Сколько басистов выступали на одной сцене с «Битлз» как в составе группы, так и со всеми индивидуально? Ответ прост: только один. На днях отметил своё 86-летие большой друг The Beatles, уважаемый художник и музыкант – Клаус Ворман. Именно он создал обложку битловского альбома «Revolver», которую отметили премией «Грэмми» за графический дизайн. И именно Ворман – о чём не все осведомлены – как-то даже выступил в роли бас-гитариста самой группы ещё до Пола Маккартни.
Зато хрестоматийно неоспоримо его басовое участие в первом составе Plastic Ono Band и последнем Manfred Mann, а также сольных записях Джона Леннона, Джорджа Харрисона, Ринго Старра, Лу Рида, Гарри Нилсона, Карли Саймон, Били Престона, Леона Рассела, Хаулина Вулфа, Джеки Ломакса, Би Би Кинга, Питера Фрэмптона и ещё ряда других исполнителей. Уже в нашем веке он записался в качестве бас-гитариста и совместно с Полом Маккартни. Таким образом, Клаус – единственный, кто может похвастаться тем, что играл на басу со всеми четырьмя битлами на сцене и в студии!
Клаус Ворман занимает особое и неповторимое место в истории Джона Леннона и The Beatles. Он подружился с «битлами» за несколько лет до их восхождения к славе, когда те ещё были начинающей клубной группой, выступавшей в Гамбурге. В то время ребята делали преимущественно каверы, только обретали исполнительское мастерство и нарабатывали харизму. И можно было бы только дружескими чувствами объяснить привлечение Ленноном на своих сольных студийных записях Вормана в качестве бас-гитариста, если совсем не принимать во внимание требовательность Джона к конечному продукту. По аналогичной причине самобытная бас-гитара Клауса прозвучала и на записях Харрисона, Старра и многих других.
«Они были моими друзьями. Они хотели, чтобы я играл, потому что им нравилась моя игра. Мне повезло, что я оказался в такой ситуации».
Тем не менее, Ворман помимо того, что прекрасно чувствует и понимает музыку, ещё и довольно точен в нюансах, имеет превосходное чувство ритма, интуитивно ощущает что требуется для каждого трека, а также отлично поддерживает непринуждённую творческую атмосферу, столь необходимую для обретения химии взаимодействия в студии. С этой точки зрения он – просто идеальный сайдмен: непритязательный, с мягкими манерами, неизменно оптимистичный и сосредоточенный на своей работе, с характерной для него тевтонской серьезностью и искренностью.
После распада The Beatles ходили слухи о создании группы под названием The Ladders, в которую войдут Леннон, Харрисон, Старр и Ворман, плюс Билли Престон. Чего стоит только сенсационная новость о грядущем возрождении «Битлз», которую выдал в марте 1973 года британский музыкальный журнал «Melody Maker». Тогда, прознав о сессии записи песни Леннона «I'm the Greatest» для альбома Ринго, на которой присутствовали вышеперечисленные музыканты, напечатали следующее:
«На этой неделе по Лос-Анджелесу пронеслись слухи о том, что трое участников The Beatles объединились для записи. Джон Леннон, Джордж Харрисон и Ринго Старр находятся в Лос-Анджелесе с Клаусом Ворманом, басистом, который, по слухам, заменит Пола Маккартни после его ухода из группы».
Клаус Отто Вильгельм Ворман родился 29 апреля 1938 года в пригороде северного Берлина. Его отец работал терапевтом, а Клаус был одним из шести братьев. Семья Ворманов, проявляя традиции их круга, интересовалась искусством, классической музыкой и литературой. С 8 до 15 лет Клаус учился играть на фортепиано, пока его родители не решили, что вместо этого юноше было бы полезнее изучать коммерческое искусство в Берлинской Высшей школе графики и черчения. Позже он переехал в Гамбург, чтобы учиться в частной академии «Майстер Щуле» (Школа мастеров), но ещё до окончания учёбы начал работать для журналов в качестве художника, графического дизайнера и иллюстратора.
