Найти в Дзене
Old school dude

Бас-гитарист, поцелованный богом

Зачастую у басиста в группе не очень бросающаяся в глаза роль, если он по совместительству ещё и не поёт. По статистике, около девяноста двух процентов слушателей просто не замечают в композициях звука бас-гитары и обращают своё внимание только на основную мелодическую линию вокала и простые инструментальные хуки. Хотя любой музыкант знает, что именно эти маги низких регистров часто могут быть главной движущей силой, будь то поддержание вместе с барабанщиком ритмического рисунка или самостоятельное исполнение заводной партии.

За всю историю музыки было и есть немалое число бас-гитаристов, так или иначе оказавших значительное влияние на её развитие или просто оставивших яркий след в эпохе. Если опросить многих авторитетных экспертов на предмет определения самых выдающихся басистов, то ответы будут самые разные. Ведь не достаточно ограничиваться только мастерством. Конечно, технические способности играют большую роль, но и влияние, написание музыки, инновации, поведение на сцене, стаж исполнительства, взаимодействие с остальными членами ансамбля, личные пристрастия и многое другое – все эти факторы повлияют на вердикт специалистов.

Не во всех случаях упомянут Джона Уэттона, я не удивлюсь, если его имя эксперты и вовсе проигнорируют. Между тем, если просто опросить профессиональных музыкантов, то об Уэттоне все будут говорить только в превосходных степенях. А он ещё сочинял и пел голосом, мало кому уступающим на рок-сцене. В то же время он исполнял басовые партии, которые дополняли его вокал с барочной эффективностью. Среди тех, кто упоминали о влиянии Уэттона или выражали своё им восхищение, были Билли Шихан, Хуан Альдерете, Майкл Суит, Рон Андерсон, Джозеф Д. Роуленд и многие другие не последние в музыке ребята.

Отсюда вовсе не следует, что он был лишь «музыкантом для музыкантов». В начале 80-х, да и, пожалуй, ранее Джон был суперзвездой прогрессив-рока, хотя стилистически мог блеснуть в любом жанре. Просто он был бас-гитаристом, поцелованным богом.

Как человек, в своё время увлекающийся прогрессивом и фьюжн, я не мог пройти мимо этой личности. Ведь вряд ли найдётся ещё другой проговый музыкант с более впечатляющей биографией, чем Джон Уэттон. Его музыкальный вклад в звучание легенд прошлого впечатляет: Family, Mogul Thrash, King Crimson, Roxy Music, Uriah Heep, Wishbone Ash, U.K., Asia… Его басовый стиль и звучание всегда были мощными и очень выразительными. Говорят даже, что для придания особой экспрессивности своему тону он играл порой вместо медиатора куском стекла.

Джон Уэттон. Фото из открытых источников
Джон Уэттон. Фото из открытых источников

Джон Кеннет Уэттон родился в Дербишире, Англия, 12 июня 1949 года. Он был младшим из двух братьев, каждый из которых выбрал свою музыкальную карьеру: Джон посвятил себя року, а его старший брат Роберт – классической церковной музыке. Когда Джону было 12 лет, семья переехала в Борнмут. Именно здесь во время своих занятий на органе Роберт просил своего младшего брата исполнять басовые партии на фортепиано, поскольку у них дома не было педальной панели для басов, как в церковном инструменте. Джон позже вспоминал:

«Во время занятий мне понравились басовые партии, потому что басовые партии Баха невероятно интересны. Поэтому я подумал, что это хорошо, мне нравятся басы, это про меня, это моё».

И хотя он с детства увлекался классической музыкой, вместо этого юный музыкант решил заняться рок-н-роллом, чтобы его не сравнивали с братом. При этом, вполне понятным был и выбор инструмента – бас-гитара. Его басовые партии нередко шли в соответствии канонами Иоганна Себастьяна Баха, который часто вёл бас контрапунктом к основным мелодическим линиям.

«Хотя я и происхожу из церковной музыки и от таких композиторов, как Бах, но моя музыкальная жизнь по-настоящему началась, когда появились The Beatles и The Beach Boys. Они придавали мне цветовую гамму, в то время как до них корневой рок был чёрно-белым. На мой взгляд, он был монотонным, с небольшим количеством мелодичных или гармонических движений.
Нетипичные тона Пола Маккартни и Брайана Уилсона мне действительно понравились, потому что в церковной музыке это происходит постоянно – особенно в гимнах, где бас обычно перемещается повсюду. По сути, в те времена, когда им надоедало играть одну и ту же партию баса, они сочиняли другую, просто ради развлечения. Это вызвало у меня восхищение размещением басовой партии в аккорде и тем, как это дополняет мелодию».

В школьные годы Джон играл и пел в нескольких группах каверы на The Shadows и The Beatles и, в конце концов, попал в местную ритм-энд-блюзовую группу – The Palmer-James Group. Примерно в это же время он познакомился с Робертом Фриппом, который впоследствии сыграет важную роль в его карьере. Уэттон играл на басу и пел в нескольких ранних группах с Ричардом Палмером-Джеймсом (он наиболее известен как один из основателей Supertramp – прим.), с которым у него завяжется сотрудничество на несколько десятилетий. Помимо The Palmer-James Group это были The Corvettes и Ginger Man. Именно с Палмером Уэттон начнёт сочинять.

После колледжа Джон отправился в турне по Румынии, поддерживая Хелен Шапиро. Это принесло ему достаточно денег, чтобы купить за 35 фунтов приличную бас-гитару «Fender Precision». Его следующей группой была Tetrad, ещё одна команда из Борнмута, но вскоре он решил их покинуть и переехать в Лондон.

бас-гитара «Fender Precision». Фото из открытых источников
бас-гитара «Fender Precision». Фото из открытых источников

Некоторое время он пробыл в недолговечной группе Splinter (не путать с известным вокальным дуэтом из Южного Шилда – прим.), а затем ушёл, чтобы в сентябре 1969 года после концертной работы с Renaissance присоединиться к Brotherhood Джеймса Литерленда. В состав коллектива входили ещё гитарист Майкл Розен, барабанщик Билл Харрисон и так называемые «Dundee Horns» – саксофонисты Роджер Болл и Малкольм Дункан. Это была ключевая ранняя группа для Уэттона, которая вскоре после его прихода сменила имя на Mogul Thrash. Они представляли собой грубоватый ритм-энд-блюзовый бэнд с духовой секцией.

Ребята дебютировали в 1970 году с синглом «Sleeping in the Kitchen». Тогда же часть музыкантов группы – а именно Джон Уэттон на басу и гитарист Джеймс Литерленд, плюс бывший барабанщик Tornados Клем Каттини – поучаствовали в записи второго альбома прогового дуэта Edwards Hand под названием «Stranded», спродюсированного Джорджем Мартином.

Единственный одноименный лонгплей Mogul Thrash на «RCA Records» вышел в следующем году, оставшись практически незамеченным дома, но завоевав популярность на большей части Европы. Однако, через несколько месяцев у парней возникли юридические проблемы со своим менеджментом, и единственным способом выпутаться из них было распустить группу.

Затем Джон провёл некоторое время за сессионной работой, почувствовав в разных записях и заработав достаточно, чтобы купить себе билет до Лос-Анджелеса. Его бас-гитара звучит на христиан-рокерском альбоме «Only Visiting This Planet» Ларри Нормана, а на фолк-роковом сольнике школьного друга Роберта Фриппа и бывшего вокалиста и басиста King Crimson Гордона Хаскелла «It Is And It Isn't» помимо баса он ещё отметился на органе и подпел.

В Калифорнии Уэттон не пробыл и пары месяцев, и сразу по возвращении в Лондон ему позвонили и пригласили присоединиться к Family. Вот как Джон описывал этот период своей жизни:

«Я был в Лос-Анджелесе в поисках своих «острых ощущений», и когда шесть недель спустя я вернулся в Британию, я знал, что американцы не ждут моей музыки. То, что я хотел сделать в то время, было гораздо более агрессивным, чем то, что происходило в Америке. Даже если я любил слушать романтические вещи от таких людей, как Crosby, Stills, Nash & Young, Джони Митчелл и The Beach Boys, я обнаружил, что мои песни намного сложнее.

Как ни странно, в тот день, когда я вернулся из Америки, мне позвонил мой друг (Джим Креган) и спросил, хочу ли я присоединиться к Family. В то время они были третьими в чартах и ​​были одной из моих любимых полу-прогрессивных групп, поэтому я, конечно, сказал «да». После двух альбомов с ними я ушел, потому что не чувствовал себя удовлетворенным.

В группе уже было несколько композиторов, а вакансия певца тоже была занята, так что мне пришлось быть счастливым, просто играя на басу. Я также должен вам сказать, что еще до того, как я пошел играть с Family, мне уже позвонил Роберт Фрипп и спросил, хочу ли я присоединиться к King Crimson. В состав Crimson тогда входили Фрипп, Мел Коллинз, Ян Уоллес и Боз Баррелл».

За годы, проведенные Джоном с Family, было создано действительно несколько замечательных песен. Он остался на два альбома («Fearless» и «Bandstand»), но чувствовал себя ограниченным. В составе с Роджером Чэпменом он никогда не собирался быть ведущим вокалистом, точно так же он не был и автором для группы, хотя в записях помимо бас-гитары и бэк-вокала ещё кое-где подыграл на клавишных и гитаре. Когда Роберт Фрипп предложил ему работу в King Crimson, это было слишком хорошо, чтобы отказаться. В своё время Джон Уэттон уже отклонил первоначальное предложение Роберта присоединиться к King Crimson:

«В то время я понял, что меня пригласили в качестве союзника Роберта, чтобы немного уравнять шансы, потому что три других члена (Мел Коллинз, Ян Уоллес и Боз Баррелл) сформировали картель против Роберта, и он был фактически загнан в угол. Лидер группы был против творческих ограничений. Когда он позвонил мне, он хотел привлечь в группу друга-единомышленника, чтобы немного уравнять команду. Я не хотел присоединяться при таких обстоятельствах, и я сказал Роберту: «Знаешь, наверное, сейчас не подходящее время»».

Итак, Джон продолжил в тот момент сотрудничество с Family и закончил работу над «Bandstand», только чтобы снова пересечься с Фриппом. Роберт позвонил Джону и попросил зайти к нему в квартиру в Эрлс-Корт. Во время визита Роберт упомянул, что рассматривает возможность создания совершенно нового состава с другим музыкантом, жившим в Эрлс-Корт, барабанщиком по имени Билл Бруфорд (из Yes – прим.). И это станет «золотым периодом» для группы. Джон помимо басовых партий теперь будет и основным вокалистом «Кримзон».

За два года работы в King Crimson Уэттон, наконец таки, снискал и признание критиков, и успех. Теперь он был полноправным со-творцом, поучаствовав в создании большинства композиций. При этом многие тексты песен были сочинены его прежним партнёром – Ричардом Палмером-Джеймсом. О своей сформировавшейся стилистике Джон рассказывал так:

«Чаще всего я пишу так, чтобы моя басовая партия двигалась независимо или контрапунктно тому, что я пою в куплетах, а затем параллельно ей в припевах, гармонизируя мелодическую линию. Вы можете услышать это в «Easy Money» с King Crimson, «Heat of the Moment» и «Don't Cry» с Asia».
King Crimson. Фото из открытых источников
King Crimson. Фото из открытых источников

Этот период «Кримзон» характеризовался более агрессивным фьюжн-звучанием во главе с громовыми, мелодичными басовыми партиями Уэттона, чей «ревущий и хрустящий» звук, усиленный педалями эффектов и вращающимися динамиками «Leslie», часто граничил даже не с авангардом – с хэви-метал. Фрипп однажды сравнил игру на сцене с Уэттоном и барабанщиком Биллом Бруфордом с «летящей кирпичной стеной». Джон прокомментировал:

«Мой бас и мой музыкальный голос проявились в King Crimson. Работая в Mogul Thrash и Family, я познакомился с такими непохожими друг на друга басистами, как Джек Брюс, Харви Брукс и Мирослав Витус, и я продолжал пытаться разобраться в музыке Джеймса Джеймерсона в «Motown». Так что в свои 22 года я был вполне уверен в себе и стремился сыграть как можно больше нот. Это идеально сочеталось с тем, как Билл Бруфорд играл на барабанах.

После того, как мы записали «Larks’ Tongues in Aspic», я был особенно доволен своим музыкальным вкладом в «Starless and Bible Black» и «Red». В частности, «Starless» стала для меня звёздным часом. Это сонатная форма, с моей балладой в начале, с демоническим аккордом бас-гитары с тритоновой заменой, который написал Билл, затем начинается настоящий ад, и, наконец, мы возвращаемся к балладе».

«Поскольку я как бы балансировал между ролями ведущего и второго плана, я выбрал довольно резкий звук. Это стало возможным благодаря моим пальцам, иногда медиатору, моему «P-Bass» 61-го года, струнам «Rotosound», усилителю «Hiwatt» и дешевой итальянской педали «wah-wah/fuzz». Нам с Крисом Сквайром очень понравился басовый тон, который Эйс Кеффорд приобрел благодаря этому прибамбасу: он был похож на нижние струны пианино. Именно к этому мы стремились».

Они записали четыре альбома («Larks’ Tongues in Aspic», «Starless and Bible Black», «Red» и концертник «USA»), но к сентябрю 1974-го Фрипп решил распустить группу. В музыкальном плане он оказался между Бруфордом и Уэттоном, которые играли с большой силой и громкостью, и Кроссом, чья усиленная акустическая скрипка постоянно заглушалась ритм-секцией. К тому же Роберт, разочаровавшись в музыкальной индустрии, не хотел более гастролировать.

А Джон на тот момент много общался с Roxy Music и присоединился к ним, когда появилась вакансия басиста. Ещё когда он играл в King Crimson, Брайан Ферри попросил Уэттона «присутствовать» на их прослушиваниях в поисках замены басиста и дать свои рекомендации. Неудовлетворенный всеми претендентами, Джон вызвался сам поехать в тур 1975 года, чтобы дать им время найти хорошего басиста. Группа продвигала арт-рок и гастролировала по Великобритании, Европе и Америке. Уэттон хотя и был «случайным пассажиром», тем ни менее поучаствовал в записях концертного альбома «VIVA» и сольника гитариста группы Фила Манзанеры – «Diamond Head».

«Уйдя из King Crimson, я привнес в Roxy Music многое из своего насыщенного басового стиля, и они не возражали, потому что им нравилось свинговать».

В марте 1975-го Джон решил присоединиться к группе Uriah Heep после того, как они только что уволили басиста Гэри Тейна. Как он сам рассказывал:

«King Crimson я играл до нелепости сложную музыку с очень необычными размерностями. Предложение сыграть с Uriah Heep сулило мне небольшую передышку. Я мог оставаться самим собой, получать удовольствие и играть по-настоящему мощную рок-музыку. В «Хипы» я пришёл уж точно не из-за денег. На тот момент Roxy Music предлагали мне столько же, сколько и Uriah Heep, если не больше. Просто я не хотел оставаться в Roxy Music».

Уэттон сыграл на двух альбомах, и если в «Return to Fantasy» его вклад был лишь инструментальным, то для «High and Mighty» он помог Кену Хенсли написать пару песен. Более того – он же помогал ему и в аранжировках, может поэтому по звучанию эта запись совершенно выпадет из привычной фанатам «Хипов» стилистической обоймы сочетания хард- и прогрессив-рока, столь характерной для прежнего саунда группы. На главном хите пластинки «One Way or Another» Джон и Хенсли разделили вокальные партии.

Тем ни менее, присутствие Уэттона никак не повлияло на внутренние беспорядки в группе. Все ненавидели друг друга, и поэтому к августу 1976-го он ушёл, пока всё не стало слишком неприятным. В октябре того же года Джон вернулся в группу Брайана Ферри, которая гастролировала по Великобритании, Европе, Японии и США. Но снова начали всплывать проблемы, связанные с игрой чужой музыки.

В июле 1976 года, после ухода из Uriah Heep, Уэттон воссоединился с бывшим барабанщиком «Кримзон» Биллом Бруфордом, записав демо, первоначально предложенные для сольного альбома (два из этих демо были позже выпущены на сборнике «Monkey Business» в 1998 году – прим.). Попутно Джон по старой памяти помог Брайану Ферри записать пару сольных альбомов («Let’s Stick Together» и «In Your Mind»).

В сентябре 1976 года Уэттон и Бруфорд сформировали группу с клавишником Риком Уэйкманом, который ранее работал с последним в Yes. Проект был остановлен лейблом после репетиции. По словам Билла, «A&M Records не хотели позволять своей «звезде» Уэйкману уйти с использованной, слегка загрязненной ритм-секцией King Crimson, и эта идея провалилась».

Затем Бруфорд и Уэттон обратились к Роберту Фриппу с предложением реформировать King Crimson. Когда Фрипп в конце концов отказался, парни решили, что каждый позовёт музыканта, чтобы сформировать совместно таким образом новую группу. Уэттон пригласил Эдди Джобсона, который после ухода из Roxy Music в 1976 году присоединился к группе Фрэнка Заппы, таким образом «украв» его у Заппы. А Бруфорд позвал Аллана Холдсворта, ранее входившего в состав Soft Machine, Nucleus, Gong, Tempest и The Tony Williams Lifetime. Так была создана супергруппа U.K..

U.K. (band). Фото из открытых источников
U.K. (band). Фото из открытых источников

Они записали одноименный альбом и совершили пару туров по США. В 2015 году журнал «Rolling Stone» поставил «U.K.» на 30-е место среди лучших прогрессив-рок-альбомов всех времён. Отмечалась гитарная работа и разнообразная звучность синтезатора «Yamaha CS-80», но всё это очень удачно ложилось на подложку выдающейся ритм-секции, где бас Уэттона отлично дополнял свинговый гений Бруфорда.

«К тому времени, когда я наконец вернулся в U.K. к Биллу Бруфорду, гитаристу Аллану Холдсворту и клавишнику Эдди Джобсону, соотношение сил изменилось. Теперь я был фронтменом, и основное внимание уделялось структурированным песням, которые оставляли мало места для импровизации. Что касается баса, то мне действительно приходилось быть ведущим; это ограничивало мою свободу, но я смирился с этим. Я бы назвал наш подход организованным хаосом, в котором очень много энергии. Отсутствие импровизации выводило Холдсворта из себя. Тем не менее, я думаю, что мы записали чертовски хорошую пластинку».

В ноябре 1978-го Бруфорд и Холдсворт покинули группу из-за разногласий и основали Bruford. А Уэттон с Джобсоном позвали на замену Бруфорду Терри Боззио, ещё одного бывшего участника коллектива Заппы, и группа продолжила работу в составе трио, так и не найдя достойного гитариста. Было выпущено ещё два альбома (студийный «Danger Money» и концертный «Night After Night»), но у Джона и Эдди были разные представления о том, в каком же направлении должна развиваться группа. Они закончили тур и решили взять шестимесячный перерыв.

«Когда Аллан и Билл ушли и мы стали трио с барабанщиком Терри Боззио, мы продвинулись ещё дальше в вокальном направлении, а моя игра на басу стала еще более функциональной».

Джон увлекся сольными проектами, такими как «Jack-Knife» (с преобладанием каверов) и «Caught In The Crossfire». На первом ему помог Палмер-Джеймс на гитаре, Джон Хатчесон на клавишных и Курт Кресс на барабанах.

Второй же был, по сути, полноценным сольным дебютом Джона. Хотя ему помогали его записывать гитарист Мартин Барре (из Jethro Tull), барабанщик Саймон Кирк (из Bad Company), а также саксофонист Малкольм Дункан (из Average White Band), с которым Уэттон играл в Mogul Thrash, плюс гитарист Фил Манзанера в заглавной композиции, Уэттон помимо вокала отметился еще клавишными и гитарными партиями. Все песни, включая и текст, были написаны им самостоятельно, за исключением заключительной, с которой помог Пит Синфилд.

Релиз альбома состоялся в переходный период в карьере Уэттона, до того момента, как он присоединился к Wishbone Ash. Между делом он помог бывшему вокалисту Family Роджеру Чэпмену записать пару сольных альбомов («Mail Order Magic» и «Hyenas Only Laugh for Fun»). А в Wishbone Ash Джон пришёл на замену басисту и ведущему вокалисту Мартину Тёрнеру, но поучаствовал только в записи единственного альбома – «Number the Brave», выпущенного в апреле 1981 года. Хотя группа искала фронтмена, по иронии судьбы, он таковым в ней не стал, спев здесь только в «That's That».

Во время сессий альбома Джон предлагал ребятам и другие свои песни, например, «Here Comes the Feeling», которая в конечном итоге разойдётся миллионами экземпляров, когда будет выпущена на дебютном альбоме группы Asia в 1982 году. А Уэттон после сессий звукозаписи не продолжит работу с Wishbone Ash и вместо этого станет соучредителем супергруппы Asia.

Asia. Фото из открытых источников
Asia. Фото из открытых источников

Дело было так. К концу 1980 года он поговорил с менеджером Брайаном Лейном о создании нового ансамбля. Тот познакомил Джона с бывшими участниками Yes – гитаристом Стивом Хоу и клавишником Джеффом Даунсом. Четвертым в звёздной компании стал маститый Карл Палмер из EL&P. И вот, в январе 1981-го, родилась Asia, первая «супергруппа» 80-х. Благодаря своему коллективному опыту, они довольно быстро выпустили дебютный одноимённый альбом. «Asia», стал самым продаваемым альбомом в США в 1982 году, оставаясь на первом месте в чартах в течение 9 недель. Диск стал золотым и платиновым на всех континентах. Это был «звездный час» Джона Уэттона. Он участвовал в написании всех песен альбома и прочно застолбил себе место в числе суперзвёзд рок-сцены.

Помню, как гонялся в начале 80-х за новинкой, а достав её, был немного разочарован слегка попсовой подачей. Но в мире это «зашло». Тогда как раз начиналась эра видео, появился телеканал MTV, не последнюю роль сыгравший в успехах группы. Asia использовали своё поп-прогрессивное звучание в таких хитах, как «Heat of the Moment», «Only Time will Tell» и «Don't Cry», крутившихся без устали в эфире. Драматичный видеоряд рулил.

После выхода второго альбома «Aplha», дошедшего лишь до 6-го места «Billboard 200», Стив Хоу ушёл из группы, и в 1985 году его на гитаре в их третьем альбоме «Astra» заменил Мэнди Майер (Krokus; Gotthard; Unisonic – прим.), привнёсший немного «металлического» звучания. Тогда же из-за «пристрастия к бутылке» Уэттон был временно уволен из группы (его заменял Грег Лейк – прим.). Была такая слабость. Хотя другие участники быстро приняли Джона обратно, Asia не смогла повторить свои первоначальные успехи.

«Мое увлечение музыкой, на формирование которого ушло 30 лет, достигло апогея. К тому же меня окружали отличные музыканты, подходящий лейбл, начало «MTV» – всё было на своих местах. Единственное, что могло меня остановить, – это «кнопка самоуничтожения», которая сработала на короткое время после выхода двух альбомов, но я вернулся. Что действительно принесло успех Asia, так это то, что мы пожертвовали собой ради создания настоящего звучания группы».

На пару лет в Asia был объявлен перерыв, и Джон завершил два сольных проекта. Первым был сборник «King's Road» 1972-1980 годов, составленный за годы его работы в «EG records». Вторым был новый альбом «K Scope» Wetton/Manzanera – со старым другом Филом Манзанерой, с которым он впервые познакомился в Roxy Music. На альбоме был материал, предназначавшийся для Asia. Также в 1987 году Уэттон играл с группой Phenomena на их альбоме «Dream Runner» и получил хит номер один в Южной Америке с синглом «Did It All for Love», который также появился в соответствующем музыкальном видео.

В 1990 году был выпущен четвертый «азиатский» альбом – «Then & Now», который содержал композиции с первых трёх пластинок группы и несколько новых песен. На этот раз обязанности гитариста с Мэнди Майером разделили Стив Лукатер (из Toto), сессионщик Рон Коми и Скотт Горэм (из Thin Lizzy), но с обложки пластинки по-прежнему улыбались знакомые лица Уэттона, Даунса и Палмера. В ноябре 90-го троица объединилась с Пэтом Траллом (из Pat Travers Band) для участия в двух аншлаговых концертах на московском стадионе «Олимпийский». Выступления были записаны и выпущены в 91-м. Были также сняты видеоклипы и полнометражный фильм о концерте. Затем Джон решил, что ему нужно сменить направление, и покинул группу.

В 90-е годы Уэттон сосредоточился на сольной карьере. Он решил переехать в Калифорнию, где у него появилась новая управляющая компания, звукозаписывающая компания и продюсер Рон Невисон. В 1994 году он выпустил ещё один сольный альбом, «Battle Lines». Во время своего турне по Дальнему Востоку осенью 1994-го он записал несколько концертов, которые были выпущены в 1995 году под названием «Chasing The Dragon». А в 1995 году, во время гастролей по США, Джон записал серию чисто акустических версий многих своих старых любимых песен. Альбом был выпущен на лейбле «Blueprint» под названием «Akustika – Live In Amerika».

Akustika: Live In Amerika / Akustika II: Return to Amerika by John Wetton on Apple Music

В 1999 году неудавшаяся попытка реформировать Asia привела к тому, что Джон и Карл Палмер сформировали вместе с клавишником Джоном Янгом (который был соавтором материала для «Battle Lines» – прим.) и гитаристом Дэйвом Килминстером (Roger Waters BandSteven; Wilson Band – прим.) недолговечную прогрессив-роковую группу под названием Qango. «Бойцы» помянули былые достижения Asia и трио EL&P. Перед распадом Qango отыграли несколько концертов в Великобритании и записал концертный альбом «Live in the Hood».

Его следующий сольный альбом назывался «Arkangel», за ним последовали другие концертные диски. В конце 2000 года в Японии был выпущен последний сольный альбом Джона «Welcome To Heaven». Но альбом оказался ещё менее удачным, чем предыдущий. Все эти годы Уэттон спорадически работал со многими исполнителями и в качестве сессионного музыканта.

В начале 2000-х для совместного проекта Icon Уэттон воссоединился с Джеффом Даунсом, гитаристом Джоном Митчелом (из Arena) и барабанщиком Стивом Кристи (из The Notations). Icon заметно много приняли от звучания Asia. Стало чуть меньше арт-рок-проигрышей, но появилось огромное разнообразие синтезаторных звуков. Для усиления настроения во многих трэках была использована скрипка Кэти Джейкоби. За первым альбомом «Icon» последовали «Icon II: Rubicon» в 2006 году и «Icon III» в 2009 году.

В 2006 году наконец произошло воссоединение классического состава Asia (Уэттон, Даунс, Хоу, Палмер). Студийный альбом «Phoenix» (2008), первый альбом оригинальной группы после альбома 1983 года, был выпущен в апреле 2008 года и занял 73-е место в чарте альбомов «Billboard 200» в США. Здесь не было как откровений, так и откровенных провалов, но реакция музыкальной прессы была убийственной: «немного настоящего рока служат лишь напоминанием о том, что вы не только не можете, но и не должны снова возвращаться». Альбом завершается тем, что многие теперь считают окончательным гимном Уэттона – «An Extraordinary Life».

Первоначальный состав выпустил ещё два студийника («Omega» 2010 года и «XXX» 2012-го), прежде чем Хоу ушел в январе 2013 года, чтобы сосредоточиться на Yes. С новым 27-летним гитаристом Сэмом Коулсоном Asia выпустили «Gravitas» в марте 2014 года. Хотя он оказался менее успешным с точки зрения продаж, чем его предшественник, альбому всё же удалось попасть в чарт Великобритании и «Billboard 200» в США. И это была последняя работа маэстро.

Кудесника не стало 31 января 2017. Но те, кто по-настоящему любят музыку, будут его помнить и слушать ещё долго.

☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!

❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал и активируйте оповещение колокольчиком.

➤Другие похожие материалы: