страницах "Биржевых ведомостей". Конечно, журнал "Столица и усадьба" не мог остаться в стороне и пригласил критика Сергея Кондакова, который был весьма консервативно настроен, что совпало с общим тоном журнала.

Консерватизм консерватизмом, но на страницах "Столицы и усадьбы" появлялись даже картины в стиле "nu", но острая меткая цитата из журнала одним махом расставила все точки "i" .

Цитата из журнала "Столица и усадьба" / Выставка "Журнал красивой жизни" Фото автора
Цитата из журнала "Столица и усадьба" / Выставка "Журнал красивой жизни" Фото автора
Купальщицы/Виталий Тихов 1910 Фото автора
Купальщицы/Виталий Тихов 1910 Фото автора

В 1916 году цветной вклейки была удостоена яркая работа Бориса Григорьева. Во время учебы в частной академии в Париже художник активно погрузился в жизнь города, особенно в атмосферу ресторанов и кафешантанов. В советское время такую картину поместили бы в рубрике "Их нравы".

В парижском кафе/ Борис Григорьев 1913 Фото автора
В парижском кафе/ Борис Григорьев 1913 Фото автора
  • ПЕТРОГРАД ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

С самых первых дней журнал держался вдали от политики и иных социальных явлений. С началом Первой мировой войны его контент почти не изменился, разве что появилась новая рубрика "Петроград во время войны", в которой освещались всякие мероприятия помощи фронту.

На обложке рождественского номера за 1916 год была напечатана картина Николая Харитонова и подробный очерк о непростой судьбе художника, выходца из крестьянской семьи, ставшего учеником Ильи Репина. Женщина с младенцем на руках на фоне рождественской елки - живописный гимн традиционным ценностям.

Мать и дитя/Николай Харитонов 1916 Фото автора
Мать и дитя/Николай Харитонов 1916 Фото автора

Конечно, совсем не реагировать на события в стране и в мире журнал не мог. В одном из номеров была напечатана репродукция картины Владимира Маковского. Солдат, играющий на пианино, в разгромленной квартире, настолько увлечен игрой, что не замечает вошедшего офицера. Критик Сергей Кондаков назвал сюжет картины "забавным эпизодом", да уж ... забавнее некуда. Кстати, подобные сюжеты уже встречались в мировой живописи и будут тиражироваться в дальнейшем.

И для тех, кто долистал до конца - самая неоднозначная и загадочная картина на выставке. Встречайте "Хозяюшку" Анастасии Ухановой. Умильно-лубочная псевдо-крестьянка в потрясающем нежно-розовом сарафане на фоне идеальных овощей и фруктов, но "вишенка на торте" - это абсолютно дюреровский заяц у ее ног ! Это же прелесть что такое !

Хозяюшка/Анастасия Уханова 1916 Фото автора
Хозяюшка/Анастасия Уханова 1916 Фото автора

"Красивая жизнь доступна не всем, но все-таки она существует" - утверждал издатель журнала " Столица и усадьба" Владимир Крымов.

Спасибо Музею Русского Импрессионизма за прекрасную "нарядную" выставку, и за возможность прикоснуться к красивой жизни.

Цитата из журнала "Столица и усадьба" / Выставка "Журнал красивой жизни" Фото автора
Цитата из журнала "Столица и усадьба" / Выставка "Журнал красивой жизни" Фото автора

А нам не смешно, мы-то дошли !

#выставка #искусство #культура

_________________________________________________________________________________________

  • Всем добра и позитива !
  • Не забудьте подписаться ✍ ️ на канал 👉 ЗДЕСЬ !
  • Ставьте 👍 , загадывайте желание и оно обязательно сбудется 🙏 !