Именно в Гамбурге в «Майстер Щуле» молодой Ворман встретился с Астрид Кирхгерр, стильной блондинкой-фотографом и дизайнером одежды, с которой у него завязались близкие отношения. Клаус снимал жильё в гамбургском районе Альтона – буквально за углом у дома её родителей, принадлежавших к высшему классу. Спальня Астрид, в которой всё было выдержано в чёрных тонах, включая стены и мебель, была оформлена специально под эстетический вкус Вормана. Клаус стал первым мужчиной, который носил легендарную прическу «Битлз». Этот стиль был придуман Астрид опять же в подражание французской богеме. Она уложила так свои собственные волосы, а затем и прическу Ворманна, сделав смелый переворот в моде.
Их друзья были известны, как «экзис» – от «экзистенциалист» – интеллигентные, красивые, элегантные и авангардные. Как водится, они увлекались творчеством таких писателей, как Альбер Камю, Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар, создав своего рода мрачный шик из философии, рассматривающей жизнь по сути как бессмысленную и абсурдную. Астрид и Клаус, да ещё фотограф Юрген Воллмер были наиболее продвинутые из всей этой тусовки, и часто держались втроём.
Как гласит история, 16 октября 1960 года после ссоры с Астрид Ворман в одиночку зарулил в гамбургский район Санкт-Паули – довольно злачное место, буквально нашпигованное порно-кинотеатрами, пип-шоу, магазинами для взрослых, кабаре и клубами. Клаус вспоминал:
«Я бы назвал это больше, чем ссорой. Мне надо было выпустить пар. В таких случаях я довольно часто ходил в порт. Репербан – это район моряков. Место, где напиваются, куда идут за женщинами, и так далее. Этим он и славится».
Его переполняли негативные эмоции, в противном случае он никогда бы не рискнул один приехать в этот неблагополучный район Гамбурга. И вот, Ворман вдруг услышал энергичную музыку, доносившуюся из подвала клуба «Kaiserkeller», заставившую его буквально замереть на месте:
«Я решил пройтись. На Гроссе-Фрайхайт я услышал, как из какого-то подвала несётся дикий рёв. Я зашел посмотреть, что там делается. В таких клубах я не был ещё ни разу в жизни… Через окно я услышал, как вживую исполняют рок-н-ролл. Это был самый первый раз, когда я услышал рок-н-ролл вживую, и оказалось, что это были The Beatles, хотя в тот момент я этого не знал. Таким образом, первая группа, которую я услышал через окно, были The Beatles.
В клубе была страшная картина. Жёсткие ребята, настоящие рокеры, в коже с головы до ног. И так, пока я набирался решительности, чтобы туда войти, то уже на сцене были Rory Storm and the Hurricanes с Ринго Старром на барабанах. Я тихонечко примостился в уголке и стал слушать. Группа подключила свои инструменты, и представление началось. Мне было видно ударника, Ринго Старра, очень отчетливо, и я был впечатлён. Потом на сцену вышел светлокудрый Рори Сторм, со всеми своими трюками с микрофонной стойкой.
В зале находились парни, и я смотрел на них во все глаза, уж очень забавно они выглядели. Особенно парень с высокой прической, в остроносых туфлях и тёмных очках, позже я узнал, что это Стю. Солнечные очки были не настоящие, просто поверх обычных линз он прикрепил тёмные стекла. Потом они пошли на сцену, и я понял: это вторая группа – The Beatles. Это было просто потрясающе. Я никогда в жизни не видел и не слышал ничего подобного.
Они исполнили «Sweet Little Sixteen», пел Джон. Эти ошеломили меня еще сильнее, чем Рори Сторм. Я не мог отвести от них глаз. Мне захотелось подойти к ним, поговорить, но я не знал, как это сделать. С одной стороны, я боялся всех этих рокеров, с другой – мне было неловко, я чувствовал себя не в своей тарелке. Но впечатление было потрясающее, – как это у них получалось? Играть вместе настолько слаженно, мощно и необычно! При этом они прыгали и скакали по всей сцене как угорелые. По-моему, это продолжалось часов восемь подряд».
В тот период состав «Битлз» состоял из Джона Леннона, Пола Маккартни и Джорджа Харрисона на гитарах, Стью Сатклиффа на басу и Пита Беста на барабанах. Они щеголяли в образе тедди-боев: в обтягивающих кожаных брюках, остроносых ботинках «винкл-пикер», с каскадом набриолиненных волос, зачёсанных в стиле помпадур, эффектно нависавших надо лбом. К этому времени ребята уже пятый месяц в гамбургских клубах ежедневно исполняли живой репертуар из рок-н-роллов и других песен 50-х годов, смешанный с небольшим количеством сочных баллад: Литтл Ричард, Элвис Пресли, Джерри Ли Льюис, Чак Берри, Фэтс Домино, немного Джина Винсента.
Раскованная манера пятёрки парней, театрально снующих по сцене, их впечатляющие вокальные данные – всё это было немного ошеломляюще, но очень привлекательно для Вормана, тихого и чувствительного молодого парня, который уже начал пробивать себе дорогу в качестве коммерческого иллюстратора. Ведь Клаус не был столь близко знаком с этим жанром и предпочитал прежде слушать джаз, да Нэта Кинга Коула и The Platters.
«Это была первая рок-группа, которую я когда-либо слышал в своей жизни. Все они пели. Джордж пел. Джон пел замечательно. Это было просто удивительным, эти люди, увидеть их. Это было действительно особенным… Для меня это было всё равно что впервые услышать все великие рок-н-ролльные мелодии, которые когда-либо звучали, в исполнении величайших певцов».
Уже на следующий день Клаус привёл в «Kaiserkeller» свою подругу Астрид Кирхгерр, а также Юргена Воллмера. Как вспоминала Астрид: «Клаус был почти всегда невозмутим. Его очень трудно было удивить. Он только говорил: «Да, здорово, фантастика». Но когда он пришёл домой, впервые увидев «Битлз», я его с трудом узнала. Он просто сошёл с ума». Троица «экзис», элегантно одетых в чёрную замшу и бархат, со своеобразной унисекс-прической, выглядела настолько инородно в этой цитадели увеселений простого люда, что не могла не привлечь внимание пятёрки музыкантов. Пол Маккартни вспоминал:
«В один из таких дней, когда мы занимались своими делами, к нам пришли несколько странного вида люди, которые ни на кого не были похожи. Мы сразу почувствовали: «Эй-эй... родственные души... Здесь что-то происходит». Они вошли и сели, и это были Астрид, Юрген и Клаус».
Юрген Воллмер вспоминал: «До этого мы слушали диксиленд или традиционный джаз, но с тех самых пор, как появились «Битлз», мы с головой ушли в рок-н-ролл и больше никогда не ходили в джаз-клубы». «Битлз» и «эксис» объединяло одно очень важное качество: они были аутсайдерами, двумя разными, но одинаково отчужденными субкультурами, которым просто необходимо было объединиться. И Ворман сделал первый шаг. Во время перерыва он попытался заговорить на ломаном английском с Ленноном и сунул ему в руки обложку для пластинки, которую он сам придумал. Как художник-дизайнер, он оформил уже два или три таких конверта, хотя в основном работал для журналов. Клаус надеялся, что «Битлз» захотят взглянуть на его работу. Он всё рвался подобраться к ним поближе:
«Первым битлом, с которым я поговорил, был Джон. Однажды вечером в клубе мои друзья сказали: «Давай, Клаус, ты немного говоришь по-английски. Иди и поговори с группой. Нам нужно как-то наладить контакт». Так что я взял обложку, которую придумал для песни Ventures под названием «Walk Don't Run». Я подошел к Джону и показал ему её. И он сказал: «Пойди, покажи это Стюарту. Он в группе самый творческий человек». Так что он отказался, типа, теперь я рок-н-ролльщик. Я больше не занимаюсь искусством».
Джон Леннон позже вспоминал: «Помню, какой-то тип совал мне в руки обложку пластинки. Я так и не понял, чего он хотел». Зато Стью Сатклифф, который всегда оставался прежде всего художником, увидел в них близких по духу людей. Он был очарован этой троицей, которая, по его мнению, выглядела как «настоящие представители богемы». Позже он писал сестре, что не мог оторвать от них глаз и всё хотел поговорить с ними во время следующего перерыва, но они уже покинули клуб. Теперь же «экзи» сами пошли на контакт, и он узнал, что все трое учились в «Майстер Щуле», которая была гамбургским эквивалентом Ливерпульского художественного колледжа, который посещали он сам и Леннон.
Стю и Клаус быстро подружились, несмотря на то, что тогдашний басист The Beatles стал новым мужчиной в жизни Астрид Кирхгерр, ловко вытеснив из неё Вормана. Восторженный, он писал в Ливерпуль сестре: «Недавно я обрёл замечательных друзей… самое классное трио, когда-либо мною встреченное. Я был просто очарован их обаянием. Девушка сказала, что я самый красивый в команде. Я всегда считал себя самым заурядным членом группы на фоне Ромео – Джона Леннона с его двумя стойкими соратниками Полом и Джорджем – Казанов Гамбурга!» Сама Астрид позже признавалась: «Я влюбилась в него с первого взгляда. Да-да. Не какие-нибудь романтические бредни, – я влюбилась по-настоящему».
Теперь «Битлз» почти всё свободное время проводили в компании Клауса, Астрид и их друзей за разговорами и выпивкой. Музыканты не говорили по-немецки, но некоторые немцы кое-как изъяснялись по-английски. Джордж Харрисон вспоминал: «Они высоко ценили нас, но и сами по себе были артистичными и интересными. Они принадлежали к богеме Гамбурга. Мы начали всё чаще встречаться с ними. В то время от них мы узнавали больше, чем они от нас, в том числе и о стиле. Клаус, Астрид и Юрген стали для нас настоящими друзьями». Клаус Ворман, в свою очередь был без ума от новых друзей:
«Они были такими открытыми, и нам, немцам, было трудно их понять. Они с легкостью говорили о своих внутренних чувствах, они не боялись открыться. Когда они это сделали, они открыли нас и показали, какими могут быть люди. Немцы в целом очень боятся раскрывать свою внутреннюю жизнь. Мы принимали стимуляторы и так много разговаривали... Это было невероятно».
Астрид опекала новых друзей, пригласив их в дом своих родителей, чтобы они смогли по-человечески принять ванну. У ней и Стю постепенно всё зашло очень далеко, и 26 ноября они обручились, купив друг другу в складчину обручальные кольца, как полагалось по немецким обычаям. Между тем, «битлов» депортировали из Германии в виду отсутствия разрешения на работу в стране. Повторно, уже с надлежаще оформленными визами они вернутся в Гамбург в конце марта 1961 года. Стюарт Сатклифф подаст заявление на поступление в академию «Майстер Щуле», чтобы быть ещё ближе с Астрид Кирхгерр. И вот однажды в открывшемся в конце октября на улице Репербан новом клубе «The Top Ten» он преподнесёт Клаусу Ворману то, что оказалось очень ценным подарком. Ворман вспоминал:
«Когда группа играла в клубе «The Top Ten», Стюарт ещё был басистом. Это было поздним вечером, и он подошел ко мне. Я только что пришел в клуб и он сказал: «Ладно Клаус, ты сегодня играешь на бас-гитаре». И он просто сунул её мне в руки. А я к тому дню пока ещё не сыграл ни одной ноты на басу. Это было первый раз, когда бас-гитара оказалась в моих руках. Группа сказала: «Давай на сцену, ты играешь сейчас». Я возразил: «Нет, нет. Я не собираюсь идти на сцену. Я никогда там в своей жизни не был»».
Позже Клаус Ворман графически изобразит тот самый исторический момент, когда он, преодолевая страх, присоединился к четвёрке «Битлз».
«Да. Стюарт вручил мне свою бас-гитару «Hofner President» и пошёл обниматься с Астрид. У меня была маленькая гитара, которую я подключал у себя дома к магнитофону. Но я никогда не держал в руках бас-гитару. Я знал, что такое кварты, что такое струны. Итак, я взял стул, поставил его перед сценой и сел с бас-гитарой. А потом была объявлена первая песня – трек Фэтса Домино «I'm In Love Again». Не очень трудно играть такие песни. Таким образом, я сразу же и сыграл. Они все сказали: «Это здорово, Клаус. Ты играешь действительно хорошо». Я играл спиной к публике. Было уже раннее утро, несколько пар танцевали, а одна или две спали в баре – атмосфера была по-настоящему ночной. Это был первый раз в моей жизни, когда я держал в руках бас-гитару. Вот, когда я начал».
Этот эпизод стал предвестником грядущих событий. Вскоре после этого Стю покинул The Beatles и остался в Германии, чтобы жить с Астрид Кирхгерр и отдаваться своему призванию художника. Маккартни, конечно же, как мы все помним, согласился переквалифицироваться в бас-гитаристы, а Сатклифф продал Ворману свою бас-гитару «Höfner President – 333». «Он хотел купить краски», – вспоминал Ворман. «Он больше не хотел играть. Поэтому ему понадобились деньги».
Таким образом, довершилась своеобразная рокировка: от Клауса Стюарту перешла женщина, в обмен на бас-гитару. Бывший «Höfner President» Сатклиффа направил Клауса Вормана на путь, который привёл его на сцену и в студию звукозаписи к некоторым из самых знаменитых музыкальных исполнителей 20-го века.
Отрадно, что The Beatles не забыли своих немецких друзей и после того, как добились всемирной известности. Примерно в начале 1964 года Харрисон и Старр пригласили Клауса переехать в Лондон и пожить с ними в квартире на Грин-стрит в лондонском районе Мэйфер, которую ранее делили все четверо участников The Beatles: Леннон переехал жить к своей жене Синтии Леннон, а Маккартни поселился в мансарде дома родителей своей подруги Джейн Ашер. Некоторое время Ворман жил с Джорджем и Ринго, прежде чем нашёл работу в рекламном агентстве и снял собственную квартиру. Он обнаружил, что слава не сильно изменила его друзей.
К этому времени Клаус уже успел прилично освоить свой инструмент. Получив в детстве музыкальное образование и владея игрой на фортепиано, как и Пол Маккартни, он выбрал себе тот же образец для подражания при игре на басу:
«Когда я немного научился играть на гитаре во время каникул на Тенерифе, техника игры на басу не представляла для меня никаких проблем… Я всегда слушал джаз, потому что мне нравится контрабас. Интересно, что на меня больше всего повлиял Джеймс Джеймерсон, который записал много песен лейбла «Motown». Он был контрабасистом и увлекся электроигрой. Он, оказывается, делал то же самое, что и я, – подкладывал кусочек губки под струны возле бриджа. Я не знал, что он это делал, но это стильно приглушало звучание пластинок «Motown». То, что он делал, было для меня волшебством».
В 1965 году Ворман вернулся в Гамбург, а позже отправился в Ливерпуль, где основал группу под названием Paddy, Klaus & Gibson с Пэдди Чемберсом (ранее участник группы Faron's Flamingos и The Big Three) на гитаре и вокале, Ворманом на басу и вокале и Гибсоном Кемпом (ранее участник The Night People, Tommy And The Satellites, The Memphis 3, Kingsize Taylor and the Dominoes и Rory Storm And The Hurricanes) на барабанах. Менеджером группы был Брайан Эпстайн, которого вдохновили на это Джон с Полом.
«У нас был контракт на запись, но он не сделал ничего хорошего. Брайан любил группу и я подумал, ну, если он думает, что группа хорошая, давайте попытаемся. Но мы никогда не делали каких-либо хороших записей. Мы готовились, когда дело дошло до выступлений, и люди танцевали. Для такого рода работы, мы были действительно хороши, делая кавер-версии на The Temptations, The Impressions и вещи такого рода. Но нас было только три человека. У нас был Пэдди, гитарист, который пел, и я пел немного, но не так уж много и Гибсон играл на барабанах. Таким образом, это была не такая уж фантастическая группа и мы не писали слишком много песен... Эпстайн не сделал слишком много хорошего для нас, но я не виню его за это. Он был достаточно много занят с The Beatles».
9 июля трио выпустило свой первый сингл «I Wanna Know», который был английской кавер-версией песни французского Евровидения того года «N'avoue Jamais» Гая Марделя. Всего они выпустили три сорокопятки, все для «Pye Records».
В это же самое время Клаус Ворман создал обложку для битловского альбома «Revolver», которая представляет собой композицию из нарисованных ручкой портретов Маккартни, Леннона, Харрисона и Старра. Между изображениями их лиц размещён коллаж, созданный из вырезок фотографий The Beatles.
«Джон позвонил мне и спросил, есть ли у меня идея для этого, и если бы я захотел попытаться, имея хорошую идею, я бы получил работу. И это было как раз между тем, как Paddy, Klaus and Gibson распались. Вот когда я спустился в «E.M.I.», чтобы послушать эти песни и я сделал обложку».
В 1967 году обложка была удостоена премии «Грэмми» в номинации «Лучшая обложка альбома, графическая работа».
В 1966 году Клаус Ворман сменил в группе Manfred Mann Джека Брюса, ушедшего из неё в Cream. При этом Ворман отклонил предложения групп The Hollies – где он подменял басиста Эрика Хейдока на нескольких телешоу – и The Moody Blues. Клаус играл в Manfred Mann на бас-гитаре и флейте с 1966 по 1969 годы, поучаствовав в создании, записи и исполнении на концертах всех их британских хитов, начиная с песни «Just Like a Woman» (июль 1966) до их финального сингла «Ragamuffin Man» (апрель 1969), включая и ставшую мировым хитом песню «The Mighty Quinn» (№1 в чартах Великобритании и №10 в чартах США), а также трёх студийных альбомов.
После распада Manfred Mann Ворман становится сессионным музыкантом, играет в разных сольных проектах. Но прежде он неожиданно для себя стал участником собранной Йоко Оно и Джоном Ленноном группы Plastic Ono Band, когда вместе с Аланом Уайтом и Эриком Клэптоном он сыграл 13 сентября 1969 года на фестивале «Rock and Roll Revival Concert» в Торонто. Леннон поспешно собрал группу за 24 часа до концерта, позвонив знакомым музыкантам.
«Джон спросил меня, сделаю ли я это, а я не мог поверить в то, что он говорил. Он всегда очень нервничал, когда вы сразу не говорили: «Да, это здорово! Конечно, я сделаю это!». Я немного помолчал и сказал: «Тебе придется мне немного объяснить. Я понятия не имею, что такое Plastic Ono Band. Это группа Йоко? Должны ли мы выходить на сцену обнаженными или что-то в этом роде?» И он объяснил мне: «Я хочу пойти в студию и записаться вместе, и я хочу, чтобы группа играла. Эрик уже сказал да. Как насчет тебя?» Я ответил: «Хорошо»».
Позже последовала и многолетняя студийная работа с Джоном и Plastic Ono Band, начиная с сингла «Instant Karma!». Альбом группы Леннона был записан всего через несколько месяцев после объявления о распаде The Beatles. Клаус играл на бас-гитаре на концерте Харрисона для Бангладеш в августе 1971 года. В том же году Леннон сказал интервьюеру, что, несмотря на то, что The Beatles распались, «если бы вы сказали, что у Джорджа, Ринго и Джона была идея, что они могли бы дать пару концертов, тогда Клаус был бы тем человеком, который согласился бы сыграть с нами».
«А дальше… Это было похоже на эффект снежного кома. Однажды, когда я играл у Джона, Джордж пригласил меня, и я был невероятно счастлив. Затем меня пригласили Карли Саймон и Лу Рид – это был такой замечательный выбор людей, которые попросили меня сыграть. Мне было весело со всеми людьми, для которых я играл, и я был рад, что они пригласили меня».
Клаус Ворман поучаствовал в качестве сессионного басиста в записях Хойта Экстона, Патти Дальстром, Джеймса Тейлора, Диона ДиМуччи, Донована, Питера Фрэмптона, Арта Гарфанкела, Би Би Кинга, Джека Ломакса, Джеффа Малдаура, Гарри Нилсона, Лу Рида, Билли Престона, Стефана Реммлера, Леона Рассела, Хаулина Вульфа, Рэнди Ньюмана, Ники Хопкинса, Карли Саймон, Cate Brothers, Badfinger, Splinter, и это ещё не полный список. Помимо этого он продолжал играть на бас-гитаре в многочисленных сольных альбомах Джона Леннона, Джорджа Харрисона и Ринго Старра, по сути, взяв на себя инструментальную роль, которую когда-то исполнял Пол Маккартни.
О его участии в работе с битлами он вспоминал особо:
«Джон предоставил мне всю свободу в мире. Он никогда не указывал мне, что играть... Он полагался на Йоко. Большую часть времени она была для него отличным катализатором: даже несколькими словами она говорила правильные вещи, а это было нелегко сделать.
Джордж приходил в студию с маленькими ароматическими палочками: он зажигал их и приглушал свет – это было похоже на маленький алтарь. На запись у него уходило гораздо больше времени. The Beatles так и не были им упомянуты: пришло время перевернуть страницу и двигаться дальше.
Ринго всегда был нужен кто-то, кто помогал бы ему подбирать аккорды. Он полагался на друзей. Он отличался от них тем, что, я думаю, играл бы с The Beatles до конца своей жизни».
А вот когда Пол Маккартни не поздравил Клауса с днём рождения, в отличие от своих бывших коллег, тот отметил в соцсетях: «Как-то грустно, что Пол не упомянул обо мне. Может быть, он боится, что я лучше играю на басу». Я думаю, здесь Ворман просто шутит. Пол снимался в документальном фильме о Клаусе, где отзывался о нём очень тепло. Но всё же, думаю, остальные трое были ближе к нему, ведь они довольно много работали вместе в 70-х.
Клаус Ворман ушёл из музыкального бизнеса в 1989 году, чтобы проводить время со своей семьей. Он живёт на озере Штарнберг, недалеко от Мюнхена в Германии со своей второй женой Кристин и двумя их детьми. И по сей день он благодарит судьбу за то, что предоставила ему редкостный шанс:
«Когда меня впервые пригласили поиграть с Джоном, я не мог в это поверить. Это было просто сногсшибательно. Но как только дело дошло до дела, моё сердце наполнилось огромным счастьем. Все это было похоже на сон, как будто этого не было на самом деле. С тех пор я никогда не думал, о, какой я замечательный, я играл с этими знаменитостями. У меня и в мыслях такого не было. Я никогда об этом не думал. Они были моими друзьями. Они хотели, чтобы я играл, потому что им нравилась моя игра. Мне повезло, что я оказался в такой ситуации. Это все, что я могу сказать по этому поводу».
17 июля 2009 года Клаус выпустил свой первый сольный альбом под названием «A Sideman's Journey». Состав, участвовавший в записи альбома, был обозначен как «Voormann & Friends», в который вошли Пол Маккартни, Ринго Старр, Юсуф Ислам, Don Preston, Доктор Джон, The Manfreds (реюнион бывших участников группы Manfred Mann – но без самого Манфреда Манна), Джим Келтнер, Van Dyke Parks, Джо Уолш и многие другие.
Он отличный музыкант и замечательный человек. Дай бог ему здоровья и ещё много лет жизни!
☑ Если вам понравился этот материал, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии! Репост приветствуется!
❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.
➤Другие материалы «битловского цикла»: