И почему старообрядцы не приняли реформу патриарха Никона? В предыдущей статье я подробно рассказала про старообрядчество и про раскол Русской Церкви 17го века. А сейчас поговорим отдельно про крестное знамение.
Крестное знамение как символ спасения людей через распятие на кресте Христа восходит в глубь веков христианской истории, имея своим началом апостольское время. Хотя оно, как и многие другие предания Церкви, не имеет письменной истории. Тем не менее некоторые ученые нашего времени строят предположения, что начальнейшей формой перстосложения было одноперстие, которое потом заменилось двоеперстием, а это последнее было заменено позднее троеперстием, которое и осталось до сих пор господствующим перстосложением в церквях греческой и русской.
Однако эта гипотеза страдает неполнотой и несостоятельностью, что уже замечено и некоторыми учеными. Доказывая существование одноперстия в IV в. исследователи наталкиваются на свидетельство св. Кирилла Иерусалимского, жившего тоже в IV в., но который учит совершать на себе крестное знамение не перстом (как хотели бы видеть ученые исследователи), а «перстами».
Примером могут также служить фрески в катакомбах Рима, которые сохранились до настоящего времени от первых христиан (IV век)и изображают святых с двуперстием на правой руке:
О двуперстном крестном знамении также свидетельствует писание святых отец Мелетия Антиохийского, Славостинского епископа, и Феодорита (IV век). Во время спора с арианами люди просили представить доказательства истинности двуперстного сложения, что святой Мелетий и сделал. Вначале он сложил три перста и не было никакого знамения. Потом он сотворил полное двуперстное крестное знамение и благословил людей, и от его крестного знамения, как молния вышел огонь.
Два совокупив, три согнув и благослови люди, и изыде от него яко огонь молния, достохвальный убо он испусти глас… и тако посрами еретики. (Стоглав, гл. 31)
Истинность двуперстия подтвердил и Стоглавый собор на Руси (1551 г.), осудивший неистинность проникшего в страну троеперстия:
Аще кто не знаменается двема персты, яко же и Христос, да будет проклят (Стоглав, гл.31).
Об истинности двуперстного перстосложения свидетельствуют также мощи святых. В Киево-Печерской Лавре до сего времени находятся нетленные мощи Илии Муромца, персты правой руки которой сложены в двуперстие
Русская Церковь до Никона творила крестное знамение двуперстием: три пальца (большой и два последних) складывали во имя Святой Троицы, а два (указательный и великосредний) во имя двух естеств во Христе — Божеского и человеческого, при этом средний перст немного преклоняем, а указательный перст сильно протягиваем (держим прямо). Так складывать пальцы для выражения главных истин православной веры учила и древняя Церковь и любое изменение искажает смысл крестного знамения и оно теряет свою силу.
После реформ, проведенных патриархом Никоном, вместо двуперстия было приказано знаменоваться троеперстием: складывать первых три перста во имя св. Троицы, а два последних иметь «праздными», то есть ничего ими не изображать. Троеперстие на Руси было явным новшеством, ведь ни один святой отец и ни один древний собор не свидетельствуют о троеперстии. В иконографии не было традиции его изображения. Поэтому русские люди опасались его принимать.
Более того, в троеперстии содержалась еще и грубая неточность выражения: ведь если мы положим на себя знамение креста, изображая его тремя перстами, то получится, как будто на кресте был распят не Исус Христос по своему человечеству, а Троица.