Зачастую у басиста в группе не очень бросающаяся в глаза роль, если он по совместительству ещё и не поёт. По статистике, около девяноста двух процентов слушателей просто не замечают в композициях звука бас-гитары и обращают своё внимание только на основную мелодическую линию вокала и простые инструментальные хуки. Хотя любой музыкант знает, что именно эти маги низких регистров часто могут быть главной движущей силой, будь то поддержание вместе с барабанщиком ритмического рисунка или самостоятельное исполнение заводной партии.
За всю историю музыки было и есть немалое число бас-гитаристов, так или иначе оказавших значительное влияние на её развитие или просто оставивших яркий след в эпохе. Если опросить многих авторитетных экспертов на предмет определения самых выдающихся басистов, то ответы будут самые разные. Ведь не достаточно ограничиваться только мастерством. Конечно, технические способности играют большую роль, но и влияние, написание музыки, инновации, поведение на сцене, стаж исполнительства, взаимодействие с остальными членами ансамбля, личные пристрастия и многое другое – все эти факторы повлияют на вердикт специалистов.
Не во всех случаях упомянут Джона Уэттона, я не удивлюсь, если его имя эксперты и вовсе проигнорируют. Между тем, если просто опросить профессиональных музыкантов, то об Уэттоне все будут говорить только в превосходных степенях. А он ещё сочинял и пел голосом, мало кому уступающим на рок-сцене. В то же время он исполнял басовые партии, которые дополняли его вокал с барочной эффективностью. Среди тех, кто упоминали о влиянии Уэттона или выражали своё им восхищение, были Билли Шихан, Хуан Альдерете, Майкл Суит, Рон Андерсон, Джозеф Д. Роуленд и многие другие не последние в музыке ребята.
Отсюда вовсе не следует, что он был лишь «музыкантом для музыкантов». В начале 80-х, да и, пожалуй, ранее Джон был суперзвездой прогрессив-рока, хотя стилистически мог блеснуть в любом жанре. Просто он был бас-гитаристом, поцелованным богом.
Как человек, в своё время увлекающийся прогрессивом и фьюжн, я не мог пройти мимо этой личности. Ведь вряд ли найдётся ещё другой проговый музыкант с более впечатляющей биографией, чем Джон Уэттон. Его музыкальный вклад в звучание легенд прошлого впечатляет: Family, Mogul Thrash, King Crimson, Roxy Music, Uriah Heep, Wishbone Ash, U.K., Asia… Его басовый стиль и звучание всегда были мощными и очень выразительными. Говорят даже, что для придания особой экспрессивности своему тону он играл порой вместо медиатора куском стекла.
Джон Кеннет Уэттон родился в Дербишире, Англия, 12 июня 1949 года. Он был младшим из двух братьев, каждый из которых выбрал свою музыкальную карьеру: Джон посвятил себя року, а его старший брат Роберт – классической церковной музыке. Когда Джону было 12 лет, семья переехала в Борнмут. Именно здесь во время своих занятий на органе Роберт просил своего младшего брата исполнять басовые партии на фортепиано, поскольку у них дома не было педальной панели для басов, как в церковном инструменте. Джон позже вспоминал:
«Во время занятий мне понравились басовые партии, потому что басовые партии Баха невероятно интересны. Поэтому я подумал, что это хорошо, мне нравятся басы, это про меня, это моё».
И хотя он с детства увлекался классической музыкой, вместо этого юный музыкант решил заняться рок-н-роллом, чтобы его не сравнивали с братом. При этом, вполне понятным был и выбор инструмента – бас-гитара. Его басовые партии нередко шли в соответствии канонами Иоганна Себастьяна Баха, который часто вёл бас контрапунктом к основным мелодическим линиям.
«Хотя я и происхожу из церковной музыки и от таких композиторов, как Бах, но моя музыкальная жизнь по-настоящему началась, когда появились The Beatles и The Beach Boys. Они придавали мне цветовую гамму, в то время как до них корневой рок был чёрно-белым. На мой взгляд, он был монотонным, с небольшим количеством мелодичных или гармонических движений.
Нетипичные тона Пола Маккартни и Брайана Уилсона мне действительно понравились, потому что в церковной музыке это происходит постоянно – особенно в гимнах, где бас обычно перемещается повсюду. По сути, в те времена, когда им надоедало играть одну и ту же партию баса, они сочиняли другую, просто ради развлечения. Это вызвало у меня восхищение размещением басовой партии в аккорде и тем, как это дополняет мелодию».
В школьные годы Джон играл и пел в нескольких группах каверы на The Shadows и The Beatles и, в конце концов, попал в местную ритм-энд-блюзовую группу – The Palmer-James Group. Примерно в это же время он познакомился с Робертом Фриппом, который впоследствии сыграет важную роль в его карьере. Уэттон играл на басу и пел в нескольких ранних группах с Ричардом Палмером-Джеймсом (он наиболее известен как один из основателей Supertramp – прим.), с которым у него завяжется сотрудничество на несколько десятилетий. Помимо The Palmer-James Group это были The Corvettes и Ginger Man. Именно с Палмером Уэттон начнёт сочинять.
После колледжа Джон отправился в турне по Румынии, поддерживая Хелен Шапиро. Это принесло ему достаточно денег, чтобы купить за 35 фунтов приличную бас-гитару «Fender Precision». Его следующей группой была Tetrad, ещё одна команда из Борнмута, но вскоре он решил их покинуть и переехать в Лондон.
Некоторое время он пробыл в недолговечной группе Splinter (не путать с известным вокальным дуэтом из Южного Шилда – прим.), а затем ушёл, чтобы в сентябре 1969 года после концертной работы с Renaissance присоединиться к Brotherhood Джеймса Литерленда. В состав коллектива входили ещё гитарист Майкл Розен, барабанщик Билл Харрисон и так называемые «Dundee Horns» – саксофонисты Роджер Болл и Малкольм Дункан. Это была ключевая ранняя группа для Уэттона, которая вскоре после его прихода сменила имя на Mogul Thrash. Они представляли собой грубоватый ритм-энд-блюзовый бэнд с духовой секцией.
Ребята дебютировали в 1970 году с синглом «Sleeping in the Kitchen». Тогда же часть музыкантов группы – а именно Джон Уэттон на басу и гитарист Джеймс Литерленд, плюс бывший барабанщик Tornados Клем Каттини – поучаствовали в записи второго альбома прогового дуэта Edwards Hand под названием «Stranded», спродюсированного Джорджем Мартином.
Единственный одноименный лонгплей Mogul Thrash на «RCA Records» вышел в следующем году, оставшись практически незамеченным дома, но завоевав популярность на большей части Европы. Однако, через несколько месяцев у парней возникли юридические проблемы со своим менеджментом, и единственным способом выпутаться из них было распустить группу.
Затем Джон провёл некоторое время за сессионной работой, почувствовав в разных записях и заработав достаточно, чтобы купить себе билет до Лос-Анджелеса. Его бас-гитара звучит на христиан-рокерском альбоме «Only Visiting This Planet» Ларри Нормана, а на фолк-роковом сольнике школьного друга Роберта Фриппа и бывшего вокалиста и басиста King Crimson Гордона Хаскелла «It Is And It Isn't» помимо баса он ещё отметился на органе и подпел.
В Калифорнии Уэттон не пробыл и пары месяцев, и сразу по возвращении в Лондон ему позвонили и пригласили присоединиться к Family. Вот как Джон описывал этот период своей жизни:
«Я был в Лос-Анджелесе в поисках своих «острых ощущений», и когда шесть недель спустя я вернулся в Британию, я знал, что американцы не ждут моей музыки. То, что я хотел сделать в то время, было гораздо более агрессивным, чем то, что происходило в Америке. Даже если я любил слушать романтические вещи от таких людей, как Crosby, Stills, Nash & Young, Джони Митчелл и The Beach Boys, я обнаружил, что мои песни намного сложнее.
Как ни странно, в тот день, когда я вернулся из Америки, мне позвонил мой друг (Джим Креган) и спросил, хочу ли я присоединиться к Family. В то время они были третьими в чартах и были одной из моих любимых полу-прогрессивных групп, поэтому я, конечно, сказал «да». После двух альбомов с ними я ушел, потому что не чувствовал себя удовлетворенным.
В группе уже было несколько композиторов, а вакансия певца тоже была занята, так что мне пришлось быть счастливым, просто играя на басу. Я также должен вам сказать, что еще до того, как я пошел играть с Family, мне уже позвонил Роберт Фрипп и спросил, хочу ли я присоединиться к King Crimson. В состав Crimson тогда входили Фрипп, Мел Коллинз, Ян Уоллес и Боз Баррелл».
За годы, проведенные Джоном с Family, было создано действительно несколько замечательных песен. Он остался на два альбома («Fearless» и «Bandstand»), но чувствовал себя ограниченным. В составе с Роджером Чэпменом он никогда не собирался быть ведущим вокалистом, точно так же он не был и автором для группы, хотя в записях помимо бас-гитары и бэк-вокала ещё кое-где подыграл на клавишных и гитаре. Когда Роберт Фрипп предложил ему работу в King Crimson, это было слишком хорошо, чтобы отказаться. В своё время Джон Уэттон уже отклонил первоначальное предложение Роберта присоединиться к King Crimson:
«В то время я понял, что меня пригласили в качестве союзника Роберта, чтобы немного уравнять шансы, потому что три других члена (Мел Коллинз, Ян Уоллес и Боз Баррелл) сформировали картель против Роберта, и он был фактически загнан в угол. Лидер группы был против творческих ограничений. Когда он позвонил мне, он хотел привлечь в группу друга-единомышленника, чтобы немного уравнять команду. Я не хотел присоединяться при таких обстоятельствах, и я сказал Роберту: «Знаешь, наверное, сейчас не подходящее время»».
Итак, Джон продолжил в тот момент сотрудничество с Family и закончил работу над «Bandstand», только чтобы снова пересечься с Фриппом. Роберт позвонил Джону и попросил зайти к нему в квартиру в Эрлс-Корт. Во время визита Роберт упомянул, что рассматривает возможность создания совершенно нового состава с другим музыкантом, жившим в Эрлс-Корт, барабанщиком по имени Билл Бруфорд (из Yes – прим.). И это станет «золотым периодом» для группы. Джон помимо басовых партий теперь будет и основным вокалистом «Кримзон».
За два года работы в King Crimson Уэттон, наконец таки, снискал и признание критиков, и успех. Теперь он был полноправным со-творцом, поучаствовав в создании большинства композиций. При этом многие тексты песен были сочинены его прежним партнёром – Ричардом Палмером-Джеймсом. О своей сформировавшейся стилистике Джон рассказывал так:
«Чаще всего я пишу так, чтобы моя басовая партия двигалась независимо или контрапунктно тому, что я пою в куплетах, а затем параллельно ей в припевах, гармонизируя мелодическую линию. Вы можете услышать это в «Easy Money» с King Crimson, «Heat of the Moment» и «Don't Cry» с Asia».
Этот период «Кримзон» характеризовался более агрессивным фьюжн-звучанием во главе с громовыми, мелодичными басовыми партиями Уэттона, чей «ревущий и хрустящий» звук, усиленный педалями эффектов и вращающимися динамиками «Leslie», часто граничил даже не с авангардом – с хэви-метал. Фрипп однажды сравнил игру на сцене с Уэттоном и барабанщиком Биллом Бруфордом с «летящей кирпичной стеной». Джон прокомментировал:
«Мой бас и мой музыкальный голос проявились в King Crimson. Работая в Mogul Thrash и Family, я познакомился с такими непохожими друг на друга басистами, как Джек Брюс, Харви Брукс и Мирослав Витус, и я продолжал пытаться разобраться в музыке Джеймса Джеймерсона в «Motown». Так что в свои 22 года я был вполне уверен в себе и стремился сыграть как можно больше нот. Это идеально сочеталось с тем, как Билл Бруфорд играл на барабанах.
После того, как мы записали «Larks’ Tongues in Aspic», я был особенно доволен своим музыкальным вкладом в «Starless and Bible Black» и «Red». В частности, «Starless» стала для меня звёздным часом. Это сонатная форма, с моей балладой в начале, с демоническим аккордом бас-гитары с тритоновой заменой, который написал Билл, затем начинается настоящий ад, и, наконец, мы возвращаемся к балладе».
«Поскольку я как бы балансировал между ролями ведущего и второго плана, я выбрал довольно резкий звук. Это стало возможным благодаря моим пальцам, иногда медиатору, моему «P-Bass» 61-го года, струнам «Rotosound», усилителю «Hiwatt» и дешевой итальянской педали «wah-wah/fuzz». Нам с Крисом Сквайром очень понравился басовый тон, который Эйс Кеффорд приобрел благодаря этому прибамбасу: он был похож на нижние струны пианино. Именно к этому мы стремились».
Они записали четыре альбома («Larks’ Tongues in Aspic», «Starless and Bible Black», «Red» и концертник «USA»), но к сентябрю 1974-го Фрипп решил распустить группу. В музыкальном плане он оказался между Бруфордом и Уэттоном, которые играли с большой силой и громкостью, и Кроссом, чья усиленная акустическая скрипка постоянно заглушалась ритм-секцией. К тому же Роберт, разочаровавшись в музыкальной индустрии, не хотел более гастролировать.
А Джон на тот момент много общался с Roxy Music и присоединился к ним, когда появилась вакансия басиста. Ещё когда он играл в King Crimson, Брайан Ферри попросил Уэттона «присутствовать» на их прослушиваниях в поисках замены басиста и дать свои рекомендации. Неудовлетворенный всеми претендентами, Джон вызвался сам поехать в тур 1975 года, чтобы дать им время найти хорошего басиста. Группа продвигала арт-рок и гастролировала по Великобритании, Европе и Америке. Уэттон хотя и был «случайным пассажиром», тем ни менее поучаствовал в записях концертного альбома «VIVA» и сольника гитариста группы Фила Манзанеры – «Diamond Head».
«Уйдя из King Crimson, я привнес в Roxy Music многое из своего насыщенного басового стиля, и они не возражали, потому что им нравилось свинговать».
В марте 1975-го Джон решил присоединиться к группе Uriah Heep после того, как они только что уволили басиста Гэри Тейна. Как он сам рассказывал:
«King Crimson я играл до нелепости сложную музыку с очень необычными размерностями. Предложение сыграть с Uriah Heep сулило мне небольшую передышку. Я мог оставаться самим собой, получать удовольствие и играть по-настоящему мощную рок-музыку. В «Хипы» я пришёл уж точно не из-за денег. На тот момент Roxy Music предлагали мне столько же, сколько и Uriah Heep, если не больше. Просто я не хотел оставаться в Roxy Music».
Уэттон сыграл на двух альбомах, и если в «Return to Fantasy» его вклад был лишь инструментальным, то для «High and Mighty» он помог Кену Хенсли написать пару песен. Более того – он же помогал ему и в аранжировках, может поэтому по звучанию эта запись совершенно выпадет из привычной фанатам «Хипов» стилистической обоймы сочетания хард- и прогрессив-рока, столь характерной для прежнего саунда группы. На главном хите пластинки «One Way or Another» Джон и Хенсли разделили вокальные партии.
Тем ни менее, присутствие Уэттона никак не повлияло на внутренние беспорядки в группе. Все ненавидели друг друга, и поэтому к августу 1976-го он ушёл, пока всё не стало слишком неприятным. В октябре того же года Джон вернулся в группу Брайана Ферри, которая гастролировала по Великобритании, Европе, Японии и США. Но снова начали всплывать проблемы, связанные с игрой чужой музыки.
В июле 1976 года, после ухода из Uriah Heep, Уэттон воссоединился с бывшим барабанщиком «Кримзон» Биллом Бруфордом, записав демо, первоначально предложенные для сольного альбома (два из этих демо были позже выпущены на сборнике «Monkey Business» в 1998 году – прим.). Попутно Джон по старой памяти помог Брайану Ферри записать пару сольных альбомов («Let’s Stick Together» и «In Your Mind»).
В сентябре 1976 года Уэттон и Бруфорд сформировали группу с клавишником Риком Уэйкманом, который ранее работал с последним в Yes. Проект был остановлен лейблом после репетиции. По словам Билла, «A&M Records не хотели позволять своей «звезде» Уэйкману уйти с использованной, слегка загрязненной ритм-секцией King Crimson, и эта идея провалилась».
Затем Бруфорд и Уэттон обратились к Роберту Фриппу с предложением реформировать King Crimson. Когда Фрипп в конце концов отказался, парни решили, что каждый позовёт музыканта, чтобы сформировать совместно таким образом новую группу. Уэттон пригласил Эдди Джобсона, который после ухода из Roxy Music в 1976 году присоединился к группе Фрэнка Заппы, таким образом «украв» его у Заппы. А Бруфорд позвал Аллана Холдсворта, ранее входившего в состав Soft Machine, Nucleus, Gong, Tempest и The Tony Williams Lifetime. Так была создана супергруппа U.K..
Они записали одноименный альбом и совершили пару туров по США. В 2015 году журнал «Rolling Stone» поставил «U.K.» на 30-е место среди лучших прогрессив-рок-альбомов всех времён. Отмечалась гитарная работа и разнообразная звучность синтезатора «Yamaha CS-80», но всё это очень удачно ложилось на подложку выдающейся ритм-секции, где бас Уэттона отлично дополнял свинговый гений Бруфорда.
«К тому времени, когда я наконец вернулся в U.K. к Биллу Бруфорду, гитаристу Аллану Холдсворту и клавишнику Эдди Джобсону, соотношение сил изменилось. Теперь я был фронтменом, и основное внимание уделялось структурированным песням, которые оставляли мало места для импровизации. Что касается баса, то мне действительно приходилось быть ведущим; это ограничивало мою свободу, но я смирился с этим. Я бы назвал наш подход организованным хаосом, в котором очень много энергии. Отсутствие импровизации выводило Холдсворта из себя. Тем не менее, я думаю, что мы записали чертовски хорошую пластинку».
В ноябре 1978-го Бруфорд и Холдсворт покинули группу из-за разногласий и основали Bruford. А Уэттон с Джобсоном позвали на замену Бруфорду Терри Боззио, ещё одного бывшего участника коллектива Заппы, и группа продолжила работу в составе трио, так и не найдя достойного гитариста. Было выпущено ещё два альбома (студийный «Danger Money» и концертный «Night After Night»), но у Джона и Эдди были разные представления о том, в каком же направлении должна развиваться группа. Они закончили тур и решили взять шестимесячный перерыв.
«Когда Аллан и Билл ушли и мы стали трио с барабанщиком Терри Боззио, мы продвинулись ещё дальше в вокальном направлении, а моя игра на басу стала еще более функциональной».
Джон увлекся сольными проектами, такими как «Jack-Knife» (с преобладанием каверов) и «Caught In The Crossfire». На первом ему помог Палмер-Джеймс на гитаре, Джон Хатчесон на клавишных и Курт Кресс на барабанах.
Второй же был, по сути, полноценным сольным дебютом Джона. Хотя ему помогали его записывать гитарист Мартин Барре (из Jethro Tull), барабанщик Саймон Кирк (из Bad Company), а также саксофонист Малкольм Дункан (из Average White Band), с которым Уэттон играл в Mogul Thrash, плюс гитарист Фил Манзанера в заглавной композиции, Уэттон помимо вокала отметился еще клавишными и гитарными партиями. Все песни, включая и текст, были написаны им самостоятельно, за исключением заключительной, с которой помог Пит Синфилд.
Релиз альбома состоялся в переходный период в карьере Уэттона, до того момента, как он присоединился к Wishbone Ash. Между делом он помог бывшему вокалисту Family Роджеру Чэпмену записать пару сольных альбомов («Mail Order Magic» и «Hyenas Only Laugh for Fun»). А в Wishbone Ash Джон пришёл на замену басисту и ведущему вокалисту Мартину Тёрнеру, но поучаствовал только в записи единственного альбома – «Number the Brave», выпущенного в апреле 1981 года. Хотя группа искала фронтмена, по иронии судьбы, он таковым в ней не стал, спев здесь только в «That's That».
Во время сессий альбома Джон предлагал ребятам и другие свои песни, например, «Here Comes the Feeling», которая в конечном итоге разойдётся миллионами экземпляров, когда будет выпущена на дебютном альбоме группы Asia в 1982 году. А Уэттон после сессий звукозаписи не продолжит работу с Wishbone Ash и вместо этого станет соучредителем супергруппы Asia.
Дело было так. К концу 1980 года он поговорил с менеджером Брайаном Лейном о создании нового ансамбля. Тот познакомил Джона с бывшими участниками Yes – гитаристом Стивом Хоу и клавишником Джеффом Даунсом. Четвертым в звёздной компании стал маститый Карл Палмер из EL&P. И вот, в январе 1981-го, родилась Asia, первая «супергруппа» 80-х. Благодаря своему коллективному опыту, они довольно быстро выпустили дебютный одноимённый альбом. «Asia», стал самым продаваемым альбомом в США в 1982 году, оставаясь на первом месте в чартах в течение 9 недель. Диск стал золотым и платиновым на всех континентах. Это был «звездный час» Джона Уэттона. Он участвовал в написании всех песен альбома и прочно застолбил себе место в числе суперзвёзд рок-сцены.
Помню, как гонялся в начале 80-х за новинкой, а достав её, был немного разочарован слегка попсовой подачей. Но в мире это «зашло». Тогда как раз начиналась эра видео, появился телеканал MTV, не последнюю роль сыгравший в успехах группы. Asia использовали своё поп-прогрессивное звучание в таких хитах, как «Heat of the Moment», «Only Time will Tell» и «Don't Cry», крутившихся без устали в эфире. Драматичный видеоряд рулил.
После выхода второго альбома «Aplha», дошедшего лишь до 6-го места «Billboard 200», Стив Хоу ушёл из группы, и в 1985 году его на гитаре в их третьем альбоме «Astra» заменил Мэнди Майер (Krokus; Gotthard; Unisonic – прим.), привнёсший немного «металлического» звучания. Тогда же из-за «пристрастия к бутылке» Уэттон был временно уволен из группы (его заменял Грег Лейк – прим.). Была такая слабость. Хотя другие участники быстро приняли Джона обратно, Asia не смогла повторить свои первоначальные успехи.
«Мое увлечение музыкой, на формирование которого ушло 30 лет, достигло апогея. К тому же меня окружали отличные музыканты, подходящий лейбл, начало «MTV» – всё было на своих местах. Единственное, что могло меня остановить, – это «кнопка самоуничтожения», которая сработала на короткое время после выхода двух альбомов, но я вернулся. Что действительно принесло успех Asia, так это то, что мы пожертвовали собой ради создания настоящего звучания группы».
На пару лет в Asia был объявлен перерыв, и Джон завершил два сольных проекта. Первым был сборник «King's Road» 1972-1980 годов, составленный за годы его работы в «EG records». Вторым был новый альбом «K Scope» Wetton/Manzanera – со старым другом Филом Манзанерой, с которым он впервые познакомился в Roxy Music. На альбоме был материал, предназначавшийся для Asia. Также в 1987 году Уэттон играл с группой Phenomena на их альбоме «Dream Runner» и получил хит номер один в Южной Америке с синглом «Did It All for Love», который также появился в соответствующем музыкальном видео.
В 1990 году был выпущен четвертый «азиатский» альбом – «Then & Now», который содержал композиции с первых трёх пластинок группы и несколько новых песен. На этот раз обязанности гитариста с Мэнди Майером разделили Стив Лукатер (из Toto), сессионщик Рон Коми и Скотт Горэм (из Thin Lizzy), но с обложки пластинки по-прежнему улыбались знакомые лица Уэттона, Даунса и Палмера. В ноябре 90-го троица объединилась с Пэтом Траллом (из Pat Travers Band) для участия в двух аншлаговых концертах на московском стадионе «Олимпийский». Выступления были записаны и выпущены в 91-м. Были также сняты видеоклипы и полнометражный фильм о концерте. Затем Джон решил, что ему нужно сменить направление, и покинул группу.
В 90-е годы Уэттон сосредоточился на сольной карьере. Он решил переехать в Калифорнию, где у него появилась новая управляющая компания, звукозаписывающая компания и продюсер Рон Невисон. В 1994 году он выпустил ещё один сольный альбом, «Battle Lines». Во время своего турне по Дальнему Востоку осенью 1994-го он записал несколько концертов, которые были выпущены в 1995 году под названием «Chasing The Dragon». А в 1995 году, во время гастролей по США, Джон записал серию чисто акустических версий многих своих старых любимых песен. Альбом был выпущен на лейбле «Blueprint» под названием «Akustika – Live In Amerika».
В 1999 году неудавшаяся попытка реформировать Asia привела к тому, что Джон и Карл Палмер сформировали вместе с клавишником Джоном Янгом (который был соавтором материала для «Battle Lines» – прим.) и гитаристом Дэйвом Килминстером (Roger Waters BandSteven; Wilson Band – прим.) недолговечную прогрессив-роковую группу под названием Qango. «Бойцы» помянули былые достижения Asia и трио EL&P. Перед распадом Qango отыграли несколько концертов в Великобритании и записал концертный альбом «Live in the Hood».
Его следующий сольный альбом назывался «Arkangel», за ним последовали другие концертные диски. В конце 2000 года в Японии был выпущен последний сольный альбом Джона «Welcome To Heaven». Но альбом оказался ещё менее удачным, чем предыдущий. Все эти годы Уэттон спорадически работал со многими исполнителями и в качестве сессионного музыканта.
В начале 2000-х для совместного проекта Icon Уэттон воссоединился с Джеффом Даунсом, гитаристом Джоном Митчелом (из Arena) и барабанщиком Стивом Кристи (из The Notations). Icon заметно много приняли от звучания Asia. Стало чуть меньше арт-рок-проигрышей, но появилось огромное разнообразие синтезаторных звуков. Для усиления настроения во многих трэках была использована скрипка Кэти Джейкоби. За первым альбомом «Icon» последовали «Icon II: Rubicon» в 2006 году и «Icon III» в 2009 году.
В 2006 году наконец произошло воссоединение классического состава Asia (Уэттон, Даунс, Хоу, Палмер). Студийный альбом «Phoenix» (2008), первый альбом оригинальной группы после альбома 1983 года, был выпущен в апреле 2008 года и занял 73-е место в чарте альбомов «Billboard 200» в США. Здесь не было как откровений, так и откровенных провалов, но реакция музыкальной прессы была убийственной: «немного настоящего рока служат лишь напоминанием о том, что вы не только не можете, но и не должны снова возвращаться». Альбом завершается тем, что многие теперь считают окончательным гимном Уэттона – «An Extraordinary Life».
Первоначальный состав выпустил ещё два студийника («Omega» 2010 года и «XXX» 2012-го), прежде чем Хоу ушел в январе 2013 года, чтобы сосредоточиться на Yes. С новым 27-летним гитаристом Сэмом Коулсоном Asia выпустили «Gravitas» в марте 2014 года. Хотя он оказался менее успешным с точки зрения продаж, чем его предшественник, альбому всё же удалось попасть в чарт Великобритании и «Billboard 200» в США. И это была последняя работа маэстро.
Кудесника не стало 31 января 2017. Но те, кто по-настоящему любят музыку, будут его помнить и слушать ещё долго.
☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!
❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал и активируйте оповещение колокольчиком.
➤Другие похожие материалы: